Что такое звено судебной системы? Понятие судебного звена и судебной инстанции

Российская судебная система занимает особенное место среди всех существующих в стране институтов госвласти. Перед ней ставятся важнейшие задачи по обеспечению защиты прав и интересов субъектов. Различные судебные инстанции РФ рассматривают гражданские споры и уголовные дела, некоторые административные нарушения, разрешают конфликты между организациями. Ни один орган другой ветви власти не имеет таких полномочий.

Общая характеристика института

Существующая сегодня система представлена в виде упорядоченного построения судов. Они имеют общие задачи и цели, организованы и функционируют на одних демократических принципах. Судебная система выстраивается в соответствии с административно-территориальным, а также национально-государственным делением в стране. По ст. 71 в субъектах не могут произвольно учреждаться органы, не предусмотренные в ФЗ. Не допускается установления регионами порядка организации и функционирования действующих федеральных институтов на их территории.

Структура

В судебной системе присутствуют как федеральные, так и региональные органы. Первые создаются и упраздняются только в соответствии с Конституцией либо ФЗ. Они выступают как Высшие судебные инстанции. Законодательство устанавливает особый порядок упразднения органов. Так, данная процедура не может осуществляться, пока вопросы, отнесенные к ведению инстанции, не будут одновременно переданы другой. Федеральными органами являются:

  1. КС.
  2. ВС РФ, верховные суды областей, краев, городов фед. значения, республик, районные, автономных областей/округов.
  3. Специализированные и военные органы.
  4. ВАС РФ, окружные федеральные и субъектные арбитражные, апелляционные учреждения.

Региональными инстанциями являются:

  1. КС субъектов.
  2. Мировые суды.

Гарантии

Существующая сегодня судебная система приняла такую форму с 1 января 1997 года с принятием соответствующего ФЗ. Институт должен гарантировать:

  1. Независимость от исполнительной и законодательной власти.
  2. Право граждан принимать участие в отправлении правосудия.
  3. Действенную защиту свобод и прав человека и гражданина в утвержденном в нормативных актах порядке.
  4. Доступность правосудия для всех субъектов на равных основаниях.
  5. Рассмотрение дел органами, в чьей компетенции они находятся.
  6. Право участников на пересмотр всех решений и приговоров, которые приняла первая судебная инстанция.

Не допускается принятие законодательных актов, которыми отменяется или уменьшается самостоятельность органов, независимость должностных лиц, ограничивается защита человека и гражданина.

Понятие звена судебной системы

Несколько органов могут обладать однородными полномочиями и занимать равное положение в структуре. Такая совокупность институтов формирует звено судебной системы. Входящие в него органы обладают одинаковой компетенцией. Они также имеют схожую структуру и состав. Понятие звена судебной системы целесообразно рассмотреть на конкретных примерах. В России органы общей юрисдикции и военные институты формируются тремя уровнями. И в первых, и во вторых присутствует основное звено судебной системы. Для военных институтов - это гарнизонные органы. В системе общей юрисдикции - это районные суды. Следующим является средний элемент. В системе общей юрисдикции это:

  1. Верховные суды республик.
  2. Областные и краевые органы.
  3. Суды городов фед. значения.
  4. Органы автономных округов/областей.

Окружные (флотские) суды - среднее звено военных инстанций. На третьем уровне в органах общей юрисдикции стоит ВС России. Его Военная коллегия выступает как третье звено военных судов.

Арбитраж

Основное звено судебной системы в этом случае - органы субъектов страны. Далее идет первый промежуточный элемент. Им являются арбитражные апелляционные органы. Вторым промежуточным элементом выступают окружные суды (кассационные). Последним компонентом является Коллегия по разрешению экономических споров ВС России.

Звено судебной системы: судебные инстанции

Эти элементы исполняют конкретные функции, связанные с разрешением дел. В их компетенцию входит:

  1. Принятие решений по существу.
  2. Проверка справедливости, законности и обоснованности вступившего либо не вступившего в силу акта.

Районные судебные инстанции уполномочены принимать решения по существу вопросов, которые выступают основными для конкретного дела. Так, в ходе уголовного производства орган устанавливает невиновность либо виновность гражданина. В последнем случае решается вопрос о применении либо неприменении наказания, устанавливается конкретная мера принуждения. Рассматривая гражданские дела, эти звенья судебной системы РФ определяют доказанность либо недоказанность предъявленных исковых требований. Также устанавливаются последствия, которые должны возникнуть. По уголовным и гражданским делам первыми инстанциями могут быть практически все суды в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения выступают арбитражные органы округов и апелляционные институты. Об этом сказано в ФКЗ № 1.

