Российская художница Елизавета Березовская

Известная российская художница - любимая дочь своего отца. Является его главной наследницей.

Краткая биография

Елизавета Березовская родилась 7 апреля 1971 года в Москве. Ее отец - известный предприниматель и бизнесмен Борис Березовский, мать – Нина Короткова. Как считает сама Елизавета, ее отец был «одним из величайших людей нашего времени».

Окончила Лиза факультет искусств Кембриджского университета. После окончания вернулась в Москву. Круг общения Лизы представлен современными и модными художниками того времени, авангардистами. Встречалась с художником Сергеем Ануфриевым, а также с известным музыкантом группы «Корабль» Ильей Вознесенским. Будучи с Ильей в гражданском браке, Елизавета родила сына Савву. Как отмечали близкие друзья и знакомые, образ жизни ее напоминал «бесконечную череду рейв-вечеринок и дизайнерских перформансов».

Девушка всегда отрицала, что Борис Березовский финансировал ее вечеринки. Но отцу все же приходилось помогать дочери. Однажды вместе с Ильей Елизавета устроила скандал в петербургском клубе «Грибоедов». Прибывшая на место милиция позже констатировала факт изъятия у Лизы наркотика – кокаина. Однако сама Елизавета Березовская утверждала, что белый порошок ей подбросили, чтобы скомпрометировать отца. Как бы то ни было, этот случай сыграл определенную роль в ее жизни и повлиял на будущую карьеру. Девушку арестовали и поместили в следственный изолятор. Ее отец похлопотал об освобождении под залог и перевез дочь за границу. Вскоре после рождения старшего сына Березовская Елизавета Борисовна вышла замуж за Анатолия Подкопова. В браке родилось двое детей - Арсений и Платон. Долгое время семья жила в Лондоне, но в 2003 году вернулась на родину. Муж Елизаветы не раз способствовал творческим замыслам супруги. Также и в этот раз Анатолий, сын известного бегуна Петра Болотникова, финансировал групповую выставку в Арт-Москве.

Персональные выставки

Ее дебют как художницы состоялся в 1998 году, в L-Галерее города Москвы, позже выставка «Путешествие» была организована и в Санкт-Петербурге - в Академии изящных искусств. В 1999-м Россия увидела вторую часть выставки «Путешествие». Обе они имели большой успех у любителей арт-искусства. Куратор выставки, Мария Каткова, считает, что художница Березовская имеет большой потенциал. Дальнейшие работы Лизы также дают массу возможностей для интерпретаций.

Успех в Айдан-галерее

В 2001 году художница представляет концептуальную инсталляцию «Летопись» в галерее «Айдан» города Москвы. В основу легло представление о жизненном цикле всего живого. Рождение, расцвет, увядание и смерть в конечном итоге – вот о чем рассказала выставка.

Огромный ткацкий станок сплел чью-то жизнь из огромного полотна. Розы на гобелене сначала представлены нежными нераскрывшимися бутонами, затем цветы раскрываются, являя миру ярко-алые лепестки, а затем и увядают, оставляя после себя лишь высохшие листья, пожухлые стебли.

Концептуальная идея о добре и зле

Выставка 2005 года, с емким названием «Добро и зло» произвела большое впечатление на публику. И это неудивительно, потому что увиденное оказалось за гранью добра и зла. Глубокую, бесконечную и необъятную тему художница выразила такой же глубокой, но вместе с тем лаконичной инсталляцией. В центре большой комнаты, полностью покрытой белоснежной тканью и освещенной люминесцентными лампами, установлено огромное зеркало в виде губ. В отражении можно увидеть светящиеся алые губы, установленные под потолком. На стене горит слово «Страх».

Невероятная идея соединения добра и зла. Небо и земля сливается воедино в поцелуе, а страх, присутствующий всегда, дает возможность человеку четко определить грань между добром и злом. Именно это чувство страха дает нам возможность осознать тот момент, когда кончается добро и наступает зло.

«Царица Колокольчик»

В 2010 году Елизавета Березовская создает новый шедевр инсталляции – «Царица Колокольчик». Огромный, необъятный цветок колокольчика установлен в центральной части зала Центрального дома художника в Москве. Восьмиметровый сужающийся коридор колокольчика поглощает человека, стирает масштабы и полностью меняет привычное мироощущение. Здесь стираются границы между миром внешним и внутренним, рушится привычный смысл; сгущающаяся темнота оказывает мощное давление на посетителя, заставляя его пробудиться. Объект создает интегральный образ материнского лона, или черную дыру, или раструб граммофона, или… Опять же безграничная возможность интерпретаций, и для каждого посетителя она своя.

Невероятная глубина мысли

По мере продвижения вглубь цветка нарастает недоумение. Но в конце узкого коридора, как награда за работу над собой и над своими взглядами, зритель слышит нежный звон колокольчика. Или это всего лишь иллюзия, слуховая галлюцинация.… Слушателю дается возможность самому сделать выводы о звоне в утробе Царицы Колокольчика. Это не только дар, это голос внутри тебя, голос Бога. В кромешной темноте, посетитель устремляет свое внимание внутрь себя, на свой внутренний мир, причем пробудившийся ото сна. Начинает на самом деле казаться, что звук колокольчика идет изнутри тебя.

Этот компрессивный и многозначный артефакт сдвигает и перестраивает восприятия, повышая сознания до нового уровня – до откровения с самим собой и высшими силами.

Елизавета Березовская – российская художница, чьи работы до сих пор вдохновляют поклонников.

Комментарии