Экологическая этика: понятие, основные принципы, проблемы
В XXI веке вопрос о взаимоотношении человека с природой встал особенно остро. Слишком разительными оказались такие жизненно важные для дальнейшего существования планеты показатели, как состояние озонового слоя, температура океанской воды, темпы таяния льдов, массового вымирания животных, птиц, рыб и насекомых.
В сознании гуманных и цивилизованных людей стала появляться идея о необходимости такого понятия, как экологическая справедливость, и внедрении его в массы. Если данную миссию провести в масштабах планеты, то это может навсегда изменить потребительское отношение людей к природе на партнерские.
Возникновение экологической этики
Когда в 70-е годы прошлого века экологический кризис только назревал, ученые на Западе отреагировали на него созданием такой научной дисциплины, как экологическая этика. Основная причина возникновения проблем в экологии, по мнению таких специалистов, как Д. Пирс, Д. Козловский, Я. Тинберген и других - это уход на каком-то этапе развития жизни на планете в полное отсутствие связи человека с природой.
Если в начале своего пути человечество воспринимало природу, как проявление божественной силы, от которой напрямую зависит жизнь цивилизации, то по мере развития наук и промышленности восхищение мудростью и гармонией этого мира сменилось жаждой наживы.
Именно поэтому организаторы пришли к выводу, что невозможно рассматривать существующие проблемы в отрыве от изучения моральных и этических норм человека. Только укоренив в людях осознание того, что они не венцы природы, а ее малая биологическая и энергетическая часть, можно настроить между ними гармоничные взаимоотношения.
Именно этим занимается такая научная дисциплина, как экологическая этика. Продвижение ее ценностей в сознание большинства людей может качественно изменить жизнь на планете.
Основы экологической этики
Может, это очередное подтверждение того, что все в истории Земли циклично, и те знания, которыми владеет современный человек, уже были известны исчезнувшим цивилизациям, но ученые опять возвращаются к истокам древней мудрости.
Философы, жившие несколько тысяч лет назад, знали, что Космос, все живое и неживое на планете, видимое и невидимое составляет единую энергетическую систему. Например, эта мудрость была свойственна древним индийским учениям.
В те времена мир не был дуальным, то есть разделенным на природу и человека, а составлял единое целое. При этом люди сотрудничали с ним, изучали и хорошо разбирались в различных природных явлениях. Развитая Вернадским теория биосферы и ноосферы основывалась именно на том, что Космос, природа и животные состоят в гармоничном взаимодействии с человеком при полном уважении к жизни друг друга. Эти принципы легли в основу новой этики.
Также в ней учтено учение Швейцера о преклонении человека перед всем живым и его ответственности за сохранение баланса и гармонии во Вселенной. Экологическая этика и моральные устои людей должны быть едины и сконцентрированы на стремлении быть, а не иметь. Чтобы это осуществилось, человечеству следует отказаться от идеологии потребления.
Принципы экологической этики
Большую роль в изменении взглядов на современные проблемы с экологией сыграла деятельность Римского клуба. В последней четверти ХХ века на очередном докладе в Римском клубе его президент А. Печчеи впервые озвучил такое понятие, как экологическая культура. Программа была связана с развитием Нового Гуманизма, в который входила задача полной трансформации сознания человека.
Основные принципы новой концепции были сформулированы на международной Сеульской конференции в 1997 году. Главной темой стало обсуждение того факта, что невозможно дальнейшее восстановление экосистемы при таком стремительном росте населения и потреблении природных ресурсов.
В принятой на конференции Декларации указывается на взаимосвязь между экологическим кризисом и социальной неблагоустроенностью людей в большинстве стран. Там, где для полноценной жизни граждан созданы все социальные, материальные и духовные условия, угрозы экосистемы не наблюдается.
Выводом данной конференции стал призыв к человечеству о гармоничном развитии всех стран, в которых все законы направлены на сохранение природы и уважительное отношение к ней и к жизни в целом. За прошедшие годы так и не было приведено в действие формирование экологической культуры, так как данную концепцию не довели до сведения всего человечества.
Закон природы и общества
Этот закон гласит, что невозможно гармоничное сосуществование стремительно развивающейся человеческой цивилизации, основанной на потреблении, и сохранение природного баланса. Возрастающие потребности человечества удовлетворяются за счет ресурсов планеты. Жизнь растений и животного мира находятся под угрозой исчезновения.
Изменение сложившейся ситуации возможно только при снижении технической эксплуатации природных ресурсов и изменении в сознании людей материальных ценностей на духовные, при которых приоритетной становится забота об окружающем мире.
Многие ученые считают, что проблемы экологической этики могут быть решены за счет уменьшения рождаемости в особенно густонаселенных регионах планеты. Первый принцип этой науки – отношение к природе, как к живому субъекту, нуждающемуся в любви и заботе.
Условие существования биосферы
Основным условием существования биосферы является ее постоянное разнообразие, которое невозможно при регулярной эксплуатации ресурсов, так как они либо не восстанавливаются вовсе, либо на это требуется большое количество времени.
Так как развитие на Земле любой культуры, а также ее разнообразие и богатство поддерживались природным многообразием, упадок цивилизации неизбежен без сохранения этого баланса. Изменить ситуацию можно только сокращением деятельности людей в плане потребления природных ресурсов.
Второй принцип требует повсеместного ограничения деятельности людей и развития особенности природы к самовосстановлению. При этом во всех странах мира должны проходить акции солидарности по сохранности природных ресурсов и созданию дополнительных искусственных природных экосистем.