Проверка решений

Судебная кассационная инстанция, равно как и апелляционная, призвана проверять обоснованность, законность и справедливость постановлений, приговоров в том числе. При этом рассмотрение осуществляется как вступивших, так и не вступивших в силу актов. Во второе звено судебной системы могут быть обжалованы решения:

  1. Районных органов, не вступившие в силу. Данное право установлено в ст. 320 ГПК.
  2. Постановления, вступившие в силу, кроме актов ВС. Их допускается обжаловать по ст. 376 ГПК в кассационную инстанцию.

Апелляция (общая юрисдикция)

Этим органом может являться любое звено судебной системы. Обжалование решений осуществляется по вертикали. Так, акты мировых судей рассматриваются в районных инстанциях. Решения гарнизонных военных, районных органов обжалуются в:

  • ВС республики.
  • Краевой/областной суд.
  • Орган города фед. значения.
  • Суд автономной области/округа.
  • Флотский (окружной) орган.

В Судебную коллегию ВС, рассматривающую гражданские дела, направляются жалобы на акты, принятые по первой инстанции:

  1. ВС республик.
  2. Областных, краевых судов.
  3. Органов Москвы и Санкт-Петербурга.
  4. Судов автономных округов/областей.

В Апелляционную коллегию ВС России направляются жалобы на акты ВС. Оспариваемые решения должны быть вынесены по первой инстанции. Апелляционный орган Мосгорсуда рассматривает жалобы на акты, принятые им же по делам, связанным с защитой смежных/авторских прав.

Особенности рассмотрения

Апелляционные судебные инстанции могут полностью либо частично пересмотреть дело. При этом, как правило, осуществляется непосредственное исследование части доказательств или всех представленных материалов. Результатом такого рассмотрения может стать вынесение нового решения (по гражданскому спору) или приговору (по уголовному делу).

Надзорные органы

В качестве них выступают второе и третье звено судебной системы. Судебные инстанции призваны проверять законность практически всех принятых решений и приговоров, вступивших и не вступивших в действие. В соответствии со ст. 377 ГПК надзорные жалобы направляются:

  • В президиум краевого/областного, верховного суда республики, автономного округа/области.
  • В коллегию ВС (по гражданским делам).
  • В президиум флотского (окружного) суда.
  • В коллегию, рассматривающую дела военнослужащих при ВС России.

Районный орган

Он выступает как первое звено судебной системы. Такие органы формируются в каждом районе, в городских поселениях могут образовываться городские, муниципальные и межрайонные учреждения. В этих судах рассматривается подавляющее большинство дел в стране. К их компетенции не относятся производства (уголовные и гражданские), включенные в ведение других органов общей юрисдикции (мировых и арбитражных). Вместе с этим, вынесенные акты районных учреждений могут пересматривать вторые и третьи звенья судебной системы РФ. Порядок создания и функционирования органов определяется отдельно принимаемым федеральным законом. Это же касается и упразднения учреждений.

Мировые органы

Они представляют собой низший уровень системы. В них в упрощенном порядке рассматриваются уголовные, административные и гражданские дела незначительного характера. Отличительной чертой мировых судов является то, что они включены в категорию, возглавляемую ВС России, однако вместе с этим, федеральными они не являются. Они считаются органами субъектов страны. Назначение мирового судьи осуществляется представительной структурой региона или путем избрания населением от соответствующего участка. Продолжительность полномочий - на первый срок не более 5 лет, на последующие - не менее пяти лет. Мировые судьи рассматривают дела единолично.

Военные учреждения

Эти суды относятся к органам общей юрисдикции. Производство по делам осуществляется в исполнительных федеральных органах, где предусмотрена военная служба. Формирование судов происходит по территориальному принципу в соответствии с местом дислокации частей, в том числе за границей страны. Военные учреждения рассматривают дела о преступлениях, которые посягают на безопасность государства, общества и личности. Они призваны обеспечивать защиту:

  1. Общественных и других организаций, граждан, чьи интересы были нарушены в ходе деятельности по сохранению безопасности.
  2. Конституционного строя страны.

