Александр Сокуров: фильмография и творчество
Общепризнанно, что российский режиссер Александр Сокуров, фильмография которого насчитывает более чем полтора десятка полнометражных картин, принадлежит к небольшому числу наиболее значимых персон в советском и российском кинематографе. Творчество его подчас сложно воспринимать неподготовленным зрителям. Но менее интересным от этого оно не становится.
Факты биографии известного мастера
Анализируя биографии выдающихся людей, всегда интересно наблюдать какими путями они шли к всемирной известности. Александр Сокуров, фильмография которого стоит особняком от магистральных направлений мирового и российского кино, происходит родом из глубокой провинции. Будущий режиссер появился на свет в июне 1951 года в глухой сибирской деревне Подорвиха в Иркутской области в семье военнослужащего. По роду деятельности отца ему часто приходилось менять место жительства. Это обстоятельство обеспечивало молодому человеку богатство новых впечатлений и расширяло представление об окружающем мире.
К окончательному выбору профессии он пришёл далеко не сразу. Московский государственный институт кинематографии был вторым вузом, который окончил Александр Сокуров. Фильмография его началась с дипломной работы "Одинокий голос человека" по произведениям Андрея Платонова. А до этого режиссер окончил исторический факультет Горьковского университета.
Дипломная работа
Не всем известно о том, с какими трудностями столкнулся в период обучения во ВГИКе будущий режиссер Сокуров. Фильмография его могла завершиться единственным фильмом, ставшим дипломной работой. Сокурову пришлось завершить обучение досрочно и сдавать экзамены экстерном. Причиной послужил конфликт с руководством вуза и Госкино. Режиссёр был обвинён в формализме и антисоветских настроениях, а это в те времена ставило крест на профессии. Ситуацию помогло исправить только вмешательство такого выдающегося мастера, как Андрей Тарковский. Он заступился за студента и его произведение.
После ВГИКа
В первой половине восьмидесятых страна мало нуждалась в творчестве таких режиссеров, как Сокуров. Фильмография мастера этого периода состоит главным образом из документальных лент. Режиссёр снимал их на студии Ленфильм, куда смог устроиться только благодаря протекции Тарковского. Снимать художественное кино ему просто не давали. А то, что удавалось снять вопреки запретам, было обречено храниться на полке.
Перестройка
Радикальные перемены в жизни страны, начавшиеся во второй половине восьмидесятых, отразились на многих гранях советского бытия. В том числе и на политике в сфере искусства и кинематографа. Стало можно многое из того, что раньше было нельзя. Одним из первых это почувствовал Александр Сокуров. Зрителю стали доступны все ранее запрещённые работы этого режиссёра. А что ещё важнее - исчезли все ограничения для дальнейшего творчества. Советские фильмы стиля артхаус стали занимать первые строчки в конкурсных программах престижных международных кинофестивалей.
После перестройки
Девяностые годы принято считать сложными для российского кинематографа. В условиях тяжелейшего политического и экономического кризиса снимать фильмы большой возможности не было. Экраны страны были заполнены голливудской продукцией не самого высокого качества. Но Александра Сокурова эти трудности не останавливали, он смог найти необходимое финансирование для своих проектов. В этот период режиссёр много снимает, компенсируя вынужденные годы творческого простоя. Иногда ему приходится работать над несколькими проектами одновременно. Пробует свои силы в разных жанрах и направлениях, в том числе сам снимается в собственных и чужих фильмах.
Александр Сокуров: фильмография мастера на данный момент
1. Одинокий голос человека (1978-1987).
2. Ампир (1986).
3. Скорбное бесчувствие (1987).
4. Дни затмения (1988).
5. Круг второй (1990).
6. Тихие страницы (1993).
7. Мать и сын (1997).
8. Молох (1999).
9. Телец (2000).
10. Русский ковчег (2002).
11. Отец и сын (2003).
12. Солнце (2004).
13. Александра (2007).
14. Фауст (2011).
Фильмография мастера ещё далека от завершения. Продолжение её может быть самым неожиданным, но, вне всякого сомнения, интересным. Режиссёр Александр Сокуров умеет удивлять своих зрителей.