Закон Коммонера
Этот закон подтверждает теорию, что природа отторгает то, что ей чуждо. Хотя она может подчиняться хаосу, при этом происходит уничтожение культурной среды. Она не может развиваться спонтанно, так как все живое и неживое в ней взаимосвязано. Исчезновение одного вида влечет за собой уничтожение связанных с ним других систем.
Сохранение порядка, так же, как и устранение энтропии, возможно только при разумном потреблении ресурсов планеты в рамках энергетических потребностей человечества и возможностей самой природы. Если люди берут больше, чем земля может давать, кризис неминуем.
Третий принцип, который раскрывает современная экологическая этика – человечество должно отказаться от потребления ресурсов свыше необходимых для выживания. Для этого наукой должны быть разработаны механизмы, способные урегулировать взаимоотношения людей с природой.
Закон Реймерса
Важной необходимостью для всех живущих на планете народов является противостояние загрязнению внешней среды. Лучшим вариантом для воплощения этого в жизнь является создание безотходного производства в любой отрасли, но как гласит закон Реймерса, всегда существует побочный эффект от техногенного воздействия на природу.
Так как создание полностью безотходных производств невозможно, единственным выходом из ситуации может стать повсеместное ведение экологизации экономики. Для этого должны быть созданы социально-экономические органы, проводящие экспертизы при строительстве производств или их переоборудовании.
Красота природы может быть сохранена только при совместном соблюдении всеми странами экологических норм при эксплуатации и управлении технологиями.
Четвертый принцип подразумевает влияние эко-организаций на глав правительств, политические и властные структуры общества, которые принимают решения по эксплуатации природных ресурсов.
Использование человеком природных ресурсов
На протяжении всей истории человечества можно проследить тесную взаимосвязь между использованием людьми природных ресурсов и улучшением их качества жизни.
Если первобытные люди довольствовались пещерами, очагом, пойманным и убитым обедом, то при ведении оседлой жизни их потребности возросли. Появилась необходимость в вырубке лесов для постройки домов или расширения пахотных участков земли. Дальше – больше.
Сегодняшняя ситуация называется перерасходом возможностей ресурсов планеты, и грань невозвращения на предыдущий уровень уже пройдена. Единственным решением проблемы может стать ограничение человеческих потребностей для экономного использования природных ресурсов и поворот человеческого сознания в сторону духовного единения с окружающим миром.
Пятый принцип гласит, что природа и животные будут в безопасности, когда человечество введет аскетизм как норму жизни.
Этико-мировоззренческая проблема
Основным принципом существования человечества должно стать определение его дальнейшего пути на этой планете.
Так как экосистема при сильном разрушении не подлежит возвращению в исходное состояние, единственным спасением сегодняшнего положения может стать решение сделать принципы экологической этики всемирным достоянием.
Но чтобы избежать повторения уничтожения природных ресурсов, эти принципы должны стать частью культуры каждого сообщества на Земле. Их внедрение в сознание людей необходимо производить в течение нескольких поколений, чтобы для потомков стало нормой осознание, что красота природы и ее сохранность – это их ответственность.
Для этого требуется обучать детей экологической нравственности, чтобы защита окружающего мира стала духовной потребностью.
Уроки экологической этики стали жизненной необходимостью для дальнейшего развития цивилизации. Сделать это просто, достаточно ввести такую дисциплину в школах и вузах всего мира.
Антропоцентризм
Понятие антропоцентризма связано с учением о том, что человек – вершина творения, и все ресурсы и особенности природы созданы для того, чтобы он ими правил.
Такое внушение на протяжении многих веков привело к экологическому кризису сегодня. Еще древние философы утверждали, что животные и растения не обладают чувствами и существуют исключительно ради удовлетворения нужд людей.
Покорение природы у последователей этой концепции всячески приветствовалось, и это постепенно привело к кризису человеческого сознания. Все контролировать, всем управлять и подчинять себе – это главные принципы антропоцентризма.
Изменить ситуацию может только воспитание экологической культуры в народах всех стран. Для этого также потребуется время, но с развитием информационных технологий процесс изменения сознания может стать обратимым уже в следующем поколении людей.
Неантропоцентризм
Основной концепцией неантропоцентризма является единство биосферы с человеком. Биосферой принято называть живую открытую систему, подверженную влиянию как внешних, так и внутренних факторов. В понятие единства входит не только схожесть работы клеток головного мозга человека и высших животных или генетического алфавита, но и их подчинение общим законам развития биосферы.
Формирование экологической этики
Что же необходимо для изменения ситуации? Экологическая этика как научная дисциплина неспроста сформировалась во время перехода человечества в систему ноосферы. Чтобы переход не оказался фатальным, следует учесть следующие концепции:
- Каждый житель планеты обязан знать законы развития биосферы и свое место в ней.
- В мировом масштабе должны быть приняты правила взаимоотношения человека с природой.
- Каждый должен думать о следующем поколении.
- Каждая нация обязана расходовать ресурсы, исходя из реальных потребностей.
- Квоты на расход природных ресурсов определяется с учетом ситуации в каждой отдельно взятой стране независимо от политической ситуации в ней.
При таком подходе жизнь растений, животных и людей будет находиться в гармоничном развитии.
Изменение картины мира
Чтобы получить необходимый результат максимально быстро, следует поменять в сознании каждого индивида картину мира. В ней должны быть едины не только человечество и природа, но и люди между собой.
Избавление от расовых, религиозных или социальных различий станет одним из результатов изменения человеческого мышления, настроенного на единение с окружающим миром.