Взрывы жилых домов в России (1999 год)
Взрывы жилых домов в России 1999 года представляют собой серию террористических актов, которые были проведены в Москве, Волгодонске и Буйнакске. В результате погибло 307 человек, а более 1700 получили серьезные ранения, а также пострадали в той или иной мере.
В соответствии с официальной версией, а также приговорами судебных органов РФ, организация и финансирование этих терактов представляет собой результат работы руководителей незаконного формирования под названием Исламский институт «Кавказ». По доказанной версии следствия, взрывы жилых домов в России были заказаны Абу Умаром и Эмиром аль-Хаттабом, в то время как исполнителями стали группы северокавказских боевиков. Проведенные теракты изначально были направлены на то, чтобы добиться массовой гибели людей для устрашения населения и общего нарушения существующей системы безопасности. Помимо этого, теракты делались для того, чтобы оказать воздействие на принятие решений со стороны органов власти, связанных с ликвидацией последствий атаки боевиков на Дагестан, произошедших в том же году.
На протяжении нескольких лет после указанных событий преимущественное большинство исполнителей и организаторов были убиты или же арестованы силами спецслужб грузинских и российских силовых структур. К сожалению, определенная часть организаторов так и не была наказана.
Взрыв в Бунайкске
Взрывы жилых домов в России начались с города Буйнакска, где 4 сентября 1999 года был взорван пятиэтажный жилой дом по адресу ул. Леваневского (Шихсаидова) №3. Взрыв был произведен при помощи грузовика модели ГАЗ-52, в котором на тот момент находилось более 2700 кг взрывчатого вещества, изготовленного из аммиачной селитры и алюминиевого порошка. Стоит отметить тот факт, что цель атаки была выбрана не случайно. Взрывы жилых домов в России начались с жилищ семей военнослужащих.
Последствия теракта привели к разрушению двух подъездов жилых домов, вследствие чего погибло 64 человека, а 146 получили ранения. Также планировался взрыв второго грузовика модели ЗИЛ-130, но, к счастью, его успел обезвредить командир специального инженерно-саперного батальона, пока тот находился около госпиталя приблизительно по прошествии двух часов после того, как произошел первый взрыв. Впоследствии в обезвреженном грузовике были обнаружены документы на имя Исы Зайнутдинова.
Взрыв в Москве (на Гурьянова)
Взрывы жилых домов в России 1999 года продолжились атакой 9-этажного жилого дома, находящегося на улице Гурьянова (Москва), которая произошла 8 сентября. Два подъезда вследствие этого теракта были полностью уничтожены. При этом стоит отметить тот факт, что возникшая взрывная волна привела также к серьезной деформации конструкций соседнего дома.
В соответствии с официальными данными, взрывы жилых домов в России 1999 года на улице Гурьянова привели к гибели 100 человек, в то время как около 690 человек получили разной степени тяжести ранения. Выводы взрывотехников говорят о том, что приблизительная мощность взрывчатки составляла 350 кг (значение указано в тротиловом эквиваленте), а в процессе первоначальной экспертизы, проведенной на месте, были обнаружены частицы гексогена и тротила. Через несколько дней было вынесено решение полностью уничтожить дома силами профессиональных взрывотехников, в то время как жителей квартир переселили в другие постройки.
Первое обращение
Немногим позднее был совершен звонок в редакцию агентства «Интерфакс», который должен был раскрыть информацию о том, что же представляют собой взрывы жилых домов в сентябре в России. Незнакомец говорил с сильно заметным кавказским акцентом и представился только как член «Конфедерации освобождения Дагестана». Он сказал о том, что взрывы жилых домов в России (в Москве в частности) представляют собой акт мести за то, что РФ занимается проведением боевых действий, которые происходили на территории Дагестана. В этот же день по всем новостным каналам был продемонстрирован фоторобот Мухита Лайпанова, который снимал помещение на первом этаже здания, где произошел этот взрыв. 13 сентября официально был проведен день траура по погибшим людям в этих двух взрывах.
