Сабина Шпильрейн: фото, биография, судьба, личная жизнь, труды, цитаты Шпильрейн Сабины Николаевны. Юнг и Сабина Шпильрейн
Шпильрейн-Шефтель Сабина Николаевна известна миру как советский психоаналитик и ученица Карла Гюстава Юнга, член трёх психоаналитических обществ и автор теории о деструктивном влечении. Но не менее интересными, чем результаты профессиональной деятельности, являются её биография и путь к науке.
Интригующие факты содержат ее дневники и переписка между Юнгом и Фрейдом, опубликованные в начале 80-х годов, которые произвели фурор в мире психоанализа. Тайны жизни этой женщины до сих пор порождают больше вопросов, чем ответов.
Родители Сабины
Шпильрейн Сабина Николаевна, настоящее имя которой – Шейвэ, была старшей из детей. Родилась она 25 октября (по старому стилю 7 ноября) в 1885 году в достаточно богатой еврейской семье. На тот момент они жили в Ростове-на-Дону. Отец настоял на том, чтоб дочь смогла посещать престижный детский сад в Варшаве, на родине родителей. Поэтому в период с 1890 по 1894 год семья находилась там.
Отец и глава семейства – Николай Аркадьевич Шпильрейн (Нафтаэль, или Нафтулий Мовшевич, или Мошкович) - по образованию был энтомологом, но работать по профессии не стал и преуспел в торговле. Он был мануфактурщиком и продавцом кормов для крупного рогатого скота. В дальнейшем Николай Аркадьевич стал купцом первой, а после и второй гильдии.
Мама, Евва Марковна Люблинская (после замужества Шпильрейн), была зубным врачом по образованию. Она имела свой доходный дом на три этажа в центре города, где сдавались квартиры. Стоматологию она практиковала до 1903 года, после чего посвятила себя семье и воспитанию детей. В её роду было немало уважаемых раввинов, в том числе им был и отец Еввы Марковны.
Несмотря на строгость порядков и традиций, семья вела светский образ жизни.
В 1917 году имущество четы Шпильрейн конфисковали.
Судьбы братьев и сестры
Старший из братьев, Ян, рожден был в 1887 году. Впоследствии он стал известным советским математиком и инженером, специалистом по теоретической механике и электротехнике. К 1921 году он уже был профессором, в 1933-м стал членкором Академии наук СССР. В 1934 году он защитил докторскую в области технических наук. Был женат на Сильвии Борисовне Рысс.
Второй брат, Исаак, родился в 1891-м. Он выбрал для себя профессией психологию и учился в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах. Достиг заметных успехов в этой области знания, поскольку запомнился отечественному и мировому научному сообществу как автор психотехники. Он занимался изучением психологии труда, методов его рационализации и т. п., принимал активное участие в работе научной организации его в Советском Союзе. Кроме того, он возглавлял Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии и Международную психотехническую ассоциацию.
Третий брат, Эмиль, 1899 года рождения. Окончив Донской университет, он стал доцентом и деканом Ростовского университета на факультете биологии. Эмиль больше известен научному миру под фамилией Шпильрейн.
Все трое, несмотря на свое положение в научном мире, в результате политических репрессий были расстреляны: Исаак в 1937 году, а Ян и Эмиль – в 1938-м. Позже все трое были реабилитированы посмертно.
Больше всех на свете Шпильрейн Сабина Николаевна любила свою младшую сестру Эмилию. Но в 1901 году шестилетняя девочка заболела брюшным тифом и вскоре умерла.
Трагедия Сабины и другие причины психических расстройств
Главной причиной неврозов Сабины считается смерть любимой сестры. Однако некоторые специалисты, в частности доктор философии Рената Хефер (Renate Höfer), которая занимается психотерапией и супервизией, придерживается другого мнения. В книге Ренаты «Психоаналитик Сабина Шпильрейн» биография героини детально изучена и оформлена в психологический портрет с учетом всех радостных любовных переживаний и тяжелых душевных мук. По мнению автора, смерть сестры была далеко не единственной и не самой главной причиной болезни этой женщины.
Рената пишет, что с самых ранних лет Сабина Шпильрейн испытывала на себе физические наказания отца и, что очень вероятно, сексуальное насилие, исходящее от взрослых. К трем годам у неё уже наблюдались серьезные расстройства психики, которые не покидали её и в молодом возрасте. От вида правой отцовской руки, регулярно карающей её, она испытывала возбуждение, что привело к чрезмерно частым актам самоудовлетворения.
