Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Несмотря на прогресс в психологической науке, идеи Фрейда до сих пор продолжают оказывать влияние на различные сферы жизни человека. Изобретенная им теория особенно сильно оказывает влияние на искусство, психологию. Однако такие фразы, как «оговорка по Фрейду» или же «Эдипов комплекс», можно услышать повсеместно.

Роль концепции З. Фрейда

Теория Фрейда перевернула все представления о том, какие мотивы движут поведением человека. Основатель психоанализа был первым, кто попытался обнаружить скрытые причины действий одного из самых ненадежных свидетелей, а именно человеческого сознания. Кратко теория Фрейда описывает причины жизненных конфликтов человека так: сложности в детстве приводят к возникновению проблем, неврозов и патологий во взрослом возрасте. В личностном развитии ребенка основатель психоанализа выделил несколько фаз. В процессе прохождения через эти фазы маленький человек должен решить важные для своего становления задачи.

База исследований родоначальника психоанализа

Любое сновидение, считал Фрейд, является осмысленным психическим феноменом, который может быть включен и в реальность. Основная теория Фрейда – психоанализ – была основана на наблюдениях различного характера. Уже в своих первых произведениях ученый ссылался на классическую литературу, ее персонажей. Чтобы понять сложнейшие механизмы, которые управляют поведением человека, Фрейд изучал не только бессознательные мотивы своих пациентов и их сны, но и сложные характеры литературных героев, например шекспировского Гамлета, Фауста Гете.

Процесс психосексуального развития

Что же представляет собой теория психоанализа Фрейда? Основной процесс, который исследуется с помощью данной концепции, – это психосексуальное развитие. Оно представляет собой строгую последовательность этапов разворачивания заложенной в ребенке инстинктивной энергии, которая направлена на трансформирование физиологических феноменов в измерение психики, что позволяет адаптировать организм к окружающему миру. Окончательная задача развития – это формирование сознания, а также социализация.

В теории Зигмунда Фрейда эта инстинктивная энергия называется либидо. Она с течением времени перемещается из одной эрогенной зоны к другой. Каждая из данных зон на различных этапах человеческой жизни приспосабливается для разрядки либидо и связана с конкретной задачей развития.

Что такое фиксация?

Если же данный процесс происходит с трудностями, то эти проблемные точки, согласно теории Фрейда, обозначаются как фиксации на определенной стадии. Как правило, такие нарушения связаны либо с состоянием фрустрации в детстве, либо со сверхзаботой. Наличие фиксации приводит к возникновению особых черт характера в зрелом возрасте. Человек регрессирует к ранним формам удовлетворения в сложных жизненных обстоятельствах. Это сопровождается срывом адаптации к внешнему миру.

Основная задача психосексуального развития – это привязывание сексуальной активности непосредственно к гениталиям, переход от аутоэротизма к гетероэротизму.

Оральная стадия

Согласно теории Фрейда существует несколько этапов этого процесса. Это оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадии. Первый из этих этапов длится приблизительно от рождения и до полутора лет. Младенцы питаются от материнской груди, и на данном этапе область рта очень тесно связана с процессом удовлетворения физиологических потребностей, получением удовольствия. Именно поэтому область рта и те структуры, которые непосредственно с ним связаны, и становятся основным сосредоточением активности младенца.

Фрейд был убежден в том, что рот остается одной из важнейших эрогенных зон в течение всей жизни. Даже в зрелом возрасте можно наблюдать остаточные явления данного периода в виде использования жвачки, кусания ногтей, курения, поцелуев и переедания. Все это сторонники теории Фрейда рассматривают в качестве привязанности либидо к оральной зоне. Необходимо отметить, что оральная фаза разбивается на два этапа – пассивную и агрессивную. Пассивная фаза имеет место до появления у ребенка зубов. Затем наступает агрессивно-оральный этап. Ребенок с помощью зубов начинает выражать свою фрустрацию. Фиксация на данной фазе приводит у взрослых к развитию таких черт личности, как цинизм, склонность к спорам, эксплуатации других людей с целью удовлетворения собственных нужд.

