Мелодия: что такое означает это понятие?
Не секрет, что абсолютно все люди слушают музыку. Так или иначе слушатели выделяют основную линию в композиции, которая гармонично воспринимаются на слух. Чаще всего это называется мелодия. Что такое это с точки зрения классических трактовок и современных музыкальных канонов? Мы сейчас это выясним.
Мелодия: что такое?
Вообще, понятие мелодии восходит еще ко временам древних греков. Если посмотреть, что такое мелодия, определение по их меркам трактовалось как «напев» или «распев» эпического произведения на сцене или в постановочном спектакле. Действительно, в большинстве случаев это понятие связывают именно с основной линией написания или постановки музыкального произведения (тогда это называлось melodia).
Однако с учетом современных трактовок мелодия не может быть определена как сугубо вокальная партия, поскольку даже инструментальная музыка подразумевает использование одного или нескольких солирующих инструментов.
Музыка представляет собой гармоничное сочетание звуков, приятное на слух. Вот тут-то и проявляется мелодия. Что такое она собой представляет, нетрудно понять, если подойти к вопросу даже на уровне восприятия воздействия звуков на человека.
Согласитесь, ведь наш слух воспринимает исключительно те звуки, которые не доставляют дискомфорта и тревоги. В этом отношении основная мелодия является последовательным набором звуков, который выстраивается в определенной тональности.
Разумеется, дисгармоничные и диссонансные последовательности назвать мелодией очень трудно, особенно если учесть вокальные партии, исполняемые техникой гроул, которые в обязательном порядке присутствуют в стилях вроде Death Metal или Black Metal.
Что такое мелодия и аккомпанемент?
Если подходить к вопросу разграничения мелодии и аккомпанемента, здесь следует отметить тот факт, что, с одной стороны, при исполнении какого-то определенного произведения мы имеем дело с основной темой, иногда называемой лейтмотивом, а с другой – сопутствующим музыкальным оформлением, которое подчеркивает ее.
Заметьте, аккомпанемент никогда не выполняет основную роль в музыкальном произведении. Как уже понятно, это всего лишь дополнительный инструмент, подчеркивающий основную идею (мелодию, мотив и т. д.). А вариантов обработки начальной темы может быть сколько угодно.
В большинстве случаев не нужно прибегать к помощи современных синтезаторов, которые способны создать аранжировку в любом стиле. Тут дело в основном мотиве, который проходит через всю композицию.
Понятие мелодии с точки зрения ранней классической музыки
Вся музыка, включая и классическую, подразумевает то, что основная мелодическая линия присутствует всегда.
Правда, раньше, к примеру, в фортепианных пьесах, считалось, что понять, что такое мелодия в музыке, можно только из партий, играемых правой и левой рукой. Абсолютным стандартом стало исполнение правой рукой основной линии, а левой – аккомпанирующей. Но это не является догмой.
Одна или несколько мелодических линий?
Дело в том, что некоторые композиторы попытались использовать одну и ту же или несколько вариаций на заданную тему в партитурах для обеих рук. Как уже понятно, главенствующей была партия для правой руки.
Но вот Иоганн Себастьян Бах, написавший тысячи произведений для фортепиано и органа, при создании тех же сарабанд смещал мелодии поочередно для исполнения и правой, и левой рукой. Более того, в его музыкальных произведениях для фортепиано нередко можно встретить и исполнение двух мелодий разными руками одновременно.
Во-первых, это придавало некий колорит самому музыкальному произведению, а, во-вторых, развивало технику игры. Согласитесь, далеко не каждый музыкант сможет сыграть две мелодии на рояле одновременно, ведь пальцы рук являются зависимыми в плане координации от нашего мозга.
Вместо послесловия
В общем и целом, мы рассмотрели понятие «мелодия». Что такое и как это трактуется на практике, думается, уже понятно. В общем-то, не следует смешивать понимание мелодии и мотива – это две совершенно разные вещи. Но вот с точки зрения гармонического воздействия на слух человека такая последовательность представляется достаточно интересной.
Более того, если исходить из мелодичности любой музыки, то она не должна вызывать стрессов (хотя и такое встречается). Достаточно часто такие аспекты могут быть связаны не только со слишком тяжелыми проявлениями того же современного метала. Не меньшее раздражение может вызывать и та же «совковая попса». Тут суть сводится только к тому, что мелодия как таковая является слишком примитивной, а текст вообще не соответствует.
То же самое можно применить и ко многим другим современным песням. Иногда именно музыкальная мелодия выходит на первое место, подменяя собой смысловую нагрузку. Однако если посмотреть на инструментальную музыку, здесь тоже мелодию найти можно, правда, в современных джазовых композициях ее почти нет. Да и неудивительно, ведь джаз изначально – это постоянная импровизация, а не исполнение заранее написанного произведения.