5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского кратко с примерами. Критика и опровержение пяти доказательств бытия Бога Фомы Аквинского

О том, существует Бог или нет, спорят уже много сотен лет. Верующие старательно аргументируют свои взгляды, тогда как скептики столь же старательно их опровергают. В этой статье мы коснемся 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. С примерами опровержения мы также ознакомимся, чтобы ясно представлять себе сильные и слабые стороны этой системы.

О доказательствах святого Фомы

Святой Фома Аквинский – это знаменитый католический богослов, труды которого приобрели статус официального вероучения западной церкви, руководимой папским престолом в Риме. Упомянутые 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского были изложены им в фундаментальном труде, который называется «Сумма теологии». В нем автор в числе прочего утверждал, что доказать существование Творца можно двумя путями, а именно с помощью причины и с помощью следствия. Другими словами, речь идет об аргументах от причины к следствию и от следствия к причине. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского основываются на втором подходе. Общая логика их такова: так как имеются очевидные следствия причины, то сама причина также имеет место быть. Фома утверждает, что бытие Бога не очевидно для людей. Поэтому доказать его существование можно, если рассматривать Творца как первопричину очевидных нам следствий. Это утверждение и берет за основу святой Фома Аквинский. 5 доказательств бытия Бога, кратко описанные, конечно же, не позволят в полной мере оценить глубину мысли этого выдающегося богослова, но вполне помогут составить общее впечатление о затронутой проблеме.

Доказательство первое. От движения

В наше время этот аргумент Фомы обычно называют кинетическим. Оно основывается на утверждении, что все сущее находится в движении. Но само по себе ничто не может двигаться. Так, например, телегу двигает лошадь, автомобиль заставляет двигаться мотор, а парусник приводит в действие поток воздуха. Двигаются молекулы, атомы и все, что есть в мире, и все оно получает импульс к действию извне, от чего-то другого. А то, в свою очередь, от третьего и так далее. В итоге получается бесконечная цепь причин и следствий. Но бесконечной цепи, как утверждает Фома, быть не может, иначе не было бы первого двигателя. А раз нет первого, то нет и второго, и тогда движения вообще не существовало бы. Соответственно, должен быть первоисточник, который является причиной движения всего остального, но который сам не поддается воздействию третьих сил. Этот перводвигатель и есть Бог.

Доказательство второе. От производящей причины

Этот аргумент базируется на утверждении, что каждая вещь, каждое явление является следствием какой-либо производящей причины. Дерево, согласно ему, вырастает из семени, живое существо рождается от матери, стекло получается из песка и так далее. При этом никакая вещь в мире не может быть причиной самой себя, так как в таком случае нужно было бы признать, что она существовала до своего появления. Другими словами, яйцо не может само себя снести, а дом – себя построить. И в итоге снова получается цепочка бесконечных причин и следствий, которая должна упираться в первоисточник. Его существование не является следствием предваряющей причины, но сам он является причиной всего остального. А не будь его вовсе, то не было бы и процесса производящих причин и следствий. Этот первоисточник и является Богом.

Доказательство третье. От необходимости и случайности

Как и все 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, этот аргумент основывается на законе причины и следствия. Однако он весьма своеобразен. Фома утверждает, что в мире есть случайные вещи, которые могут существовать, а могут и не существовать. Когда-то они реально были, а до этого их не было. И невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы они возникли сами собой. Соответственно, должна быть причина их появления. В конечном счете, это приводит нас к постулированию существования такой сущности, которая была бы необходима сама по себе и не имела бы внешних причин для того, чтобы являться необходимостью для всех других. Эту сущность Фома и определяет понятием «Бог».

Доказательство четвертое. От степени совершенства

Фома Аквинский 5 доказательств бытия Бога основывал на аристотелевской формальной логике. Одно из них гласит, что во всех вещах, какие есть в мире, проявляются различные степени совершенства. Это относится к понятиям добра, красоты, благородства и формы существования. Однако степени совершенства познаются нами только в сравнении с чем-либо другим. Другими словами, они относительны. Далее Аквинат делает вывод, что на фоне всех относительных вещей должен выделяться некий феномен, наделенный совершенством в абсолютной степени. К примеру, сравнивать вещи по красоте можно либо относительно худших, либо относительно лучших вещей. Но должен существовать абсолютный критерий, выше которого ничего не может быть. Вот это самое совершенное во всех отношениях явление и есть то, что называется Богом.