Согласно теории Фрейда, удовольствие и сексуальность человека тесно переплетаются. В данном контексте последняя понимается в качестве процесса возбуждения, сопровождающего процесс насыщения ребенка. Первые источники удовольствия для него – это материнская грудь либо предмет, ее заменяющий. Со временем грудь матери теряет свое значение в качестве объекта любви. Ее заменяет часть собственного тела – ребенок сосет свой палец, чтобы снизить напряжение, неизбежно возникающее вследствие недостатка заботы матери.

Микропсихоанализ

В последнее время все большее распространение получает концепция, согласно которой психосексуальное развитие начинается не с рождения, а еще в утробе матери. Уже в этот период происходит развитие эмоций, влечений, умения получать удовольствие от собственного тела.

Фрейд сумел развенчать распространенный миф о «золотом детстве» - веке, не знающем никаких сложностей. На смену ему пришел миф о «прекрасном веке» пренатального периода, когда мать и ребенок находятся в полном единстве. Однако микропсихоаналитики показали, что в действительности никакого симбиоза в это время не существуют. Мать и дитя могут состоять в сложных, а нередко и конфликтных отношениях. Ребенок появляется на свет, имея негативный опыт борьбы и конфронтации. И с данной точки зрения травма рождения не является самой первой в жизни человека.

Анальная стадия

Следующий этап после орального в психоаналитической теории развития Фрейда называется анальным. Данный этап начинается в возрасте около полутора лет и продолжается до трех. В течение данного периода ребенок учится самостоятельно ходить на горшок. Ему очень нравится этот процесс контроля, поскольку это первая функция, которая требует от него осознанности собственных действий.

Фрейд был убежден в том, что метод, которым родители приучают ребенка к горшку, оказывает воздействие и на его развитие на более поздних этапах. Все будущие формы самоконтроля начинаются на данном этапе.

Если во взаимоотношениях ребенка и родителя возникают трудности, это оказывает влияние на формирование характера. К примеру, дитя отказывается ходить на горшок, а затем писает в штаны, испытывая радость от того, что причинил неудобства матери. У ребенка развивается так называемый анальный характер, проявляющийся в жадности, педантичности, стремлении к перфекционизму.

Фаллическая стадия

Длится от 3,5 до 6 лет. На данной стадии ребенок начинает исследовать собственное тело, рассматривать свои гениталии. У него возникает неподдельный интерес к родителю противоположного пола. Затем происходит идентификация с родителем одного пола, а также прививание конкретной половой роли. Если на данном этапе возникают сложности, то это приводит к идентификации себя с противоположным полом, а также трудностям в общении с партнерами.

Интересы ребенка сосредоточены на данной стадии вокруг собственных половых органов. На этом этапе возникает сложное психическое образование, известное в теории психоанализа Фрейда как Эдипов комплекс.

Некоторые исследователи подчеркивают, что лучше в этом случае говорить об эдипальном конфликте, ведь он непосредственно связан с желанием добиться родителя противоположного пола и невозможностью им обладать в реальности. Разрешение данного конфликта приводит к переходу от желания обладать собственной матерью к необходимости стать похожим на отца. Эдипальная ситуация может сопровождать человека всю его сознательную жизнь даже в том случае, если в детстве удалось ее успешно пройти. Проявления данного этапа – это переживания соперничества, зависти, ревности, зависимости привлекательности для противоположного пола от достижений. Также эдипальная ситуация метафорически может обозначать и неосознанное желание регрессировать к ранним симбиотическим отношениям с матерью.

Роль эдипального конфликта

Данный феномен выполняет несколько важнейших для развития задач. Во-первых, в эдипальной ситуации впервые во взаимоотношениях матери и ребенка возникает третий – отец. Ребенок от одной только связи с матерью переходит ко взаимоотношениям с другими объектами. Диадные отношения переходят в триадные, где включен отец. Таким образом, постепенно происходит переход к жизни в группе.

Также эдипальная ситуация заставляет ребенка столкнуться с реальностью. В древнегреческом мифе об Эдипе правда стала известна только после того, как преступление состоялось. Эдипов комплекс заставляет ребенка признать страшную правду о том, что он не является взрослым. Однако при положительном разрешении конфликта отношения с ним будут продолжаться. С точки зрения Мелани Кляйн, которая продолжала развивать психоаналитическую теорию З. Фрейда, данная ситуация разрешается одновременно с переходом ребенка от так называемой параноидной фазы к депрессивной. В последней ребенок интегрирует опыт и хороших, и плохих отношений с одним и тем же родителем и сохраняет с ним постоянство взаимоотношений. Впервые он видит разницу между своими притязаниями и возможностями, между психикой и физической реальностью.

