Николай Леонов - классик отечественного детектива
Сегодня весьма популярны отечественные авторы детективов. Российские книгоиздатели с удовольствием печатают их произведения. Но так было не всегда...
В аскетичные советские времена достойные книги «легкого» жанра были таким же дефицитом, как продукты или качественная одежда. Среди них детективы о молодом сыщике Льве Гурове были особенно востребованы. Но их автор - Николай Леонов - был известен многими произведениями, в которых действовали другие герои, а также сценариями фильмов, уровень которых недоступен многим сегодняшним боевикам и бестселлерам.
Нелегкая задача биографа
Писатель Николай Иванович Леонов — сложный объект для написания биографии. Он прожил всего 65 лет и ушел из жизни в начале 1999 года. Время, когда известность приобретается не работой, а частотой упоминания в сети, еще только начиналось, а он, видимо, относился к личностям, не придающим особого значения узнаваемости своей персоны. А неординарных событий в его жизни случалось, судя по всему, немало.
Он родился в Москве, в 1933 году. По некоторым сведениям, в Московском юридическом институте он учился в одной группе с другим будущим классиком советского детектива – Георгием Вайнером. После получения юридического образования Николай Леонов пошел работать в МУР – столичный уголовный розыск - легендарное подразделение Главного управления МВД по городу Москве.
Сыщик и спортсмен
Он прошел путь от лейтенанта до капитана милиции, много времени проработав «в поле», занимаясь самой обычной розыскной работой. Первыми делами молодого оперативника были незначительные происшествия, связанные с мелкими кражами и мошенничеством на рынках столицы. Николай Леонов служил под началом полковника Владимира Чванова, который известен как прототип легендарного Глеба Жеглова.
Друзья и знакомые отмечают сходство писателя с его главным литературным героем – Львом Гуровым – в отношении спортивной выправки и хорошей физической формы. Это не случайно: Леонов один из первых в стране стал серьезно заниматься настольным теннисом, был одно время капитаном, а потом и тренером сборной страны по этому сложному технически суперскоростному виду спорта. Говорят, что в составе команды он бывал за границей, а однажды ездил на соревнования в США.
Выбор дороги
По какой причине в 1963 году, после 10 лет службы, он подал рапорт об отставке из органов милиции, сказать сложно. Возможно, это просто потребность в писательстве, может, были другие причины, подобные тем, что мешали карьере Льва Гурова – неумение подстраиваться под обстоятельства в ущерб собственной натуре. Увольнение из МУРа удивило многих: капитан Николай Леонов к тому времени стал участвовать в крупных, масштабных расследованиях, в которых добивался ощутимого успеха.
А вот успехи в литературе пришли не сразу. Первая самостоятельно написанная книга «Приступаю к задержанию» (1965) - результат многочисленных переделок и долгой редактуры. Лишь постепенно, в результате напряженных усилий, сотрудничества с соавторами Леонов выработал стиль и манеру, выдвинувшие его в первый ряд мастеров жанра.
Отточенная и закрученная интрига, точность в психологии и жизненных деталях были оценены кинематографистами. Николай Леонов – писатель, получивший известность как сценарист фильмов из золотого фонда советских кинодетективов.
«Трактир на Пятницкой» и «Вариант «Омега»
Первым киноопытом Леонова стал сценарий «Ринг», фильм по которому вышел в 1973 году. Детективная история из спортивной жизни не удостоилась пристального внимания зрителей. Зато следующие два фильма по его сценариям стали хитами.
Повесть «Ждите моего звонка» о жизни работников советского УГРО времени его становления была экранизирована в 1978 году под названием «Трактир на Пятницкой». Фильм посмотрели более 50 миллионов зрителей, он стал одним из лидеров кинопроката и выдвинул Леонова в ведущие авторы детективов. Российские телеканалы и теперь периодически показывают это кино.
Регулярно повторяется и другой шедевр, снятый по сценарию, написанному при участии Леонова – телесериал «Вариант «Омега» (1979). В его основе – повесть «Операция «Викинг» о разведчике, действовавшем в 1942 году в оккупированном Таллине. Противостояние Сергея Скорина и немецкого контрразведчика фон Шлоссера – один из первых примеров произведений о войне, показавших, что среди врагов не все были убогими личностями и умственно ущербными людьми.
Блеск фильму придает гениальная игра Олега Даля и Игоря Васильева, но им было что играть – уровень литературной основы фильма очень высок.
Гуровская серия
Между первым романом о Льве Гурове – «Явка с повинной» (1975) – и тем, что вышел незадолго до смерти писателя – «Пир во время чумы» (1998), прошло более двух десятилетий и целая эпоха. Мужал и закалялся главный герой, менялись методы и главные цели тех, кто ему противостоял, рушился общественный уклад жизни целой страны. Николай Леонов, книги которого до мелочей отчетливо отражали окружающий мир, прошел этот путь вместе с читателем. Всего вышло 28 повестей и романов, где действует Гуров, сначала — юный лейтенант, в конце - матерый подполковник. Многие из них были с разным успехом экранизированы.
Внимание читателей и зрителей к основному персонажу Леонова объяснялось многим. Среди этих факторов хорошо различимые достоинства его облика и внутреннего содержания, неотделимость от больших или незначительных событий, происходивших вокруг, от среды, окружавшей всякого, кто жил в этой стране. Но главное, что находило отклик – жажда справедливости, которой всегда не хватало Гурову и которой практически не видели читатели романов о его похождениях.
Совпадения и предвидения
У книг Леонова есть еще одно свойство, отмечаемое многими ценителями хорошей детективной литературы. Поступки персонажей, созданных писателем, определяются не безудержной фантазией автора, а логикой событий, происходивших на разных уровнях действительности — от сфер высокой политики до коммунального быта.
Удивительно совпадение фамилии главного леоновского персонажа и одного из легендарных борцов с преступностью Александра Ивановича Гурова. Одним из первых он обозначил опасность возникшей в недрах больного советского общества организованной преступности, за что подвергался преследованиям властей, вооруженных советской идеологией. Согласно ей, в передовом общественном строе не может быть предпосылок для возникновения мафии.
Мистические совпадения событий собственной судьбы и тех, что происходили с героем леоновских книг, отмечал сам теперешний генерал-лейтенант милиции и депутат. Карьерные взлеты и падения, успехи и поражения в борьбе против могущественного зла сначала происходили на страницах книг о Льве Ивановиче Гурове, а затем в реальной жизни Александра Ивановича Гурова.
Последнее дело Льва Гурова, описанное Леоновым, связано с убийством, до мелочей похожим на смерть Галины Старовойтовой, что стало для писателя одной из побудительных причин для написания «Пира во время чумы». Версия, которая озвучивается на его страницах, многими считается заслуживающей внимания тех, кто до сих пор не закончил официального расследования.
Что сказать напоследок? Очень многим имя Николая Ивановича Леонова дорого, и они каждый раз вспоминает его добрым словом, перечитывая прекрасные книги и пересматривая фильмы, снятые по его сценариям.