Доказательство пятое. От руководства миром

Как и все 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, это отталкивается от идеи первопричины. В данном случае она рассматривается в аспекте осмысленности и целесообразности, которыми обладает мир и населяющие его живые твари. Последние стремятся к чему-то лучшему, то есть осознанно или неосознанно преследуют какую-то цель. Например, продолжение рода, комфортное существование и так далее. Поэтому Фома делает вывод, что должно существовать высшее существо, которое разумно управляет миром и создает для всего свои цели. Само собой, это существо может быть только Богом.

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского и их критика

Даже поверхностный анализ приведенных выше аргументов показывает, что все они являются аспектами одной и той же логической цепочки. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского сосредоточены главным образом не на высшей сущности, а на материальном мире. Последний выступает в них как следствие или комплекс различных следствий единой первопричины, которая сама ни в чем не имеет причин, но которая обязательно должна существовать. Фома называет ее Богом, но, тем не менее, это не приближает нас к пониманию того, что есть Бог.

Следовательно, эти аргументы никак не могут доказать существование именно конфессионального Господа, христианского или какого-либо еще. На их основании нельзя утверждать, что существует именно тот Творец, которому поклоняются последователи авраамических религий. Кроме того, если проанализировать пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, становится ясно, что постулирование Творца мира является скорее не необходимым логическим заключением, а гипотетическим предположением. Это видно из того, что природа первопричины в них не раскрыта, и она может оказаться совершенно иной, нежели мы ее себе представляем. Эти аргументы не убеждают в истинности метафизической картины мира, которую предлагает Фома Аквинский.

5 доказательств бытия Бога кратко освещают проблему нашего незнания первооснов мироздания. Теоретически может оказаться, что наш мир – это творение некой сверхцивилизации, или следствие действия неоткрытых еще законов вселенной, или некая эманация и так далее. Другими словами, на роль первопричины можно предложить любую фантастическую концепцию и теорию, которая не имеет с Богом, как мы его себе представляем, ничего общего. Таким образом, Бог как Творец мира и первопричина всего – это лишь один из вероятных ответов на вопросы, которые формулирует Фома. Соответственно, данные аргументы не могут служить доказательствами в прямом смысле слова.

Еще один контрдовод касается четвертого доказательства, в котором постулируется некая градация совершенства явлений в мире. Но, если вдуматься, что может служить гарантом того, что такие понятия, как красота, добро, благородство и так далее, являются вполне себе объективными характеристиками, а не субъективными категориями человеческого ума, то есть продуктом ментальной дифференциации? В самом деле, что и как измеряет красоту, и какова природа эстетического чувства? И можно ли мыслить Бога в рамках человеческих понятий о добре и зле, которые, как показывает история, постоянно претерпевают изменения? Меняются ценности этические – меняются ценности и эстетические. То, что вчера казалось эталоном прекрасного, сегодня – образчик посредственности. То, что было добром двести лет назад, сегодня квалифицируется как экстремизм и преступление против человечности. Вписывание Бога в эти рамки человеческих понятий делает его всего лишь еще одной мыслительной категорией, причем такой же относительной. Поэтому отождествление Всевышнего с абсолютным добром или абсолютным благом – это отнюдь не свидетельство его объективного существования.

Более того – такой Бог непременно будет находиться за рамками зла, грязи и уродства. То есть он не может быть абсолютным злом, например. Нам придется постулировать наличие нескольких богов, олицетворяющих собой различные взаимоисключающие феномены в их абсолютной степени. Ни один из них, соответственно, в силу своего ограничения, не сможет быть настоящим Богом, который, как абсолют, должен вмещать в себя все, а значит, быть единым. Проще говоря, никакие понятия и категории человеческого ума неприложимы к Богу, а потому не могут служить доказательством его бытия.

