Педагогический совет в школе и в детском саду: организация, подготовка, проведение, цель, задачи, формы, разработки
Педагогический совет собой представляет коллективный орган самостоятельного управления сотрудников образовательных учреждений, который действует на постоянной основе. Такие советы нужны для того, чтобы рассматривать и решать важные вопросы учебной и внеучебной работы в ОУ. Деятельность педагогического совета регламентируется Положением о педсовете.
Подобные советы функционируют во всех образовательных организациях, в которых учителей больше трех человек. Его руководителем считается директор школы. Кроме того, в педагогический совет входят воспитатели, обычные учителя, организаторы внеурочной деятельности, медик, школьный библиотекарь, а также руководитель родительского комитета. В расширенном составе могут также принимать участие и другие члены родительских комитетов, например, от разных классов, а также представители организаций-коллег, лидеры детских клубов.
Цели совета
Цель педагогического совета зависит от тематики заседания:
- составление плана деятельности коллектива школы;
- определение путей, форм изменения школьного образования;
- знакомство с инновациями педагогики, внедрением новых стандартов образования учителями образовательного учреждения;
- анализ работы за полугодие, год;
- оценка состояния учебного и воспитательного процесса;
- нравственное воспитание школьников, уровень культуры, соблюдение Устава школы;
- анализ преподавания определенных учебных дисциплин.
Педагогический совет в школе позволяет знакомить коллег с опытом работы не только педагогов ОУ, но и учителей из других лицеев, школ, гимназий. Именно в ходе таких мероприятий учителя имеют возможность повышения своей квалификации, анализа достигнутых результатов, ставить новые задачи для своей деятельности.
Задачи совета
Основные задачи педагогического совета - в объединении усилий всего коллектива для повышения учебной мотивации, а также внедрение передового педагогического опыта в работу конкретной школы.
Разновидности деятельности педсовета
Согласно Положению об ОУ, подразумеваются такие виды функционирования совета:
- тематические (научно-педагогические, психологические);
- производственно-деловые;
- выбор программ, учебных планов, методов, форм воспитательного и учебного процесса, а также разработка путей решения поставленных задач;
- создание условий для повышения квалификации педагогов, распространения их передового педагогического опыта, работа по раскрытию творческого потенциала учителей ОУ;
- проработка вопросов, касающихся внеурочного образования: организации кружков, клубов, студий;
- педагогический совет по допуску выпускников к экзаменам, по переводу, об оставлении на повторное обучение, о взыскании либо поощрении;
- разработка рекомендаций по использованию опытно-экспериментальной деятельности;
Педагогический совет в школе имеет право определять направления взаимодействия школы с иными общественными и государственными учреждениями и организациями.
Функции школьного совета
Учитывая виды деятельности совета, можно утверждать, что он выполняет сразу несколько различных функций. Педагогический совет является полифункциональным органом. Он решает управленческие, воспитательные, методические, социально-педагогические проблемы, существующие в ОУ. В зависимости от конкретной ситуации, одна из задач ставится в качестве приоритетной руководителем школы, либо его заместителями, когда начинается подготовка к педагогическому совету.
Управленческие функции имеют разновидности: диагностические, совещательные, экспертные, законодательные, контролирующие, прогностические.
Законодательные состоят в коллективных решениях, которые принимаются в ходе открытого голосования, обязательны для исполнения каждым сотрудником школы. Например, это могут быть решения, касающиеся применения определенных учебных программ и методик, процедуры аттестации сотрудников ОУ, осуществления контроля качества обучения.
Совещательные функции предполагают коллективное обсуждение определенной информации об учебном и воспитательном процессе, поиск рекомендаций по изменению сложившейся ситуации.
Обобщающе-диагностические функции предполагают такие формы педагогического совета, в ходе которых осуществляется опытно-экспериментальная работа, психологические, медицинские обследования.
Планово-прогностические функции предполагают подбор плана развития школы, подбор учебных программ, учебников, методических планов.
