Нравственное воспитание школьников

Всё чаще в средствах массовой информации появляются сообщения об актах детской и подростковой жестокости. Причём эта жестокость направлена как на ровесников, так и на лиц более старшего возраста. Нередки также и конфликты на национальной почве с участием молодежи.

В свете этого вопроса нравственное воспитание школьников приобрело исключительно важный характер, что нашло свое отражение в новом ФГОС. Государство официально признало, что это уже проблема не отдельно взятых индивидуумов, а всего общества. И решать ее надо централизовано.

Нравственное воспитание детей должно начинаться ещё в семье. К школе ребёнок уже должен научиться различать добро и зло, хорошее и плохое, «можно» и «нельзя». Ведь именно эти простые, на первый взгляд, понятия являются фундаментом того, что мы называем «нравственное воспитание школьников». При этом следует учитывать тот факт, что воспитание личности – это непрерывный процесс, в котором формируется правильное ее отношение к себе и окружающему миру.

Нравственное воспитание школьников должно, в первую очередь, сформировать такие нравственные категории, как патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, а также стремление к труду и творчеству, развитию науки, культуры, искусства. То есть, все те категории, наличие которых у граждан позволяет стране развиваться и сохранять свою самобытность.

В годы учёбы нравственное воспитание младших школьников – это едва ли не основополагающий шаг в развитии личности. Поэтому воспитание здоровой в духовном плане личности должно вестись уже в начальных классах общими усилиями родителей и учителей, причём не спонтанно, а регулярно и систематически. Для этого создаются и разрабатываются специальные программы урочной и внеурочной деятельности школьников. В рамках последней подразумевается непосредственное взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, культурно-просветительскими организациями.

В процессе внеучебной деятельности школьник должен получить знания об устройстве общества, общественных нормах, одобряемых и не одобряемых обществом поступках. Также у него должно сформироваться позитивное отношение к базовым ценностям общества и умение взаимодействовать с другими людьми.

Становлению школьника как личности могут помочь посещения школьной библиотеки, в которой при правильно организованной работе он получит дополнительную информацию в интересной и доступной для него форме. Особенно это касается младших школьников, которые еще очень восприимчивы к влиянию литературы.

Нравственное воспитание школьников среднего и старшего возраста, кроме обращения к литературе, должно также базироваться и на других видах деятельности. Например, для подростков будет полезным регулярное посещение школьного музея, работа по его поддержанию и развитию. Это позволит сохранить и укрепить преемственность поколений. Однако нравственное воспитание школьников не может ограничиваться исключительно ролью стороннего наблюдателя – чрезвычайно действенными оказываются именно «деятельные» способы воспитания. Только лично приняв участие в добром, по-настоящему нужном деле, человек может почувствовать всю сладость отдачи, увидеть результат своих дел, понять значимость своего существования.

Примером такого «деятельного» мероприятия могут быть «Школьные ярмарки», проходящие под девизом «Открытое сердце». Для их проведения требуется длительная подготовка. Все учащиеся вместе с родителями и педагогами готовят для продажи товары, выполненные собственными руками.

Каждый класс выбирает продавцов, оценивает выставляемые на ярмарку товары, проводит рекламную акцию среди жителей расположенных поблизости домов. Непосредственно в самой ярмарке принимает участие весь школьный коллектив, а также гости. Для привлечения большего числа участников это мероприятие присоединяют к какому-либо празднику, дополняют концертом художественной самодеятельности. Таким образом, в школе проходит масштабное мероприятие.

Но апофеозом ярмарки служит тот факт, что все вырученные деньги перечисляются адресно ребёнку, которому требуется платное лечение. Все дети должны знать об этом, даже в некоторых случаях проводятся встречи учеников с близкими попавшего в трудную ситуацию человечка. Затем следует информировать школьный коллектив о том, как, например, прошла операция у ребёнка, передать им слова благодарности от него самого и его родных.

К моменту выпуска у школьника уже должны быть полностью сформированы нравственные приоритеты и ценности, направленные на стремление развития страны, создания и поддержания в ней порядка, искоренение проявлений национализма.

Но что бы не говорилось, какие бы уникальные программы не создавались, все они будут бесполезны без личного примера пользующихся у школьника авторитетом взрослых. Только на таком примере он сможет построить правильную модель взаимоотношений и взаимоуважения между людьми, а также сформировать патриотическое отношение к Родине.

Комментарии