Как сформировалась и развивалась дохристианская русь
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к истории расселения славянский народов на территории Восточной Европы. Кроме того, следует учитывать, что на сегодняшний день однозначного ответа, что собой представляла дохристианская русь, где ее корни и как она развивалась в это время, нет.
Одна из наиболее распространенных версий состоит в том, что славянские племена примерно в 5 веке пришли в район бассейна Днепра. Здесь в течение нескольких веков происходило разделение славянского сообщества на две большие группы: восточных славян и западных. На месте расселения восточных славян и начался процесс складывания древнерусской народности, который длился вплоть до 9 – 10 веков. По времени протекания этот процесс и следует считать периодом существования исторического феномена - дохристианская русь.
Важнейшим и наиболее цитируемым источником по этому историческому периоду является «Повести временных лет» - выдающийся памятник мирового культурного наследия приводит географические пределы расселения славян, на которых сформировалась дохристианская русь. Этот ареал простирался от Тамани и Днестра на юге и западе, до Северной Двины и среднего течения Днепра на севере и востоке. происхождение термина "Русь" также имеет множество различных исторических интерпретаций. Так, сам предполагаемый автор «Повести…», летописец Нестор, указывает, что это слово имеет скандинавские корни, потому что было привнесено варяжскими конязями и воинами, которые в это время появляются на Руси благодаря активному движению по пути «из варяг в греки».
Эта концепция была неоспоримой вплоть до 18 века, пока великий Ломоносов не выдвинул версию о происхождении этого названия от реки Россь, которая протекает на южных границах ареала расселения. Еще одну концепцию предложил О.Н. Трубачев, который предполагает, что основой слов Русь и Россь лежит индоевропейский корень, а потому его появление следует относить к периоду Великого переселения народов.
До наших времен сохранилось очень мало свидетельств, которые могут пролить свет на проблему того, как появилась Русь, как она развивалась, какие исторические факторы обуславливали это развитие. Наиболее распространенными источниками являются предметы быта, некоторые сохранившиеся рисунки и изображения, остатки жилищ и построек культа. О скульптуре дохристианской Руси свидетельствуют лишь немногочисленные фрагменты, которые были обнаружены в ходе раскопок в Новгороде, Бресте, Пскове и некоторых других местах. А из каменных памятников до 80-х годов ХХ века вообще был известен лишь один - Збручский идол. Сведения о дохристианской культуре дают раскопки капищ, которые повсеместно сопровождают места расселения восточных славян. В этих святилищах и капищах найдены многочисленные свидетельства, которые говорят о том, что дохристианская Русь бала знакома с литьем, керамикой, искусством эмалей.
В области общественных отношений русичи стремились к установлению отношений с другими народами, с одними эти отношения складывались вполне по-добрососедски. С другими русичи воевали, так или иначе, все эти обстоятельства способствовали формированию государственности. Русские правители, как и другие, начинают активно использовать для поддержания своей власти религию и ее институты, прежде всего церковь. На Руси в качестве религиозной опоры была выбрана православная ветвь христианства, обстоятельства появления которого также до сих пор является до конца не выясненным фактом. Однако тот факт, что дата предполагаемого крещения Владимира практически совпадает с датой подписания политического соглашения с Византией, которое было подкреплено женитьбой Владимира на сестре византийского императора, дает возможность утверждать, что именно этот факт следует рассматривать хронологическим рубежом окончания дохристианской эпохи на Руси.
На геополитическую авансцену выходит Киевская Русь – одно из мощнейших и крупнейших государств Европы своего времени.