Первая платная дорога в России. Качество российских автодорог

Народная мудрость утверждает: "В России две беды - дураки и дороги". Соглашаться или нет с этим популярным выражением - личный выбор каждого. Но едва ли кто-нибудь станет спорить с тем, что без хороших автобанов в будущем такая огромная страна просто не сможет существовать. Именно дороги, или, как их в настоящее время принято называть, федеральные трассы, объединяют в единое целое фантастически огромную территорию России.

Из российской истории

Существующая сегодня в стране дорожная сеть формировалась на протяжении нескольких веков, по мере территориального расширения Российской империи. Процесс развития транспортной инфраструктуры продолжается и по сей день. И лишь клинические оптимисты могут выразить удовлетворение его результатами. Значительная часть дорог в России не соответствует уровню, необходимому для успешного развития страны.

В первую очередь это касается необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока, где, как и в прежние времена, вместо дорог преобладают направления. И сама многовековая беспросветность этой ситуации заставляет задуматься о том, что существующее ныне положение вещей может измениться только тогда, когда введут платные дороги в России. Едва ли найдётся разумная альтернатива этому решению. В настоящее время дорожное строительство финансируется главным образом за счёт налога, который ежегодно платит государству каждый владелец транспортного средства. Но он не позволяет в должном объёме аккумулировать средства, необходимые для строительства и эксплуатации таких значительных инфраструктурных объектов, как междугородние автомагистрали.

Первая платная дорога в России

Положительный опыт в сфере строительства и эксплуатации современных автострад уже достигнут. Платная дорога в России уже имеется, это федеральная трасса М-4 "Дон", ведущая из столицы в город Ростов на Дону и далее в направлении Северного Кавказа. Эта магистраль отличается большим объёмом как грузовых, так и пассажирских перевозок. Платными на всём её протяжении являются пока только четыре участка. Но это, как принято говорить, пилотный проект. Все платные участки на федеральной трассе М-4 "Дон" имеют альтернативные варианты движения между их начальной и конечной точками. Наличие дублирующих маршрутов является обязательным требованием при принятии решения о переводе той или иной дороги в категорию платных.

Интересно отметить, что большинство из тех, кто пользуется трассой М-4 "Дон" постоянно, перестали думать о поиске возможности объехать платные участки по дублирующим маршрутам. Выбор в пользу платных дорог делают те, кто ценит своё время и комфорт больше возможности сэкономить. К тому же объездные альтернативные маршруты всегда длиннее прямых. Топлива на их преодоление тратится больше, и экономия выглядит весьма сомнительно.

Унификация дорожной сети

Основу современной дорожной сети России составляют федеральные трассы. Эти магистрали соединяют столицу страны со всеми региональными административными центрами. Их финансирование производится за счёт средств федерального бюджета. Остальная дорожная сеть ранжируется по региональному и местному статусу. Система федеральных дорог является важнейшей составляющей общей технологической инфраструктуры, обеспечивающей сообщение между частями единой страны.

Любые модернизации и инновации в принципах подхода к дорожному строительству могут производиться только по решению федеральных властей. Поэтому платный проезд по дорогам России начинает постепенно вводиться именно на федеральных трассах. В настоящее время он существует только на территории европейской части страны.

Финансовые аспекты

Дорожное строительство требует значительных капиталовложений. Не вызывает возражений тот простой факт, что километр современной многополосной автострады стоит очень дорого. Но к этому приходится добавлять ещё и неизбежные затраты на обустройство придорожной инфраструктуры - мосты, путепроводы, многоуровневые развязки, боковые проезды и парковки. Изыскать в короткие временные сроки необходимые финансовые ресурсы для строительства современных магистралей поможет лишь введение системы платы за пользование дорогами на всей территории России. В этом случае строительство дорог финансирует каждый, кто по ним ездит.

Климатические факторы

Сложность строительства транспортной инфраструктуры и поддержания её работоспособности на необходимом уровне в значительной степени усугубляется низкими температурами, которые характерны для большей части российской территории.

Большие температурные перепады приводят к более интенсивному разрушению дорожного покрытия по сравнению со странами с умеренным климатом. Это ещё более увеличивает стоимость строительства дорог в России. В первую очередь это касается регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Из особенностей национальной психологии

Не секрет, что само словосочетание "платная дорога в России" вызывает резкую негативную реакцию у значительной части её населения. Людей, которые столетиями привыкали ездить по дорогам бесплатно, очень нелегко убедить в том, что между отсутствием платы и традиционном представлении о российских дорогах, как худших на планете, существует самая прямая взаимосвязь. Что единственный шанс постепенно привести дорожную сеть страны в соответствие общепринятыми мировыми стандартами - это ввести плату за проезд по наиболее значимым магистралям.

Коренным образом изменить существующую ситуацию способно лишь осознание того факта, что платная дорога в России - это хорошая дорога. И нет другого пути, кроме того, который успешно работает в большинстве технологически развитых странах мира. Разумеется, это возможно лишь при условии, что оплата платных дорог в России пойдёт именно на их реконструкцию и строительство. А не на личные банковские счета узкой группы заинтересованных лиц.

Мировой опыт

При всей уникальности России с её бескрайними географическими просторами, это не первая страна в мире, которая сталкивается с необходимостью поиска финансовых средств на модернизацию и строительство дорожной инфраструктуры. И весь мировой опыт дорожного строительства позволяет сделать совершенно однозначный вывод о том, что хорошие дороги существуют в первую очередь там, где за проезд по ним приходится платить.

Что характерно, этот принцип одинаково хорошо работает и в бескрайней Канаде, и в микроскопическом по размерам Израиле. В этих очень разных странах одинаковые по качеству автострады. Проезд по ним платный.

Процесс пошёл

Система платных дорог в России уже существует. В дополнение к четырём платным участкам на федеральной трассе М-4 "Дон" с 11 сентября 2015 года платным стал участок трассы М-11 от Московской кольцевой автодороги до Шереметьево. Длина платного отрезка пути составляет 43 километра. В этом же году платным стал и участок Западного скоростного диаметра под Санкт-Петербургом. Платные дороги в России для грузовиков появились 15 ноября 2015 года. Эта дата ознаменовала начало необратимого процесса в сфере оборота большегрузного автотранспорта.

Пока что это касается только транспортных средств, вес которых превышает двенадцать тонн. Платить владельцам грузовиков придётся только за движение по федеральным трассам. Тариф составляет 3 рубля 75 копеек за километр пути. Решение о введении платы за проезд для грузовиков было принято на высшем уровне. Оно не было отменено даже несмотря на значительное социальное напряжение и протестные действия водителей-дальнобойщиков. Если принимать во внимание, что именно тяжёлая грузовая техника наносит наибольшие повреждения дорожному покрытию, то решение это вполне оправдано.

Комментарии