Русские узоры и орнаменты - символика

Русские народные узоры и орнаменты являются хранителями глубокой архаики. Они уводят нас в глубь веков, в дохристианскую Русь. Эти приметы древности можно найти на вышивке, в украшениях, которые носили, в отделке русских изб и храмов. Как правило, они имели значение оберегов или им придавались другие знаковые отличия.

Русская изба

Особое значение имело оформление крыш и окон как небесного свода. На них издревле изображались солнце, кони, «хляби небесные». Круто выгнув шею и грудь, на самом главном, центральном бревне крыши гордо возвышалась конь-птица, символизирующая солнце. Кроме нее на крыше находились и другие солнечные знаки, означавшие как закат, так и восход солнца.

На причелинах, идущих с двух сторон вниз, самыми частыми были волнистые русские узоры и орнаменты, струи, дополненные небольшими кружочками, которые должны были, видимо, изображать дождевые капли. Язычники, верившие в Рода, считали, что они – причина жизни на Земле и выражение творческой энергии божества, осуществляющей оплодотворение.

Окна украшались деревянным кружевом. Оно представляло собой русские узоры и орнаменты, состоящие из знаков солнца, воды, растительных элементов и стилизованных женских фигур. Связывая наружную и внутреннюю часть дома, окно украшалось чрезвычайно изысканно.

По типу их можно поделить на три части. Первая композиция – солярная, которая продолжала осуществлять защиту дома, начатую крышей.

Вторая имела наличие двускатного покрытия, где внутри также помещалось солнце и, как и на крыше, имелись русские узоры и орнаменты в виде хлябей.

Третий вид композиции отличается тем, что карниз был ровным, то есть отсутствовал небосвод. В центре имелась одна фигура, окруженная стилизованными зверями. Можно долго объяснять их смысловое значение, но следует перейти к следующей теме.

Головной убор

Его главная идея – изображение неба. На головном уборе вышивались солнце, птицы, устремленные вверх. С этим связано его название. Слово "кокошник" произошло от слова «кокошь» – петух. Подвески к ним, рясны, – это вертикальные полосы, идущие от кокошника до груди или даже до пояса. В металлических (обычно из золота или серебра) изделиях используются русские узоры и орнаменты в виде птиц, которые соединяют небо и землю.

Подвесками на ряснах служили колты, на которых мы видим русалок, семаргла (это бог плодородия) или грифонов. Бисерные рясны имитировали дождевые струи, что также связано с плодородием в обобщенном смысле, дающим жизнь всему земному.

Орнаментика рясен очень устойчива: это тема неба и земледельческого плодородия. Небесная высь – это птицы, которые сейчас находятся на земле. Аграрная тема тоже прослеживается: изображались все стилизованные фазы развития растения (прорастающие семена, опыляемые травы и цветы).

Ожерелье и одежда

Ожерелье – это украшение для шеи и груди, которое археологи называют «гривная утварь». На украшениях есть знаки солнца, луны, зверей и птиц. Это все представляло собой обереги.

Вышивка на предплечьях рукавов и бедрах несла очень древний смысл обработанного поля: в косом квадрате, разделенном на четыре части, находился знак зерна – точка. Подол одежды украшен вышивкой, в которой господствует идея земли: узоры, напоминающие траву, гуляющие по земле птички, цветы.

Таким образом, русский орнамент и узоры восходят к земледельческому неолиту. Многое сохранилось до нынешних времен, однако чтобы разобраться в заложенных смыслах, следует изучать труды археологов, ибо они обладают богатейшим материалом, позволяющим его расшифровать.

Комментарии