Тема самообразования учителя. Список тем по самообразованию для учителя математики или русского языка
По мнению ученых, знания, которые имеет в распоряжении человек, удваиваются раз в 10 лет. Это значит, что ранее полученная информация может устареть. Сегодня отмечается существенное усиление социальной значимости образовательного процесса. Оно выступает одним из ключевых ресурсов для общества. В этой связи особая роль в современном мире отводится педагогам.
Повышение квалификации
Для того чтобы идти в ногу со временем, преподаватель постоянно должен совершенствовать свои знания. Ему необходимо овладевать всеми прогрессивными образовательными и воспитательными технологиями, обеспечивая этим условия для своего развития в профессиональном плане. Система повышения квалификации преподавателей предусматривает различные формы:
- Посещение курсов (раз в 5 лет).
- Участие в методической деятельности ОУ, района, города.
- Самообразование.
Рассмотрим далее подробно, что собой представляет последняя форма повышения квалификации.
Общие сведения
Самообразование представляет собой самостоятельное получение знаний. Эта деятельность может осуществляться с использованием самых разных источников. При этом выбор будет зависеть от склонностей и интересов самого человека. Самообразование тесно взаимосвязано с самовоспитанием. Оно способствует более быстрой адаптации в постоянно изменяющихся общественно-политических условиях.
Выбор
Подбор темы по самообразованию в школе должен осуществляться с учетом определенных факторов. В первую очередь во внимание принимается личный опыт и профессиональный уровень каждого преподавателя. Необходимо сказать, что любая тема по самообразованию, по воспитанию всегда связана с предполагаемым результатом. Они направлены на получение качественно новых показателей деятельности.
Методические мероприятия
Они должны быть направлены на достижение главной цели – стимулирование преподавателей в профессиональном росте. Несколько специалистов могут объединяться для работы над темой, которая близка по содержанию к задаче года. Если учреждение проводит подготовку к экспериментальной либо инновационной деятельности, вопросы по самостоятельному приобретению знаний должны включаться в программу. Ключевая роль в этой работе принадлежит руководителю. Он должен сформировать комплекс условий, в которых будет происходить профессиональное развитие каждого преподавателя. Главным является мотивационный принцип постепенного включения в деятельность и приучение коллектива к постоянному совершенствованию.
План работы по теме самообразования
Он составляется в качестве приложения к готовой программе. Его можно представить в виде таблицы, оформленной следующим образом:
№ | ФИО | Тема самообразования | Сроки и форма отчета |
В проекте должны быть четко определены все пункты. Отчеты могут зачитываться на педагогических советах. Они также могут выступать как элемент методического мероприятия. Форма отчета может быть любая. К примеру, для педагогов могут проводиться семинары и консультации. Отчет на рабочих местах предполагает установление оперативного контроля над конкретной тематикой и дальнейшее наблюдение образовательного процесса. Это позволит на практике оценить эффективность полученных знаний. Такая форма отчета считается наиболее демократичной. В данном случае важно предотвратить превращение процесса самообразования в формальное ведение дополнительной документации (конспектов, выписок и проч.).
Формы
Для самостоятельного получения информации, как выше было сказано, можно использовать разные источники. Темы самообразования по математике, как и по прочим предметам, можно найти в книгах и периодических изданиях в библиотеках. Эффективно также участие в семинарах, научно-практических конференциях. Целесообразно вести собственную картотеку по изучаемому вопросу.
Рекомендации
Любая тема самообразования учителя должна освещаться разными источниками. Это заставляет преподавателя анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать собственное мнение по конкретному вопросу. Целесообразно научиться использовать библиотечные каталоги. Они существенно сокращают время поиска нужных сведений, поскольку в карточках, как правило, содержится перечень основных вопросов либо аннотация к книге. Немаловажно также научиться не только собирать, но и накапливать и хранить информацию, факты, выводы. Их впоследствии можно использовать на выступлениях, педагогических советах, в дискуссиях и так далее.
Основные направления
Они определяются, исходя из самой специфики деятельности преподавателя. Для достижения поставленных целей педагогу необходимо владеть психологическими знаниями, обладать высоким уровнем культуры, эрудицией. Выбранная им тема самообразования должна дополнять и развивать эти умения. Среди основных направлений, в которых следует совершенствоваться в первую очередь, можно отметить следующие:
- Психолого-педагогическое. Оно ориентировано на родителей и детей.
- Методическое. Оно включает в себя передовые технологии, приемы, методы и формы.
- Психологическое. Оно предполагает развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков.
- Правовое.
- Информационные компьютерные технологии.
- Эстетическое.
- Охрана здоровья.
Виды деятельности
Они составляют непосредственно сам процесс самообразования, косвенно либо прямо влияя на профессиональный рост. К видам деятельности следует отнести:
- Чтение определенных педагогических изданий.
- Посещение тренингов, конференций, прочих мероприятий.
- Чтение предметной, методической литературы.
- Систематическое посещение курсов по повышению квалификации.
- Постоянный обмен опытом, дискуссии, совещания с коллегами.
- Проведение открытых уроков для оценки другими преподавателями.
- Организация внеклассных мероприятий.
- Изучение компьютерных технологий.
В соответствии с этим каждый педагог составляет план работы по теме самообразования.