ВС России

Верховный суд Российской Федерации является органом общей юрисдикции. Он осуществляет деятельность в рамках полномочий России. Учреждение дает разъяснения по практическим вопросам, имеет право пересмотреть в установленном законодательством порядке акты любых нижестоящих органов общей юрисдикции по любым делам. Вместе с КС и ВАС обладает законодательной инициативой. Решения, которые принимает Верховный суд Российской Федерации, обжалованию/опротестованию не подлежат.

Полномочия ВС

Верховный суд вправе:

  1. Рассматривать наиболее сложные гражданские, административные дела. Разрешение по существу осуществляется тех споров и преступлений, которые отнесены к ведению органов общей юрисдикции, кроме тех, которые в компетенции КС. Рассмотрение осуществляется по первой инстанции.
  2. Осуществлять надзор за деятельностью органов общей юрисдикции, в том числе специализированных и военных.
  3. Исследовать и обобщать судебную практику, проводить анализ статистики.

В случае возбуждения Госдумой производства об отрешении Президента страны от занимаемой им должности, ВС дает заключение о наличии в его действиях состава преступления. В силу конституционного предписания, Верховный суд может упраздняться исключительно внесением поправок в Основной Закон. Назначение должностных лиц в ВС осуществляется СФ по представлению президента.

Специфика функционирования

Судебная деятельность в ВС преимущественно осуществляется судебными коллегиями по уголовным или гражданским делам. Их состав определяется решением Пленума ВС по представлению председателя. Дела по первой инстанции рассматриваются единолично либо коллегиально (не менее 3-х судей). Решения и приговоры могут обжаловаться. Оспаривание актов осуществляется в кассационной коллегии. В ней рассматриваются протесты и жалобы по не вступившим в силу решениям областных органов и приравненных к ним. Кассационная коллегия разрешает уголовные и гражданские дела как суд второй инстанции по претензиям на акты, которые не вступили в действие и вынесены одной из 3-х коллегий ВС в качестве первой инстанции.

Президиум

Он представляет собой коллегиальный орган. В него входит 13 судей. Заседания Президиума проводятся не реже раза в месяц. Им рассматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, материалы исследования и обобщения практики, анализа статистики. В его компетенцию входит решение вопросов по организации деятельности коллегий и аппарата Верховного суда. Кроме этого, ВС содействует нижестоящим органам в правильном применении законодательных норм.

Пленум

В него входят все судьи ВС. Их насчитывается около ста. Созыв Пленума осуществляется не реже раза в 4 месяца. В заседаниях участвуют:

  • Генеральный прокурор.
  • Министр юстиции.
  • Председатели нижестоящих органов.
  • Специалисты и ученые.

Главной функцией Пленума выступает рассмотрение материалов исследования и обобщения судебной статистики и практики, представлений от Генпрокурора и Министра юстиции. Кроме этого, высшие должностные лица дают разъяснения судам относительно вопросов применения законодательства.

КС России

Конституционный суд выступает в качестве контрольного органа Он самостоятельно и независимо осуществляет свою деятельность. Этот Суд образован в 1991-м году. Его главной целью выступает защита конституционного строя, свобод и прав человека и гражданина, обеспечение прямого действия и верховенства положений Конституции на всей территории страны. Суд проверяет соответствие предписаниям Основного Закона:

  • ФЗ, нормативных актов СФ, президента, правительства, Госдумы, субъектов РФ, принятым по вопросам совместного ведения.
  • Договоров, заключенных органами госвласти со структурами регионов.
  • Международных соглашений, не вступивших в действие.

Конституционный суд разрешает споры по вопросам компетенции между органами государственной и региональной власти, по жалобам о нарушении конституционных свобод и прав граждан. По запросу других органов осуществляет проверку закона, примененного в конкретном деле. Суд также дает разъяснения конституционных положений, заключение о соблюдении предусмотренного порядка предъявления обвинений Президенту в госизмене либо совершении другого тяжкого преступления. Орган наделен правом законодательной инициативы по вопросам своей компетенции.

Особенности обращения в КС

В Конституционный суд можно направить жалобу, ходатайство или запрос. Правом обратиться в КС обладают все граждане России, лица, не имеющие гражданства, а также юрлица, которые утверждают, что их законные интересы, гарантированные Основным Законом, нарушены либо не защищены окончательным вступившим в действие постановлением госоргана или должностного лица. Иск могут подать органы управления, а также не имеющие официальной регистрации группы. Рассмотрение обращений осуществляется специалистами отдела секретариата КС. После этого они направляются председателю суда или его заместителю.

Комментарии