ДПО: расшифровка. Учебный центр ДПО

Чтобы государство, общество и отдельные граждане полностью и всесторонне удовлетворили потребности в образовании, существует федеральный закон о дополнительных образовательных услугах, согласно которому созданы программы ДПО (расшифровка - дополнительное профессиональное образование).

Уровни ДПО

Непрерывному повышению квалификации любого специалиста, служащего, рабочего служит система государственных образовательных стандартов. Уровни профессионального образования могут быть разными, поэтому программы постоянно совершенствуются и разделяются по объёму предлагаемых к изучению знаний, причём от тематики они не зависят. Зависит дополнительное профессиональное образование от задач, которые ставит производственная необходимость.

Это может быть повышение квалификации, где программы краткосрочны и имеют целью просто расширение знаний в одной из областей данной специальности. Это различные тренинги и семинары. Профессиональная переподготовка следует программам более продолжительным, которые направлены на углубление знаний в комплексе, хотя и в рамках профессии или направления деятельности. Дополнительное профессиональное образование имеет глубоко уходящие в историю корни.

История ДПО в России

Как таковое дополнительное образование появилось в стране в тридцатых годах двадцатого века и до конца девяностых развивалось как повышение квалификации в границах межотраслевых институтов. Затем для ДПО начался период активного развития. Сейчас в России более тысячи подразделений, ежегодно обучающих примерно четыреста тысяч специалистов учреждений среднего и высшего профобразования, которые получают повышение своей квалификации или кардинальную профессиональную переподготовку.

Системы ДПО

Расшифровка аббревиатуры показывает, что предоставления основного базового образования система не предусматривает, но его наличие для переподготовки и повышения квалификации обязательно. Именно поэтому главную роль здесь играют ведущие вузы страны, поскольку на их базе созданы такие структурные образования.

Например, в 2009 году лидерами стали РУДН, в структуре которого - не один институт ДПО, а около тридцати таких центров, где по семистам программам обучается более двадцати пяти тысяч слушателей, МГУ имени Ломоносова - на втором месте, там четыреста программ и восемнадцать тысяч обучающихся, на третьем - МГТУ имени Баумана с тремястами программами и пятнадцатью тысячами участников.

Предпосылки

Каждый специалист когда-либо испытывал недостаточность имеющихся у него знаний и навыков, поскольку информация неизбежно устаревает. Для успешной карьеры и нужны определённые курсы ДПО. Обучаться должны все без исключения, начиная от рабочих и заканчивая профессурой. База может быть любой: начальное образование, среднее или высшее. Учебный центр ДПО повысит профессиональные знания слушателя, поможет совершенствованию деловых качеств и даже переквалифицирует его для смены сферы деятельности, если это нужно. Каждый специалист один раз в пять лет имеет право повысить свою квалификацию бесплатно - вернее, за счёт работодателя. Остальное ДПО обязательно платное.

Последнее время клиенты, получающие ДПО, образование базовое получили буквально только что. Казалось бы, можно просто работать по специальности - знания свежие. Но сейчас зачастую выбор профессии молодёжью делается неправильно. Учатся не тому, к чему есть предрасположенность, даже не тому, что востребовано, а тому, что модно или доступно. В итоге по специальности работать не хочет почти никто. Здесь выход один - ДПО. Такие учреждения сегодня востребованы до нездорового состояния. Вот, например, в Екатеринбурге существует целая Академия ДПО. Но благо ли это для страны, если врачи, учителя, юристы, инженеры и журналисты поголовно переквалифицируются в менеджеры?

Виды ДПО

Конечно, если что-то даёт человеку возможность выбора, то это система ДПО. Расшифровка собственных пожеланий, правда, не всегда удаётся с первого раза, но время до пенсии есть, главное, решить вопрос денег, и - добро пожаловать на очередную переквалификацию. Однако при обсуждении повышения квалификации или стажировки сарказм неуместен, это, безусловно, деятельность нужная и важная.