Розыскные работы
После того как произошел теракт на улице Гурьянова, участковые по всей Москве начали активную проверку всего нежилого фонда. Отдельного внимания заслуживает работа Дмитрия Кузового, который решил тщательно проверить дом на Каширском шоссе, №3. В данном здании располагался мебельный магазин, сдаваемый владельцем человеку по имени Мухит Лайпанов, сказавшему, что там будет располагаться сахарный склад. В процессе проведения осмотра магазина участковый действительно обнаружил большое количество мешков, наполненных сахаром, однако он даже не подозревал о том, что подобное прикрытие террористы используют для маскировки взрывчатки. Уже позднее, 12 сентября, участковый снова пришел в этот дом для проведения повторной проверки, но обнаружил только закрытую дверь магазина, взламывать которую он не мог. 13 сентября там произошел мощнейший взрыв.
Взрыв на Каширском шоссе
Когда произошли взрывы жилых домов в России на Каширском шоссе, дом, в котором находился мебельный магазин, был полностью разрушен, и практически все жильцы, которые находились в нем на тот момент (124 человека), оказались мертвы. Только 7 человек получили разной степени тяжести ранения. Мощность взрыва на этот раз составляла 300 кг (значение указано в тротиловом эквиваленте).
Борис Ельцин, занимающий на то время пост президента России, срочно вызвал к себе мэра Москвы Юрия Лужкова и поручил ему провести полную проверку жилых домов на всей территории города в течение суток. После совершения второго взрыва спецслужбами были предприняты абсолютно беспрецедентные меры безопасности не только в столице, но еще и других городах России, а также странах ближнего зарубежья. В частности, была проведена полноценная проверка различных подвалов и чердаков, и многие жители жилых домов в течении нескольких месяцев занимались стихийным круглосуточным патрулированием своих районов.
Первые результаты следствия
13 сентября владелец одной риэлтерской компании, увидев фоторобот Лайпанова, узнал клиента, который решил снять у них под склад помещение. Здание было сдано в аренду по адресу: Борисовские Пруды, 14, где было арендовано подвальное помещение, вследствие чего бизнесмен постарался как можно скорее сообщить об этом в ФСБ. Впоследствии правоохранительными органами были проведены максимально срочные проверки этого здания. Вследствие удалось найти 50 мешков, наполненных взрывчаткой, общий вес которых составлял 2,5 тонны. На мешках было установлено 6 запрограммированных таймера. Впоследствии было установлено, что на самом деле Мухит Лайпанов погиб еще в феврале 1999 года, в то время как его документами активно пользовался Ачемез Гочияев.
Шамиль Басаев сразу отверг то, что он имеет какое-либо причастие к проводимым террористическим актам, в то время как другой лидер моджахедов по имени Хаттаб заявил о том, что с этого момента он ведет войну не только против российской армии, но и в принципе против всего народа страны. Также стоит отметить тот факт, что лидер исламистской радикальной организации «Приверженцы шариата» по имени Абу Хамза аль-Масри 14 сентября решил направить в редакцию газеты «Аль-Хаят» официальное заявление о том, что он всецело поддерживает проведенные взрывы жилых домов в России. Произошли 13 сентября 1999 года и 4 сентября серьезные теракты, которые, по его словам, представляют собой «исламскую месть русским за то, что их солдаты обстреливают гражданское население, проживающее на территории Дагестана и Чечни. Русские занимаются подобной преступной политикой на протяжении многих лет, в то время как остальной мир попросту закрывает глаза на все унижения мусульман». Это слова Абу Хамзы аль-Масри.
Взрыв в Волгодонске
Около девятиэтажки, расположенной по адресу Октябрьское шоссе, 35, 16 сентября произошел взрыв грузовика ГАЗ-53. После этого теракта все точно запомнили на многие десятилетия, в каком году произошли взрывы жилых домов в России, хотя это уже был не настолько масштабный теракт, как предыдущие. Впоследствии разбора завалов было обнаружено 18 погибших людей, и также еще один человек погиб в больнице. 89 человек были госпитализированы с ранениями разной степени тяжести.
