Августовский педсовет в школе: темы, доклады, выступление директора и учителей

Августовский педсовет в школе является традиционным мероприятием. Именно перед началом нового учебного года у педагогов принято подводить итоги, выявлять положительные и отрицательные результаты учебной и внеурочной деятельности за истекший период.

Сценарий педсовета

Предлагаем вашему вниманию готовый сценарий августовского педсовета. Его основная задача состоит в анализе итогов деятельности учебного года, поиске перспектив последующего развития образовательного учреждения в свете модернизации российского образования. Начать такой августовский педсовет в школе необходимо с приветствия всех педагогов, представления коллективу молодых специалистов, а также учителей, вернувшихся в школу после декретного отпуска.

Структура педсовета

Директор анализирует результаты анкетирования учащихся, направленного на выявление уровня комфортности в школьном коллективе. На основании полученных результатов завуч школы озвучивает круг вопросов, которые вынесены на совещание педагогического коллектива.

Форма работы

Для того чтобы августовский педсовет в школе был максимально эффективным, весь педагогический коллектив делят на несколько групп. Для обсуждения учителям предлагаются определенные темы. Например, методическое объединение учителей начальных классов ищет способы повышения профессионального мастерства педагогов. Учителя русского языка и литературы анализируют проблемы, связанные с подготовкой учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В ходе такого мозгового штурма в каждой микрогруппе разрабатываются свои мероприятия, которые направлены на решение выявленных проблем. Такой августовский педсовет в школе подходит для тех образовательных учреждений, в которых работают творческие и яркие учителя.

Постановка задач на текущий учебный год

Выступление директора на августовском педсовете предполагает несколько этапов. Сначала награждаются те педагоги, которые показали отличные результаты работы, чьи ученики стали победителями и призерами олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня. Затем главное лицо школы ставит перед педагогическим коллективом новые задачи:

  • повышение качества образования;
  • реализация федеральных образовательных стандартов второго поколения;
  • совершенствование системы внеурочной деятельности;
  • осуществление профессиональной подготовки педагогически кадров.

После того как перед учительским коллективом будут озвучены все основные моменты предстоящего года, директор передает слово своему заместителю по учебной работе. Его выступление на августовском педсовете предполагает полный анализ результатов олимпиад, научно-исследовательской и проектной деятельности. Кроме того, в виде графиков завуч представляет коллегам сравнение качества обучения за последние 2-3 года. Не остается без пристального внимания и вопрос, касающийся результативности сдачи итоговой аттестации по обязательным предметам (русскому языку и математике) и учебным дисциплинам, которые выбирали (по желанию) школьники 9 и 11 классов.

Доклад на августовский педсовет завуч выстраивает на основе приоритетных направлений работы данного образовательного учреждения.

Вариант выступления

Современное образование должно решить ответственную и сложную задачу – воспитать многогранную личность ребенка. Из стен школы должны выходить молодые люди, которые ориентированы на духовные ценности, культурные нормы. Особое значение уделяется формированию в подрастающем поколении патриотизма, любви к родному краю, своей Отчизне. Тема августовского педсовета: «Чтение как способ формирования гармонически развитой личности». Влияние такого предмета, как литература, на гармоничное развитие школьников бесспорно. Именно поэтому такое внимание уделяется министерством образования РФ преподаванию данной учебной дисциплины в образовательных учреждениях. Литература оказывает влияние не только на развитие личности школьников, но и на формирование в нем нравственных качеств. О важности чтения говорил В. А. Сухомлинский. Великий русский педагог отмечал в своих трудах, что именно чтение является источником духовного обогащения человека. Он считал, что чтение является тем окошком, сквозь которое дети знакомятся с окружающим миром, познают свое собственное «я». По мнению В. А. Сухомлинского, от читательской культуры напрямую зависит показатель духовного потенциала самого общества.

ФГОС в образовании

Тема августовского педсовета выбрана неслучайно. По новым федеральным образовательным стандартам, обучение не ограничивается процессом усвоения определенных умений, знаний, компетенций, которые в сумме представляют инструментальную базу учебного труда школьников, представленную в виде метапредметных и предметных результатов обучения. Особое внимание по ФГОС предполагается отводить процессу развития личности школьника.

Если в стандартах первого поколения не отводилось должного внимания развитию индивидуальности каждого школьника, то после модернизации системы российского образования ситуация изменилась. Теперь одним из основных требований к качественному обучению является именно индивидуальное развитие школьников.

