Введена ли плата за проезд грузовиков по федеральным трассам?
Каждый водитель, выезжавший за пределы Москвы, не понаслышке знает о состоянии дорог. Разбитые трассы, отсутствие отбойников, освещения – это жестокая реальность, с которой государство решило все же побороться. Правда, такой метод борьбы, как плата за проезд грузовиков по федеральным трассам, очень спорный. Он вызвал шквал критики и массовые протесты водителей.
К сведению
Привычка населения полагаться на авось сработала и в этом печальном случае. Внедрить подобную систему было в планах чиновников еще несколько лет назад.
Не услышав роптаний и протестов, обсуждения со стороны общественности и профилирующих организаций, власти таки внедрили систему «Платон» в реальность.
Смысл ее - введение платы за проезд грузовиков, тоннаж которых превышает 12 т. И тут речь не идет о колоссальном сборе, ведь представители властей оперируют такими цифрами, как 1,53 рубля за километр. Учитывая те расстояния, которые проезжают дальнобойщики, чтобы довезти свой груз до пункта назначения, можно отметить, что прибыль перевозчиков существенно падает.
Кроме того, плата за проезд грузовиков по федеральным трассам будет неуклонно расти. К марту она составит 3,06 рубля за 1 км, и это далеко не предел, на который рассчитывает правительство.
Реакция общества
Естественно, что любое поползновение в карманы людей не может не вызвать возмущения. Даже высокого уровня доверия к правительству и его действиям в этом случае не хватило. Население, понимая, что новый налог коснется каждого тем или иным образом, активно обсуждало проблему и новый закон о введении платы за проезд грузовиков. Кто-то, осознавая необходимость создания нормальной транспортной инфраструктуры, поддерживает действия властей, те же, кто будет отдавать средства на это из своего кармана, искренне возмущены.
Как обычно, самые бурные протесты возникали в социальных сетях и на тематических форумах. Все эти волнения, в конце концов, привели к акциям протеста на улицах. Массовости не произошло, так как вышли на них преимущественно владельцы транспортных средств, подпадающих под категорию тяжеловозов и компаний, занимающихся грузоперевозками.
Протесты дальнобойщиков
Конец 2015 года ознаменовался не подготовкой к новогодним торжествам, а серьезными волнениями.
«Платон» заставил подняться дальнобойщиков со всех регионов. И если крупные компании говорят о снижении доходов и трудностях, то мелкие и средние игроки бизнеса утверждают, что подобная система способна уничтожить их.
В настоящее время далеко не во всех регионах конфликтная ситуация улажена. Некоторые участники процесса решили на время отступить, чтобы создать действенную организацию, которая будет отстаивать их интересы на высшем уровне. Некоторые до сих пор считают, что плата за проезд грузовиков свыше 12 тонн несправедлива, и добиваются полной ее ликвидации.
Подводные камни
На самом деле, каждый житель страны заинтересован в повышении уровня жизни и социальных стандартов. Все хотят качественной медицины, реальной помощи от представителей ЖКХ и, естественно, нормальных дорог. В чем же тогда загвоздка, и почему «Платон» вызвал такой резонанс в обществе?
Дело в том, что дальнобойщики не видят результата и перспективы в новом законопроекте. На их плечи лег транспортный налог, а также заложенная в стоимость топлива плата за ремонт дорог. Добавление нового сбора, причем в таком огромном размере, по их мнению, не исправит ситуацию к лучшему, а станет новым средством для обогащения власть имущих.
Громким скандалом стало непосредственное отношение олигарха, приближенного к президентской администрации, Игоря Аркадиевича Ротенберга. Именно этот человек является главным держателем акций компании, регулирующей деятельность «Платона». Прибыль, которую организация будет получать, когда плата за проезд грузовиков по федеральным трассам станет поступать на счета, исчисляется миллиардами рублей.
Ответ правительства
Проигнорировать или пресечь акции протеста государство не смогло. Да и вряд ли это было бы разумным действием в условиях нестабильности и всеобщего накала страстей. В итоге представители транспортных компаний и чиновники не единожды встречались, и в некоторых вопросах им удалось достичь компромисса.
Депутаты разработали и подали на рассмотрение Думы законопроекты, которые помогут урегулировать спорные вопросы. На данный момент правительству удалось добиться главного – массовые возмущения улеглись, все затихли и ожидают выполнения обещаний чиновников касательно пересмотра особо острых вопросов.
Всем интересно, отложат ли взимание платы за проезд грузовиков, и как долго продлится мораторий. Сами водители вынуждают установить срок на три года.
Основные результаты переговоров
Участникам конфликта удалось добиться немногого. Плата за проезд взимается. Однако, как сообщают представители компании-менеджера, обслуживающей систему, неполадки в работе «Платона» устранены.
Многие водители отмечали, что система автоматически списывала со счета перевозчика сумму не по анонсированной цене в 1,53 рубля, а по максимальной, заложенной в программу – 3,73 рубля за 1 км. Эта сумма была рассчитана и заложена в закон о взимании платы за проезд грузовиков после составления основных подсчетов и основана на растущем индексе инфляции.