Комментарии
5
Есть доказательство, на мой взгляд более чем убедительное. Это личный опыт верующих людей. Большинство христиан верят в Бога не на основании религиозной пропаганды, а на личном опыте в обстоятельствах жизни, и чаще всего это носит сверхъестественный характер. На суде свид-тво 2 или 3 чел, которые были очевидцами события считаются доказ-ом. Сегодня млн. людей являются свидетелями вмешательства сверхъестественных сил в их жизни. Я лично знаю таких более 100 чел. и я один из них.
1
Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: "Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…" "Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степ
Более того,почему Аквинат распространяет сам принцип причинности за границы материального мира? Строго говоря,существование первопричины вовсе не обязательно.
-2
Много "говорильни" в статье, а суть в последнем предложении. Нравственный императив Канта успешно разрушается на его Родине. Доказательством являются способности людей, которых мы называем преподобными (лечение неизличимых болезней, предвидение и т.д.). Доказательство косвенное, но наглядное.
Можно ли доказать любовь? Она находиться вне доказательств Можно ли доказать о существовании сознания? Оно не нуждается в доказательстве ибо если бы его не было то не было бы и процесса познания Все это аксиома которая не требует доказательств ибо находиться за пределами разума
-1
Может ли Бог донести до нас информацию из ядра черной дыры, или из границы сингулярности ?
-1
странный сайт - ответить самому себе ? это уже бред
я утвержден на своем постулате:
Может ли Бог донести до нас информацию из ядра черной дыры, или из границы сингулярности ?
-1
кто ты, дитя Божье, чтобы Творец тебе давал отчет? Это Его мир, Им созданный и живущий по Его законам, ты часть этого мира, насколько ты заслуживаешь Его ответ?!
-1
Категорический императив пожалуй будет убедительней всех " доказательств" Фомы. Однако , глядя на современный мир возникают сомнения и в этом доказательстве. Когда будет доказано существование Бога - это и будет "концом света".
-2
что можно сравнить с программным обеспечением для компьютера тела. Теперь осталось сделать последний шаг: принять разумный источник информации, т. к. программы сами по себе не пишутся. Их создают очень разумные люди. Если мы внимательно посмотрим на природу, то мы увидим, что в ней все очень разумно, красиво и упорядоченно. Никакого хаоса не наблюдается. Все очень четко и взаимозависимо. Сделать вещи взаимозависимыми может только тот, кто сам ни от чего не зависит. А это и есть Бог.
Так от следствия мы сможем прийти к причине. Раньше ученые думали, что в мире есть только инертная материя и энергии, движущие материей. Но когда они изобрели электронный микроскоп и заглянули внутрь живой клетки, они увидели там различные молекулы и в том числе молекулы ДНК, которые несут в себе информацию о живом организме. Цепочки молекулы ДНК подобны грамотно написанным предложениям. Итак, они обнаружили, что кроме материи и энергий в природе еще есть упорядоченная информация в молекулах ДНК
Чтобы говорить о таких тонких вещах, нужно иметь соответствующую квалификацию. Атомов и электронов тоже никто никогда не видел, но ученые выводят их существование на основе своих методов, в которые посвящены только специалисты. Более того, мы много чего не видим. Мы не видим времени, радиации, многих тонких энергий. Но мы видим последствия действия времени, радиации, магнетизма и т. д. Чтобы прийти к пониманию Бога, как истока и причины всего, нужно внимательно наблюдать за природой. Так от след
-1
В критике такой бред написан.
(продолжение 2)Таким образом, доказательство бытия Бога, данное Кантом, опирается не на внешний предмет, не на вопрос устройства мира, его движения и т.п., а на внутреннее, духовное, человеческое свойство. Это доказательство в каждом из нас в тот момент, когда мы подчиняемся закону категорического императива и поступаем по совести.
-1
