Иван Пересветов и его философские идеи

Из XVI века дошли до нас публицистические сочинения, автором которых является Иван Пересветов – один из выдающихся умов эпохи Ивана Грозного. В период, когда инакомыслие в стране подавлялось с особой жестокостью, он имел смелость высказывать идеи, идущие вразрез с официальной государственной идеологией. Сведения о его жизни весьма ограничены, единственным источником, откуда они были почерпнуты, являлись его собственные сочинения, сохранившие его имя в памяти потомков.

Служба в рядах наёмных войск

Пересветов Иван Семенович был выходцем из литовских земель и, достигнув зрелого возраста, стал профессиональным военным. Из двух челобитных, написанных им на имя царя Ивана Грозного, известно, что в конце двадцатых годов XVI века он вместе с группой польских дворян служил в рядах армии венгерского короля Яна Запола. Судя по всему, речь идёт о наёмной службе, столь распространённой в те времена.

Провоевав под знамёнами Заполы несколько лет, Иван перешёл на службу к его противнику – чешскому монарху Фердинанду I Габсбургу. Причиной тому послужили изменения политики польского короля Сигизмунда I, подданным которого являлся Иван Пересветов. Ещё через непродолжительное время судьба кинула его в войско молдавского господаря Петра IV, с которым он участвовал в нескольких походах.

Во власти боярской бюрократии

Далее в своей челобитной он сообщает, что в конце тридцатых годов приехал в стольный град Москву. Здесь ему поручают для снабжения армии наладить производство боевых щитов, но этот проект оказался нереализованным по вине бояр, составлявших в то время правящую верхушку в стране. То ли устроили они столь милые их сердцу бюрократические препоны, то ли просто разворовали деньги, но только остался Иван Пересветов не у дел, а доблестное воинство - без щитов.

Оказавшись в Москве и сразу же столкнувшись с губительными для государства проявлениями бесконтрольной боярской власти, он предаёт глубокому осмыслению всё увиденное и пытается искать пути решения проблемы. Свои размышления он излагает на бумаге и в виде челобитных подаёт лицам, правившим страной от имени тогда ещё малолетнего царя Ивана IV. Но находившимся в то время у власти временщикам не было никакого дела до его мыслей, и поданные им бумаги остались без ответа.

Критика московского боярства

Челобитные Ивана Пересветова тех лет до нас не дошли, и даже сам факт того, что они реально существовали, долгое время подвергался сомнению. Только исследования учёных XX века подтвердили их достоверность. Сегодня в распоряжении историков имеются сочинения Пересветова, написанные им в более поздний период, когда юный Иван IV достиг возраста, позволившего ему самостоятельно править страной. Это относится к концу сороковых годов XVI века. Литературное наследие автора включает в себя два сборника – полной и неполной редакции.

Основное содержание в произведениях Ивана Пересветова так или иначе сводится к резкой критике высшего боярства, обличению его беспринципности и морального разложения, следствием которого стали творимые повсеместно беззакония. Им он противопоставляет «бедных, но храбрых воинников». То есть служилый люд, составлявший истинную опору государства. Социальные и философские идеи Ивана Пересветова во многом близки настроениям низшего слоя феодалов – дворянства. В них он выражает себя как идеолог московского самодержавия. Красной нитью через все его сочинения проходит тема необходимости «грозной царской власти».

Противник закабаления и порабощения

Однако в произведениях Ивана Пересветова часто высказываются мысли, несовместимые с основными принципами государственного строя той эпохи. Значительное место в них занимает осуждение всех форм порабощения и закабаления низших слоёв общества. Автор в качестве основного аргумента приводит библейские слова о том, что все люди, независимо от происхождения и национальности, - это «дети Адама», и следовательно, не пристало сильному владеть слабым. По его мнению, всякое закабаление происходит по дьявольскому наущению.

Идеи, изложенные в его трудах, были необыкновенно смелыми и не могли не вызывать ярость оппонентов. Так, например, Иван Пересветов утверждал, что житейская правда и справедливость выше религиозной веры. Такое сопоставление настроило против него значительную часть духовенства. Все же беды московского государства он объяснял именно отсутствием правды, которую так смело превозносил над всеми духовными ценностями.