Экспертно-контролирующие функции предполагают не только проведение педагогических советов, но и подготовку отчетов о работе школы, педагогов, о соблюдении сотрудниками и обучающимися Устава образовательного учреждения.
Корректирующие функции связаны с внесением поправок и корректировок в готовый план работы школы, с учетом изменений в стране, мире.
Направления деятельности
Педагогический совет в детском саду имеет те же направления деятельности, что и в школах. Отличия есть только в методической части работы данного органа самоуправления. Есть несколько направлений в методической функции совета: развивающее, аналитическое, обучающее, информационное, активизирующее.
Организация педагогического совета информационной направленности предполагает подготовку информационного сообщения о ситуации в учебно-воспитательном процессе, способах его совершенствования. В рамках подобных совещаний пропагандируется передовой педагогический опыт, анализируются основные достижения современной педагогики.
Обобщающе-аналитическое направление предполагает детальный анализ уровня преподавания отдельных учебных дисциплин, отчет об изменении качества знаний.
Педагогический совет в детском саду развивающего направления подразумевает изучение опыта педагогов-новаторов, подбор новых образовательных методик.
Обучающее направление пед. советов подразумевает повышение педагогической квалификации. Для этого воспитатели и учителя не просто анализируют разработки педагогических советов, предлагаемых коллегами, а сами демонстрируют свои навыки, интересные методические находки, передают знания.
Активизирующее направление состоит в активизации усилий всего коллектива педагогов, всех методических структур относительно работы над методическими темами.
Каждый член коллектива выбирает собственную тему для методической деятельности, работает над ней 2-3 года, затем делится с коллегами результатами своей работы.
Подготовка к педагогическим советам
Для того чтобы заседание было результативным, информационно насыщенным, к нему ведется серьезная предварительная подготовка. В любом образовательном учреждении есть методические объединения педагогов, включающие учителей по различным направлениям: гуманитарному, естественно-научному, трудовому. От каждого объединения выбирается 1-2 человека в творческую группу, которая занимается подготовкой будущего педагогического совета. Члены творческой группы разрабатывают план заседания, выбирают темы докладов, определяют выступающих, решают все организационные и методические вопросы. В случае необходимости члены творческой группы привлекают к подготовке и других учителей, дополнительных специалистов. Подобная коллективная деятельность воспитывает внутреннюю дисциплину, формирует ответственность, организованность.
Социально-педагогические функции советов ОУ
Такие функции заключаются в коммуникации, объединении педагогов с учениками, родителями, другими образовательными учреждениями. Кроме того, именно данный орган самоуправления координирует и интегрирует работу с общественными организациями, семьей, школой.
Содержание педсовета
Специфика содержания совета зависит от тематики, возможен охват основных проблем современной педагогики. Чаще всего проблема образовательного либо воспитательного процесса оформляется в конкретный тезис (краткую мысль). Для каждой школы такой тезис выбирается самостоятельно, для этого работает творческая группа.
Содержательный тезис в современных педагогических советах представим в виде отдельных модулей.
Знания, навыки, умения обучающихся
В данном блоке рассматриваются вопросы, связанные со стандартами, программами, преемственностью, межпредметными связями. В этот же раздел включаются и вопросы, связанные с методами и формами контроля ЗУН, а также диагностика, варианты работы с отстающими учениками.
Образовательные педагогические технологии
Рассматриваются вопросы, касающиеся индивидуализации и дифференциации обучения, а также разнообразные обучающие и развивающие технологии. В качестве темы педсовета могут рассматриваться как классические технологии, так и альтернативные варианты обучения и воспитания школьников.
Урок
Подобный блок педагогических советов посвящен современным требованиям к уроку, способам активизации познавательной активности ребят, альтернативным видам обучения.
Воспитание
В ходе педсовета рассматривают цели и суть воспитания в современных реалиях, роль внеклассной работы и внеурочной деятельности, а также социализацию школьника в ОУ.