(продолжение) Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать "по-человечески". То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма.Откуда в людях это? Иммануил Кант считал, что это (как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту) просто заложено в человеческую природу. A priori означает - изначально, то есть человеку это дано просто потому, что он человек. То есть это от Бога.
Но есть еще шестое ,доказательство философа Канта -категорический императив Канта. Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом.Именно он требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо - опасно, и можно погибнуть самому.
-1
всё клёво ,только зачем называть это богом? и если это бог - то мы для него... ничто. в особенности пятое - совершенно .. не божественно - нет никакой разумности в созданной планете земля и жизни на ней, либо богу - пофиг на то ,что он создаёт, либо мы абсолютная случайность - побочный эффект неудавшегося эксперимента. либо эксперимент продолжается ,а может как раз наше самоуничтожение - ибо всё сейчас идёт именно к этому ,перенаселённость планеты, ненависть ,войны и прочее - и есть цель.
разумное зерно только в первом и втором доказательстве, оса
все стараются ассоциировать бога по своему подобию,от того и вечные вопросы существования.я не верю в "него"(даже я бы так не говорила),но верю что есть что-то,какая-то энергия,заполняющая все вокруг и что мы сами можем на нее влиять и если вы хотите найти ответы-ищите в себе..кто как настроен-тот так и живет.думаешь о плохом-живешь плохо,думаешь хорошо-живешь хорошо.мы сами себе и боги и палачи..
-6
Ну то шутка конечно, но верить надо обязательно, так жить лучше, увереннее и спокойнее. Терапия души.
-4
Мой ребенок играл в компьютерную игру, называется "годес" помогаешь людям следишь за ними, помогаешь обустраивать быт, следишь за их счастьем, жилья, еда, вода. Там кто верит в бога больше прокачивается на новый уровень. Питается развитие (за счет веры). Цель игры, чтоб боты стали счастливее.
была ещё веселее игра - начинали с создания солнечной системы, планет, и так далее ,а насчёт верить - взять эти пять постулатов - а почему все решили ,что мы рядом с богом? может между ним и нами... бесконечное число посредников..
-2
Не надо долгих трепов, материи и т.д. Засомневался есть он или нет. Не веришь. Выдели время сходи в церковь, ты почувствуешь, сам организм тебе даст ответ.
-1
Ни одно мнение не даст Вам ответа. Логика простая - организм сам выдает ответ. Примеры - заболел, заболели родные, критическая стадия сразу тут же мозг выдает "господи помоги" откуда то??? Выходишь из церкви чувствуешь радость, умиротворение, настроение улыбку - откуда, я Вас спрашиваю, реакция организма, на тонком уровне. Уныние, отчаяние, бессонница - попросил прощения, сказал отец прости меня пожалуйста - я косячник, подумал, лег как младенец спишь.
-2
Если бог - основа всего, то прежде всего безграничной материи и бесконечной энергии, а также безмерной информации. У него всё бесчисленно-бесконечное, в том числе беспорочно появившихся (как? не нашего ума дело) сынов и дочерей божьих. Ну от бесконечной божественной скуки решил он создать мыслящие само воспроизводящиеся растворы (вся наша земная белковая жизнь). И все примеривают помыслы божьи к себе. Например, в армии Вермахта на солдатских пряжках - С нами бог!
Не хотелось бы участвовать в дискуссии о божественности Бытия,потому что
оно носит характер обсуждения основанного на логике и потому не может быть
достаточно убедительно. Позволю себе утверждать,что Мир тварен,и творение
это плод глубокого и совершенного разума,кто бы ни был его источником.Наша планета это своеобразный космический корабль с идеальной системой
жизнеобеспечения,а населяющие его существа пытаются внести хаос во вселенский порядок,вызывая иронию у творца.
1
Наш "тварной" мир, если смотреть непредвзято, скорее творение пьяного, криворукого и безмозглого существа...
Господин Салихов,меня не шокирует лексикон используемый вами при обсуждении данной темы. Я сознаю,что присущее вашему духовному состоянию настроение,вполне обусловлено и об яснимо подрывом национального иммунитета внешними деструктивными силами. Надеюсь,что депрессия охватившая нацию не станет хроническим заболеванием Отечества.
1
аха.. и создал он нас, по своему образу и подобию...