Что еще дает прохождение через трудный период?

Ребенок находится в так называемой третьей позиции. Он является не участником, а наблюдателем отношений матери и отца. Это является базой для особого психического образования, которое известно в психоаналитической теории Фрейда как наблюдающее Эго. Также в процессе разрешения Эдипова комплекса происходит и формирование супер-Эго. Считается, что ребенок легче идентифицируется с таким родителем, который обладает большим фрустрирующим потенциалом.

В отличие от других стадий развития, когда основная задача ребенка – это преодоление сопротивления окружающей среды, во время эдипального конфликта он должен занять позицию проигравшего и метафорически быть изгнанным из родительской пары. Если этого не происходит, то неразрешенная ситуация становится основой для дальнейших перверсий. Можно говорить о том, что именно с трудностей разрешения Эдипова комплекса формируется невротический характер.

Согласно теории развития З. Фрейда невроз непосредственно связан с конфликтом между двумя противоположными стремлениями – к индивидуации и принадлежности. До наступления фаллической стадии ребенок озабочен в первую очередь вопросами физического выживания, а также разделения и зависимости в диадных отношениях с матерью. В данном отношении эхо Эдипова конфликта, как считал Фрейд, действительно преследует человека на протяжении всей его жизни.

Латентная фаза

Согласно теории личности Фрейда данный этап длится от 6 до 12 лет и характеризуется снижением полового интереса. Либидо на данном этапе оторвано от сексуального объекта, оно направляется на освоение общечеловеческого опыта, который закреплен в науке и культуре. Также энергия направляется на построение дружеских отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, не входящими в состав семейного круга.

Генитальная стадия

С наступлением пубертатного возраста половые и агрессивные импульсы восстанавливаются. Вместе с ними возобновляется и интерес к противоположному полу. Начальная стадия данного этапа характеризуется биохимическими изменениями внутри организма. Репродуктивные органы созревают, происходит выброс большого количества гормонов. Это провоцирует появление вторичных половых признаков (к примеру, огрубение голоса у юношей, формирование молочных желез у девушек).

Теория личности Фрейда утверждает, что все индивиды проходят в раннем подростковом возрасте через «этап гомосексуальности». Взрыв энергии направляется на человека одного пола – это может быть учитель, сосед или товарищ. Это происходит таким же образом, как и в процессе разрешения Эдипова комплекса. Несмотря на то что гомосексуальное поведение нельзя назвать универсальным опытом данного этапа, как правило, подростки предпочитают общество друзей одного пола. Однако со временем объектом либидо становится партнер противоположного пола. В норме в юности это приводит к ухаживанию и созданию семьи.

Совершенный характер человека

Согласно теории личности З. Фрейда генитальный характер представляет собой идеальный тип личности. Это зрелый и ответственный в социально-половых отношениях человек (не склонный к изменам). Он находит удовлетворение в гетеросексуальной любви (смог преодолеть комплекс «несчастной любви»). Хотя сам Фрейд и с неприятием относился к половой распущенности, он все же более терпимо воспринимал ее, чем большинство его современников. Основатель психоанализа понимал, что разрядка либидо во время полового акта обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, которые поступают от половых органов. Контроль, в свою очередь, позволяет сдерживать энергию инстинкта, и она достигает наивысшей точки без последствий в виде чувства вины или ощущения конфликта.

Фрейд верил в то, что для формирования идеального характера (которым он считал генитальный) человек должен отказаться от присущей раннему возрасту пассивности, когда любовь и безопасность давались легко, ничего не требуя взаимен. Человек должен учиться работать, откладывать удовлетворение на определенный срок, проявлять по отношению к другим людям любовь и заботу. Прежде всего, он должен брать на себя активную роль в различных жизненных ситуациях.

И наоборот, когда в раннем возрасте возникают различные травматические ситуации с определенной фиксацией либидо, нормальное вхождение в генитальную стадию становится затрудненным, а в некоторых случаях и вовсе невозможным. Фрейд утверждал, что серьезные жизненные конфликты в позднем возрасте – это всего лишь отголоски ранних трудностей, которые имели место в детстве.

Комментарии