Результаты
Всякая деятельность теряет смысл, если в итоге не будет создан какой-либо продукт или не будут реализованы задачи. В индивидуальном плане в обязательном порядке следует указать результаты, которые будут достигнуты за определенное время. Ими могут быть:
- Изданные или разработанные методические рекомендации, статьи, исследования, сценарии, программы.
- Создание новых методов обучения.
- Выступления, доклады.
- Разработка тестов, дидактического материала.
- Выработка рекомендаций по внедрению новых технологий.
- Организация и проведение открытых уроков по своим темам самообразования.
- Тренинги, конференции, мастер-классы, обобщение опыта.
Организация процесса
Выбор темы плана самообразования учителя осуществляется в начале года. Она фиксируется в программе методического объединения. Следует сказать, что вариантов существует огромное количество. Однако следует помнить, что любая тема по самообразованию, по воспитанию в первую очередь, должна быть направлена на улучшение качества деятельности, выработку новых педагогических методик и приемов.
Личная программа
В ней должны указываться:
- Тема самообразования (наименование).
- Цели и задачи.
- Запланированный результат.
- Стадии.
- Сроки, в которые будет выполнен каждый этап.
- Мероприятия, проводимые в ходе изучения.
- Метод демонстрации итогов.
После того как тема самообразования будет изучена, достигнуты все поставленные цели и выполнены мероприятия, педагог составляет отчет. В нем анализируется весь материал, формулируются выводы и рекомендации для коллег.
Возможные варианты
Как правило, преподавателям в начале года предлагают на выбор темы самообразования по ФГОС. Перечень может быть следующим:
- Формирование и развитие экологической культуры ребенка.
- Основные методы и формы воспитания, обеспечивающие становление духовных ценностей у старших детей.
- Формирование и развитие творческой личности.
- Работа классного руководителя по соцзащите ребенка.
- Воспитательный потенциал СМИ и средств коммуникации.
- Технология моделирования ситуации успеха для школьников во внеурочное время.
- Организация творческой коллективной деятельности в классе.
- Технология проведения индивидуальной работы с детьми.
- Самоуправление в классе.
- Подготовка детей к жизни в условиях рынка (может использоваться как тема самообразования учителя математики, например).
- Формы физического развития детей во внеурочное время (это может стать предметом изучения для преподавателя физкультуры).
- Подготовка детей к семейной жизни (подойдет для педагога-психолога).
Тема самообразования учителя математики
Рассмотрим практический пример. В качестве темы можно взять "Внедрение в образовательный процесс современных технологий на базе дифференциации обучения и на основе индивидуального подхода". В качестве целей выступают:
- обеспечение разных траекторий полноценного получения знаний с учетом возможностей, способностей, интересов детей;
- повышение профессиональной компетенции.
Задачи деятельности состоят в следующем:
- Повышение качества проведения занятий по внедрению инновационных технологий.
- Совершенствование форм и видов контроля и диагностики.
- Разработка научно-методических, учебных и дидактических материалов.
- Повышение качества знаний и мотивации детей.
Список вопросов
Перечень значимых проблем в целом можно адаптировать под каждый предмет. Например, тема самообразования учителя русского языка и литературы может предполагать следующие вопросы:
- Наличие инноваций – овладение новыми технологиями, введение стандартов.
- Работа над созданием творческой обстановки в классе, здорового нравственного и психологического климата.
- Распространение опыта на региональном/муниципальном уровне.
- Оценка, самоанализ собственной творческой работы.
- Систематическое и планомерное совершенствование методов преподавания во всех классах.
- Умение оказывать практическое содействие коллегам при овладении ими инновациями.
- В каждом конкретном классе провести анализ способностей и потребностей детей, учесть возрастные особенности, усилить заинтересованность в предмете.
Предполагаемый эффект
- Повышение качества знаний и мотивации на уроках.
- Апробация новых форм и видов диагностики.
- Повышение качества занятий по внедрению инновационных технологий.
- Увеличение количества участников образования.
Новые технологии
Прорабатывая тему самообразования, преподаватель формирует новые технологии, внедряет их впоследствии на практике. Среди них могут быть такие приемы, как:
- Проектирование. При этом способе обучения учащийся непосредственным образом включается в познавательный процесс. Ребенок начинает самостоятельно формулировать проблему, собирает необходимые сведения, прорабатывает варианты решения, делает выводы, выполняет самоанализ.
- Компьютерные технологии. Они представляют собой комплекс методов, способов, приемов формирования педагогических условий на базе ПК, телекоммуникационных средств связи и интерактивного ПО. Компьютерные технологии моделируют часть функций преподавателя по предоставлению, сбору, передаче сведений, организации управления и контроля деятельности детей.
Заключение
Самообразование преподавателя выступает как необходимое условие его деятельности. В обществе всегда предъявлялись высокие требования к профессии. Чтобы научить других чему-нибудь, нужно знать больше, чем остальные. При этом преподаватель должен уметь ориентироваться в современной ситуации, понимать и анализировать текущие проблемы во всех сферах жизни. Способность к самообразованию определяется интеллектуальными и психологическими показателями преподавателя. Тем не менее даже при высоком ее уровне далеко не всегда процесс на практике реализуется надлежащим образом. Это, как правило, происходит из-за нехватки времени, источников информации или низкого их качества, отсутствия стимулов, потребности и так далее. Однако без самообразования невозможен профессиональный рост педагога.