Значимость УУН

Универсальные личностные учебные действия предполагают самообразование, нравственное и этическое оценивание. Они невозможны без тех воспитательных примеров и образов, которые существуют в русской классической литературе. Сценарий августовского педсовета основан на известных всем произведениям русских классиков, чтение которых способствует формированию духовной и зрелой личности учеников. Ребята, которые любят творчество русских писателей и поэтов, становятся активными и творческими личностями. Классическая литература помогает им сохранять моральную чистоту, духовное богатство.

В «Учительской газете» была представлена концепция воспитания и развития личности, направленная на повышение духа патриотизма в подрастающем поколении. Именно в этом документе содержится понятие «национальный современный воспитательный идеал», подразумевающее воспитание в стенах общеобразовательных учебных заведений компетентных, творческих, высоконравственных граждан, способных принимать активное участие в судьбе своей страны, умеющих отвечать за совершенные ими поступки. Завуч школы в своем выступлении подчеркивает актуальность нововведений в преподавании литературы, направленных на сохранение и возрождение культурных и духовных традиций многонационального народа нашей страны. Министерством образования РФ были определены основные человеческие ценности, которые должны быть отражены в личностных результатах индивидуального обучения. К ним отнесены следующие термины:

  • толерантность,
  • сотрудничество,
  • взаимопонимание,
  • управление,
  • нравственность,
  • ответственность,
  • компетентность,
  • профессия,
  • ценности,
  • труд.

Личность в данном аспекте рассматривается как совокупность взаимоотношений человека не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Выступление педагогов

В связи с актуальностью материала, касающегося определения направления работы школы на следующий учебный год, выступление учителей на педсовете связано с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения на основе примеров классической литературы.

Работа «Формирование национального нравственного идеала на базе русской классики» актуальна для темы педсоветов, связанных с нравственным воспитанием. Педагоги выделяют подуровень и три уровня сформированности у толерантной личности национального идеала. На педсовете рассматриваются основные критерии, по которым для каждого уровня можно выделить свою систему ценностей.

  • «Позитивный конформист» - школьник, который усвоил систему всех ценностей национального идеала, но не может использовать знания в повседневной жизни.
  • «Ценностный носитель» идеала, который принял систему ценностей, но не осознает важности их применения.
  • «Транслятор» внедряет ценностную систему в реальную жизнь, имеет четкое представление о морально-нравственных и гражданско-патриотических нормах.

Выступающий на педсовете педагог подчеркивает, что при детальном анализе произведений русской классической литературы можно сделать вывод о существенном изменении требований к нравственности и морали.

План на учебный год

Именно на августовском педагогическом совете, который проводится по традиции в последние дни лета, рассматриваются темы педсоветов на весь учебный год. Выбираются основные направления методической работы педагогического коллектива с учетом тех основных тенденций, которые выбраны в качестве приоритетных направлений в конкретном образовательном учреждении. Например, если в школе основной упор делают на нравственное воспитание, прорабатывается программа кадетского движения. В ОУ, где направление деятельности связано с внеурочной деятельностью, прорабатываются разные кружки, клубы, рассматривается их взаимосвязь с обучающим процессом.

Именно в августе педагогический коллектив рассматривает кандидатуры тех педагогов, которые заслужили поощрение, зачитываются кандидатуры коллег, выдвигаемых на награждение различными ведомственными наградами, почетными грамотами. Среди отличительных особенностей первого педагогического совета, организуемого после продолжительного летнего отпуска, является и чествование тех учителей, которые приняли решение о завершении своей профессиональной педагогической деятельности. Для них коллеги готовят специальные подарки, слова признательности и поддержки.

Совещания педагогов в августе

В качестве девиза к августовскому совещанию педагогов можно взять слова А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Помимо школьных мероприятий, стали традиционными заседания районного уровня. Тема их выбирается представителями органов муниципальной власти, связана с теми основными задачами, которые поставлены правительством и министерством образования РФ перед педагогическим сообществом. Подготовка к такому ответственному и важному мероприятию осуществляется заблаговременно. Каждый, кто станет участником подобного совещания, должен получить адекватную информацию, которая потребуется в процессе последующей педагогической деятельности.

Заключение

Учитывая специфику национальной политики в сфере образования, тематику августовских педагогических совещаний определяют сами образовательные учреждения, органы муниципальной власти. Примерная структура всех таких совещаний примерно одинаковая. Сначала подводятся итоги за прошедший год, выявляются лучшие педагогические практики, затем анализируются основные проблемы, определяются пути их решения. Завершающим моментом любого совещания считают слова напутствия руководителя школы и управления образования, а также небольшой праздничный концерт в честь лучших педагогов.

Комментарии