Время от времени она фантазировала о том, что обладает неограниченной властью, и это помогало ей на время успокоиться. Тем не менее с шестнадцати лет её начали одолевать ночные страхи и галлюцинации, и к восемнадцати все чаще стали случаться психические припадки, после которых она впадала в депрессию.
Психиатрическая клиника для Сабины
Сабина Шпильрейн была способной ученицей, и нервные расстройства не помешали ей в 1903 году окончить гимназию с золотой медалью. Её пристрастием была медицина, однако из-за нестабильного психического состояния обучение в Цюрихском университете пришлось отложить.
Сначала Евва Марковна предприняла безуспешную попытку улучшить самочувствие дочери в швейцарском санатории доктора Геллера весной 1904 года. После этого Сабину отправили в клинику Бургхёльцли, которой на тот момент заведовал профессор Эйген Блейлер (Ойген Блойлер).
Именно там Карл Юнг и Сабина Шпильрейн впервые встретились. Сначала лечением истерии у девушки занимался сам заведующий, а далее Юнг – старший врач клиники и впоследствии заместитель главного врача. Терапия в клинике длилась около 10 месяцев, с августа 1904 года по июнь 1905-го, после чего лечение стало амбулаторным и продолжалось до 1909 г.
Сабина была первой пациенткой, которую Юнг попробовал излечить с помощью психоаналитических методик, основанных на теориях Фрейда. И хотя имели место определенные стычки пациентки с персоналом, сопровождающиеся суицидальными проявлениями, лечение оказалось весьма успешным, что позволило Сабине реализовать планы по обучению в университете и поступить в него уже в апреле 1905 года.
Профессиональная деятельность
Во время лечения в клинике Сабина Шпильрейн принимала участие в различных экспериментах, в т. ч. и в ассоциативном. Там же она познакомилась с тематикой юнговской диссертации, в которой речь идет о расслоении сознательного и бессознательного – шизофрении. Поэтому абсолютно естественным является то, что во время обучения Сабина заинтересовалась психиатрией, психоанализом и педологией.
Весной 1909 года Сабина сдала выпускные экзамены и поступила на работу в клинику Бургхёльцли в качестве интерна. Все это время она продолжала работать над докторской диссертацией, научным руководителем которой стал Юнг. Несмотря на перипетии в личной жизни, весной 1911 года она ее успешно защитила и опубликовала в журнале, редактором которого был ее наставник.
С осени 1911-го до весны 1912 года Сабина находилась в Австрии, где смогла лично узнать Зигмунда Фрейда (Фройда) и была принята в Венское психоаналитическое общество. Тогда же она посетила Россию с лекциями и там же познакомилась со своим будущим мужем – Павлом Наумовичем (Файвелом Нотовичем) Шефтелем.
В 1913 году Сабина Николаевна уехала в Европу. Там она занималась публикациями, выступлениями; работала в различных медицинских учреждениях, в т. ч. у Ойгена Блейлера, Карла Бонхеффера, Эдуарда Клапареда; занималась психоанализом у Фрейда и Юнга, стала психоаналитиком Жана Пиаже.
В 1923-м она вернулась в Россию и вошла в русское психоаналитическое общество. Она занималась профессиональной деятельностью на этом поприще, создала психотерапевтический детдом и управляла им, проводила лекции.
В 1925 году она последний раз выступила на конгрессе психоаналитиков. Далее она продолжала работать в выбранной сфере, печатала статьи.
С 1936 года психоанализ в СССР был под запретом.
Стоит отметить, что большие надежды на работу в России возлагала Сабина Шпильрейн. Цитаты относительно этого довольно известны, она возвращалась «работать с удовольствием» – занятие наукой дарило ей истинное наслаждение. Однако в эти последние 20 лет ее жизни режим Советов оставил ее без дела всей жизни.
Научная работа
Теория Сабины Шпильрейн говорит о двойственности сексуального влечения. С одной стороны, половой акт должен нести в себе позитивные эмоции, тем более что этот процесс связан с продолжением рода. С другой стороны, он действует разрушающе на внутренний мир человека.
К тому же, утверждала Шпильрейн, во время акта происходит определенный распад основных экстрактов – мужское начало обретает черты женского, и наоборот. Причем удовольствие и страх являются разрушительными для самого полового влечения.