Тем не менее положительным результатом стало решение пересмотреть штрафы за неуплату пошлины. Изначально они составляли 5 тысяч рублей для самого водителя, 40 000 – для его руководителя и 450 000 – для юридических лиц. Такие колоссальные суммы пересматриваются. На сегодняшний день уже предложено снизить их до 5 и 10 тысяч рублей для физических и юридических лиц соответственно, и пока что не взимать штрафы с водителей транспортных средств.
Кроме того, по указу президента страны В. В. Путина решено с 1 апреля отменить транспортный налог для владельцев машин с весом 12 тонн и более. Также есть предложение ввести систему в тестовый режим сроком на один год. Такая мера поможет разобраться в работе системы, наладить механизмы и исправить недоработки.
Последствия для населения
Те, кто критикуют возмущенных воителей, не всегда могут просчитать последствия действий властей. Россия – огромная страна, а товары повседневного спроса чаще всего доставляются именно наземным транспортом. Прямым результатом от увеличения расходов перевозчиками стает поднятие ими своих расценок. В итоге груз нового налога частично или полностью ляжет на плечи конечного потребителя.
Каждый сможет это увидеть, когда цены на полках магазинов существенно вырастут. По разным данным, подорожание может дойти до 30%, кроме того, это еще больше усилит рост инфляции, которая и так в 2015 году составила 15,6 %.
Еще одним важным моментом является отказ некоторых перевозчиков работать в таких условиях. Конечному потребителю это грозит снижением ассортимента продуктов и товаров, особенно тех, которые везутся из удаленных мест.
Что ждет бизнес по перевозке грузов с вводом нового закона?
Плата за проезд грузовиков по федеральным трассам больнее всего ударит именно по бизнесу. Прежде всего, все владельцы транспортных средств обязуются установить в свои автомобили специальное оборудование. Это GPS-навигаторы, которые будут отслеживать передвижения машины, и на основе полученных данных система будет взимать средства.
«РТ-Инвест Транспортные системы» – это компания, которая занимается организационными и финансовыми вопросами, регулирует «Платон». Ее руководители отчитываются, что на данное время в системе зарегистрировано более 600 тысяч транспортных средств, а это более половины их общего количества по стране.
По их данным, ситуация стабильна и вполне оптимистична, каких-либо серьезных сбоев в работе не наблюдается и в целом нет никаких проблем. Но в то же время руководители крупных логистических компаний и фирм, занимающихся транспортировкой товара, отмечают, что столкнулись с некоторыми трудностями. Торговые сети уже ощущают серьезные перебои в поставках, а это только начало.
Основная проблема заключается в том, что частные перевозчики и малые организации просто отказываются выезжать из-за непонимания работы системы или несогласия с ее условиями. В некоторых регионах сокращение предложения услуг перевозчиков достигает 40%.
В глобальном масштабе это грозит потерей товарооборота, безработицей и снижением поступлений налогов в бюджет.
Быть или не быть?
Все эти волнения сказываются на том, что многие в штыки воспринимают саму идею. Нужно понимать, что когда введут плату за проезд грузовиков по дорогам, это станет хорошим подспорьем для создания новых, более качественных магистралей.
Сомнения перевозчиков насчет целевого использования изъятых у них денег вполне оправданы. Именно поэтому предложения о том, чтобы сначала сделать дороги высокого качества, а потом брать налог за их пользование, звучит очень логично. Если удастся реализовать такую схему, сомнения скептиков отпадут, и со временем все свыкнутся с новыми правилами.
Опыт других стран
Конечно же, такая идея – это не изобретение правительства России. Она позаимствована за пределами страны. Успешный опыт в этой сфере за границей оправдывает стремление скопировать подобные действия «у нас». Плата за проезд грузовиков в Европе взимается во многих странах. Однако система оплаты не везде одинаковая. Где-то это пошлина за каждый километр, где-то нужно заплатить один раз за определенный период (год, месяц) и можно ездить сколько хочешь.
В ряде стран власти пошли еще дальше, введя плату за проезд на легковых автомобилях или подняв расценки за въезд в городскую черту или тоннели.
Плата за проезд грузовиков в Германии существует уже много лет. Но расценки страна пока удерживает в приемлемых для европейского обывателя рамках. Тем не менее власти рады такому сбору, ведь он помогает собрать в бюджет более 4 млрд. евро ежегодно.
Что же будет дальше?
Ожидать того, что правительство откажется от своих планов, нецелесообразно. Плата за дороги будет, и этот факт не вызывает сомнения. Но вместе с тем общество обязано настоять на своем и добиться прозрачности сбора денег, а также их последующего освоения.
Руководствуясь опытом других стран, вполне возможно добиться от властей адекватных решений. Яркий пример тому – водители легкового транспорта в Германии, которые упорно сопротивляются вводу пошлины за проезд по трассам. У них это получается благодаря активной гражданской позиции.