Советы государю

В своих челобитных, направляемых Ивану Грозному в период, когда тот уже крепко взял власть в руки, Пересветов берёт на себя смелость давать монарху советы по управлению страной. Насколько грозный царь счёл нужным ими руководствоваться, стало предметом научных споров ещё в XIX веке. В частности, знаменитый историк Карамзин обращал внимание на то, что многое из того, что писал Пересветов, получило реальное отображение в политике царя, но было ли это совпадением или монарх действительно не погнушался мыслями своего подданного, остаётся загадкой.

Проиллюстрировать это можно на примере завоевания Казанского царства, осуществлённого в 1552 году. Дело в том, что Пересветов в своих трудах выступал как ярый сторонник борьбы с татарами и действительно писал о необходимости овладеть их столицей. Но утверждать, что Иван Грозный выступил в решительный поход под влиянием его призывов, было бы несколько опрометчиво. Борьба с Казанским царством велась с начала XV века, и едва ли её исход был следствием этих челобитных.

Также довольно спорна роль Пересветова в составлении в 1550 году Судебника – свода государственных законов России. Мысль о необходимости его создания часто встречается в челобитных, но воплощена в жизнь государем она была несколько иначе.

Философские идеи Ивана Пересветова о равенстве всех людей перед Богом и недопустимости закабаления шли вразрез с политикой царя, что и нашло своё отражение в Судебнике, законы которого не запрещали порабощение одних людей другими, а лишь регламентировали этот процесс.

Боярский сын – противник рабства

К слову сказать, в своих утверждениях о недопустимости обращения свободных людей в холопов Пересветов был не одинок. В историю России вошло имя ещё одного противника рабства – Матвея Башкина. Этот боярский сын, объявленный злостным еретиком, проповедовал не принудительное служение, а выполнение тех или иных обязанностей исключительно на добровольной основе. В своей вотчине он отпустил на волю всех крепостных, уничтожив при этом документы, свидетельствовавшие об их подчинённом и бесправном социальном статусе.

Разнообразие литературных форм в работах Пересветова

Литературные памятники, принадлежащие перу Ивана Пересветова, весьма разнообразны по своему характеру. Если говорить об упомянутых выше Малой и Большой челобитных, то первая из них представляет собой действительно прошение – обращение к царю с целью добиться конкретного сиюминутного результата. В данном случае это была просьба о помощи в производстве щитов для армии. Если же обратиться к Большой челобитной, то нетрудно заметить, что это документ совершенно иного порядка. Перед нами предстаёт развёрнутый политический трактат, преследующий далеко идущие, стратегические цели.

Совершенно иными по своей литературной форме являются такие его произведения, как «Сказание о Магмете-салтане» и «Сказание о царе Константине». На первый взгляд, им присущи все черты повестей, написанных в былинном стиле, но при более детальном рассмотрении становится ясно, что это остро публицистические произведения, направленные на искоренение бытовавших в обществе пороков, врагом которых был Иван Пересветов. Идеи его нашли в этих повестях оригинальное и высокохудожественное выражение. Во многом они опередили своё время.

Основное содержание в произведениях Ивана Пересветова заключалось в отражении реальной действительности и выявлении её пороков. Именно в этом ключе автор подвергает критике византийского царя Константина, ставшего виновником того, что некогда мощная держава, став добычей жадных и нечистых на руку царедворцев, обессилела и пала жертвой Магмета-салтана. Здесь явно имеется в виду султан Мухаммед II, захвативший Константинополь в 1453 году. Это было своего рода предупреждение о том, к чему приводит страну бесконтрольное своеволие его правителей.

Конец жизни, скрытый в веках

Остаётся неизвестным, когда и при каких обстоятельствах ушёл из жизни Иван Пересветов. Биография его практически не содержит конкретных сведений. Можно только предполагать, что едва ли он закончил свой земной путь в тишине и покое – слишком много было высказано им крамольных мыслей. Косвенно это подтверждает и тот факт, что в последующие годы имя Пересветова всячески замалчивалось и долгое время находилось в забвении. Таков удел всех, кто не боится сказать правду в лицо сильным мира сего.

Комментарии
основные идеи Ивана Пересветова
Статья хорошая, но мало философских идей!!! Исправьте, на слабую 3-ку из 5-ти.