Отсюда возникает внутриличностный конфликт. Сабина Шпильрейн заметила, что у многих ее пациенток при возможности реализовать желание возникает страх и стремление убежать, боязнь того, что это вершина всего, и после уже ничего подобного не будет.
Кроме этого, Шпильрейн впервые ставит вопрос о влечении к смерти как первичном инстинкте человеческого бытия, о мазохизме, обозначая садистскую составляющую как деструктивное влечение.
Сабина Шпильрейн: личная жизнь
О влюбленности Сабины в своего лечащего врача её родителям стало известно еще осенью 1905 года. Мать девушки даже хотела, чтобы лечение продолжил Фрейд, но всё осталось по-прежнему в силу других обстоятельств.
Сама же Сабина Шпильрейн своих чувств к Юнгу никогда не скрывала, и, как свидетельствуют записи в дневнике, она даже хотела от него ребенка. Летом 1908 года Юнг признался, что девушка ему крайне симпатична, и что он более не способен сдерживать свое желание к ней (несмотря на наличие супруги). С того момента их стал объединять не только психоанализ.
Во время работы в клинике в их отношениях случился конфликт, и впоследствии, весной 1909 г., Юнг ушел с работы. Тогда Сабина начала переписываться с Фрейдом. Юнг после скандала и открытых общественности подробностей их взаимоотношений заявил, что он сторонник полигамии.
В 1909 году отношения с Юнгом Сабина возобновила для работы над диссертацией. В 1912-м она заключила брак с Шефтелем, и в конце 1913-го у них родилась первая дочь Рената (Ирма Рената), а летом 1926-го – вторая девочка по имени Ева.
В период с 1913 года и по 1925–1926 гг. Сабина с мужем не жила. Он находился в Ростове, она – в Европе и с 1924 года в Москве, но после супруги возобновили отношения. За это время Шефтель сошелся с другой женщиной, которая родила от него дочь.
Летом 1937-го Шефтель умер от инфаркта, хотя были предположения, что он покончил с собой из-за страха репрессий. В 1941 году Сабина Шпильрейн-Шефтель отказалась верить в зверство немецких солдат и не стала эвакуироваться из Ростова. В июле 1942-го дом, где жила Сабина с дочками, сгорел.
11–12 августа 1942 года десятки тысяч евреев, среди которых были Сабина Шпильрейн-Шефтель и обе ее дочки, были расстреляны в Змиевской балке.
Эпилог. Юнг – Сабина – Фрейд
В конце 70-х в архиве Эдуарда Клапареда был найден чемодан с личными материалами Сабины. Оказалось, что перед отъездом в Россию она оставила там свои дневники, переписку с Юнгом и Фрейдом (которую вела до 1923 года), некоторые статьи и материалы исследований. Эти документы, в частности дневники и письма, произвели на мировое научное сообщество эффект разорвавшейся бомбы.
Выяснилось, что с самого начала лечения Сабины Юнгом и проявления ее чувств к нему об этом было известно Фрейду. Однако осуждать коллегу он не стал, поскольку не считал это чем-то аморальным или неправильным и даже в какой-то мере ему сочувствовал. Оценив такую позицию Фрейда, аналитики стали говорить о «сговоре» между Юнгом и Фрейдом, разменной монетой в котором стала Сабина.
Юнг тогда нуждался в материале для написания диссертации, а Сабина не только была подходящим вариантом, в т. ч. и в плане финансовой обеспеченности, но и очень интересной личностью, подтолкнувшей ученого к новым идеям. В этом нет сомнения, поскольку и Юнг, и Фрейд в дальнейшей своей работе использовали идеи, озвученные Сабиной. Поэтому продолжение работы с ней для Юнга было гораздо более необходимым, чем соблюдение морали, тем более, по словам самого Фрейда, для мира психоанализа связь доктора с пациенткой не новость.
С другой стороны, помимо душевных страданий от неразделенных чувств, знакомство с этими двумя мужчинами подарило ей мир психоанализа и дело всей жизни.
Сабина Шпильрейн стала первой женщиной в Европе, защитившей докторскую по психологии. Она находилась в числе «пионеров» психоанализа, однако была забыта на полвека. И только открытие архива дало и ей, и ее работам вторую жизнь. На основе документов снято несколько фильмов, написаны книги. И на самом деле этот интерес вполне оправдан.