Модули для рассмотрения
Современная проблематика педагогических советов может быть выделена в следующие модули:
- Модуль А. ЗУН учеников.
- Модуль В. Рассмотрение образовательных педагогических технологий.
- Модуль С. Урок, его составные части, особенности.
- Модуль Д. Воспитательный процесс, его специфика, предназначение.
- Модуль Е. Деятельность классного руководителя.
- Модуль Е. Вопросы, связанные с развитием образовательного учреждения.
- Модуль G. Ученик.
- Модуль Н. Педагог.
- Модуль J. Социум, семья в процессе обучения.
Первые три модуля характеризуют образовательный процесс, Д и Е связаны с воспитанием, G, H, J связаны с объектами и субъектами. Образовательный процесс предполагает взаимосвязь всех модулей, выявление наиболее сложных, их обсуждение в ходе методических советов. Данный процесс контролируется администрацией, методической школьной службой, а педагогический совет занимается урегулированием и разрешением всех появляющихся проблем. Искусство управления ОУ проявляется в предупреждении различных проблем и конфликтов, поиске способов их устранения на начальной стадии.
Та тема, которая поставлена перед педагогами, анализируется, включается в повестку совета.
Как сделать педсовет эффективным
Для начала выделяется четкое направление (тематика) педагогического совета. Затем подбирается теория, лучший опыт педагогов, психологов, касающиеся рассматриваемого вопроса. Далее психологом, социальным педагогом, классными руководителями, учителями осуществляется анкетирование, диагностика, выявляется состояние в ОУ по данному направлению. По результатам анкетирования подбирается учебно-методическое обеспечение, выбираются выступающие.
Виды педсоветов
В зависимости от методики проведения, советы могут быть традиционные и нетрадиционные. Классические педсоветы могут быть представлены в виде докладов, работы проблемных групп, семинаров-практикумов, докладов с последующим обсуждением. Нетрадиционные педсоветы проводят вне учебной деятельности, в виде творческих отчетов, аукционов, конкурсов, деловых игр, педагогических консилиумов, презентаций.
Среди недостатков традиционных педагогических советов выделим минимальную активность самих педагогов. Для того чтобы решить подобную проблему, можно организовать несколько творческих групп из педагогов. На первом этапе тема делится на несколько отдельных подтем, каждая предлагается отдельной группе учителей. Формируется общий план педагогического совета, записываются вопросы, которые будут обсуждаться в ходе работы.
На втором этапе каждой творческой группе предлагается индивидуальное задание. Проблемные группы совместно с администрацией образовательного учреждения продумывают дополнительные мероприятия: предметные декады, семинары, методические дни, посещение уроков. На этом же этапе изучается документация ОУ, готовится объявление о планируемом педсовете, разрабатывается проект решения, продумываются рекомендации.
На третьем этапе проводится сам педсовет. Его продолжительность не превышает 2,5 часов. Выбирается председатель и секретарь, ведется протокол собрания. Председатель поясняет правила проведения педсовета, озвучивает повестку, проводит голосование. Сам проект решения педагогического совета готовят заранее, после завершения заседания его ставят на голосование. В ходе открытого обсуждения в предлагаемый вариант проекта вносят поправки, уточнения, дополнения, и только после этого осуществляют голосование за конечный вариант решения.
Заключение
Традиционные педсоветы постепенно уходят из образовательных учреждений, так как они предполагают лишь поверхностное изучение поставленных проблем. Такие совещания напоминают скорее некие инструктажи с абстрактными докладами, не связывающими теорию и практику. У подобных заседаний незначительная результативность, педагоги не могут проявить свои творческие способности во время подобных мероприятий.
Педсоветы, проводимые в нетрадиционной форме, позволяют создавать настоящие творческие мастерские. Учителя демонстрируют друг другу свои инновационные разработки и оригинальные находки, выявляют лучшие методики во время совместного диспута.