Повышают квалификацию посещения различных семинаров: краткосрочных или длительных, тематических или проблемных. Обучение может быть как единовременным и непрерывным, так и дискретным (поэтапным). Переквалификация подразумевает освоение некоторых предметов, модулей, курсов, с прохождением практики. Достаточно часто дополнительное образование использует сетевые формы обучения, всё зависит от договора или образовательной программы.

Повышение квалификации

Это обновление и практических, и теоретических знаний, плюс совершенствование специальных навыков, поскольку профессиональные требования неуклонно повышаются, а информация устаревает. Повышать квалификацию может только дипломированный специалист со средним или высшим профессиональным образованием.

Объём занятий при краткосрочных курсах не менее семидесяти двух часов, после прослушивания которых выдаётся удостоверение. Чаще всего это обучение по отдельным темам конкретного производства. Такие курсы организуются работодателями с привлечением высококвалифицированных специалистов в роли преподавателей. Чтобы получить удостоверение, слушатели сдают зачёты, экзамены или защищают реферат.

Семинары

Семинары проблемные или тематические с объёмом до ста часов - это тренинги, направленные на ускоренное обучение для приобретения нужных навыков. Семинары проводятся по технологическим, научно-техническим, социально-экономическим - всевозможным проблемам, которые возникают на разных уровнях: учреждения или организации, предприятия или объединения, региона, отрасли. Здесь тоже сдают экзамены и получают удостоверение.

Самое кардинальное повышение квалификации - длительное, до пятисот часов. Документ об этом образовании тоже более солидный - Свидетельство о длительном повышении квалификации. Целью таких программ является углублённое проникновение в актуальные профильные проблемы, обновление знаний, а также подготовка специалистов к другой, более сложной трудовой деятельности по данному профилю. Такие курсы нужны людям опытным, но с недостаточными знаниями либо практикой. Проводятся такие занятия по мере необходимости, иногда с полным отрывом от работы, иногда без отрыва или с частичным отрывом, а также есть индивидуальные формы обучения по заявкам предприятий.

Стажировка

При помощи стажировки, то есть практики, формируются и закрепляются профессиональные знания, навыки, умения в имеющейся или только что полученной профессии. Очень удобно этим способом изучать передовой опыт, приобретать профессиональный и организаторский опыт. Стажировка может идти наряду с теоретической частью повышения квалификации или переподготовки, то есть семинарами или лекциями, а может быть, и самостоятельным видом дополнительного образования.

Командирует на стажировку работодатель, выбравший программу ДПО. Расшифровка понятия "стажёр" имеет довольно широкую амплитуду толкований. Участвовать в стажировке может и специалист с солидным стажем работы, и неоперившийся выпускник начального, среднего и высшего профобразования. Она может проходить как в стране, так и за рубежом. Главное, чтобы предприятие было готово принять стажёра и организовало бы ему рабочее место. Обычно заключается срочный трудовой договор. По окончании стажировки стажёр составляет письменный отчёт о практике и пишет аттестационную работу.

Обновление производственных систем

Инженеры нуждаются в постоянном повышении квалификации, поскольку эта профессия во всех областях требует точных и новейших профессиональных знаний. Наука развивается постоянно, появляются новые методики, технические нововведения, поэтому совершенствоваться инженерам нужно как можно чаще. Уровень квалификации должен отвечать всем современным запросам. Ещё в 2012 году вышел указ президента относительно долгосрочной экономической политики государства, в нём ясно обозначены цели - обновление производственных систем.

Здесь будут решать проблему производительности труда только квалифицированные инженерные кадры, а созданию такого контингента помогут современные образовательные программы ДПО. Расшифровка сообщения президента содержится в следующем указе: "Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы", то есть именно тогда началось непрерывное обучение инженерных кадров через повышение квалификации и стажировку, как этого требует модернизация производства.

Комментарии