Стоит отметить, что владельцем грузовика являлся Аббаскули Искандер-оглы Искендеров, который и пригнал автомобиль к месту совершения взрыва. По его словам, трое кавказцев приобрели у него машину, загрузили ее якобы картофелем и попросили ее пригнать на это место, и только чудом он спасся, отойдя домой погреться, а не оставшись дежурить в ней в ночное время.
Выводы следствия
В соответствии с результатами следствия было определено, что, как уже говорилось выше, взрывы жилых домов в России произошли в 1999 году по заказу руководителей незаконного вооруженного формирования под названием Исламский институт «Кавказ». Это были Абур Умар и Эмир аль-Хаттаб. Первоначальная цель терактов – обеспечение массовой гибели людей, для того чтобы добиться нарушения общественной безопасности, а также устрашения всего населения страны.
Основной силой группировки боевиков, которая нападала на Дагестан, были различные наемники и бойцы из других стран, все они были членами «Исламской международной миротворческой бригады», имеющей непосредственную связь с «Аль-Каидой». Стоит отметить тот факт, что взрывы жилых домов в сентябре (1999 год) в России руководились непосредственно из тренировочного лагеря Хаттаба, который располагался в Чечне. При этом следствие установило, что сам Хаттаб находился в тесном сотрудничестве с известным по сегодняшний день террористом Усамой бен Ладеном, который, помимо этого, взорвал здания американских посольств на территории Танзании и Кении в 1998 году, а также произвел террористическую атаку на «башни-близнецы», произошедшую в 2001 году 11 сентября.
Исполнители
Для того чтобы провести все террористические акты, Абу Умар и Хаттаб воспользовались услугами «Мусульманского общества №3». Одним из председателей его был Ачимез Гочияев, который организовал и возглавил диверсионную группу. Стоит отметить тот факт, что вплоть до 1997 года Гочияев занимался довольно успешным бизнесом на территории Москвы, однако в 1997 году его увлекли идеи ваххабизма. Вследствие этого он вернулся в родной Карачаевск, а потом начал проходить обучение в специализированном лагере Хаттаба под названием «Кавказ». Решение о том, что руководить операцией должен именно Гочияев, было принято по той причине, что у него были весьма неплохие боевые навыки, и при этом он отлично знал территорию Москвы.
На момент 2011 года преимущественное большинство террористов было убито или же арестовано. На сегодняшний день только Ачемез Гочияев не был найден и находится как в федеральном, так и в международном розыске.
Специальная комиссия Ковалева
По инициативе, которую профинансировал Борис Березовский (на тот момент член партии «Либеральная Россия»), была создана специализированная комиссия, главной целью которой было детальное расследование обстоятельств терактов, произошедших в Волгодонске и Москве в 1999 году. В качестве главы этой комиссии был выбран депутат государственной думы Сергей Ковалев.
В процессе проведения одного из заседаний данной комиссии Центром общественных связей ФСБ было сделано заявление по поводу того, что служба безопасности не собирается заниматься рекламными акциями сомнительных личностей, а также вступать с ними в какую-либо полемику.
В 2003 году правозащитник Лев Левинсон, который являлся секретарем комиссии Ковалева, заявил о том, что на самом деле версия о причастности ФСБ к тому, что произошли взрывы жилых домов в России (1999, фото – выше), является еще более сомнительной, чем версия о наличии так называемого «чеченского следа» в описанных событиях. Он отметил то, что преимущественное большинство выводов Фельштинского-Литвиненко основываются только на личных предположениях, которые подчас являются весьма вольными.
Левинсон сказал о том, что у комиссии изначально не было никакой цели в проведении оперативного расследования, так как уже сразу было ясно, что ей не будет предоставлен доступ к необходимым материалам уголовного дела, а заниматься своим частным расследованием было не под силу, да и в этом не было никакого смысла.
Стоит отметить, что существует большое количество неофициальных предположений относительно того, как и по чьей инициативе происходили взрывы жилых домов в сентябре 1999 в России, но в преимущественном большинстве случаев именно официальная версия имела больше оснований считаться верной. Также активно занимался этим вопросом Борис Березовский, но все его действия, по мнению преимущественного большинства экспертов, были больше направлены на дискриминацию Путина и его руководства в целом.