Посмертные маски великих людей. Как и зачем делают посмертные маски?
Посмертные маски – изобретение, пришедшее в современный мир из глубины веков. Они представляют собой слепок, сделанный с лица покойного. Для их создания используются пластичные материалы (в основном гипс). Именно эти изделия позволили современному человечеству получить четкое представление о внешности многих известных людей, живших в далеком прошлом, лучше понять обстоятельства их гибели.
Зачем делают посмертные маски людей
Причины создания таких слепков бывают различными. Посмертные маски нередко рассматриваются как семейные реликвии. Такие изделия могут сохраняться веками, путешествуя из поколения в поколение. Благодаря им потомки знают, как выглядели их далекие предки. Неудивительно, что таким образом увековечиваются не только лица выдающихся представителей рода человеческого.
Посмертные маски оказываются чрезвычайно полезными при создании памятников. Далеко не всегда скульптору удается в точности воспроизвести черты лица покойного, опираясь исключительно на фотоснимки и тем более на портреты. Присутствие слепка значительно облегчает подобную задачу, что положительно сказывается не только на достоверности облика, но и на стоимости работы.
Наконец, подобные изделия могут оказаться полезными в экспертной практике. Маска воспроизводит строение лица, не искажая размеры. С ее помощью отображаются мельчайшие детали.
Обратимся к истории
Как уже было сказано, посмертные маски не являются изобретением наших современников. Самое древнее изделие, о котором известно людям, было создано еще в 16 веке до нашей эры. Речь идет о слепке, сделанном с лика погибшего фараона Тутанхамона. Изначально на маски возлагалась не последняя роль в погребальном обряде, умерших людей хоронили вместе с ними. Затем они стали рассматриваться как самостоятельная ценность, сохраняться для потомков.
Материал, из которого производились слепки, определялся в первую очередь статусом, которым обладал покойник при жизни, финансовым положением его наследников. Их изготавливали даже из золота, также применялись дерево, глина и гипс. Первые экземпляры нередко декорировались росписью, при их создании использовались драгоценные камни.
Подготовительные работы
Разобравшись с тем, зачем делают посмертные маски, можно обратиться к технологии их создания, которая представляет собой весьма интересный процесс. Слепки могут создаваться непосредственно на месте обнаружения мертвого тела, также возможно их производство в морге. Разумеется, эта процедура проводится перед тем, как судмедэксперты вскрывают труп.
Как делают посмертные маски? Процесс начинается с подготовки тела. Лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином, его можно заменить практически любым косметическим кремом. Микрорельеф кожи должен остаться неповрежденным, поэтому крем накладывается тончайшим слоем. Обвязывание головы полотенцем необходимо для того, чтобы удержать на лице гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
Технология производства
Изготовление посмертной маски начинается с создания гипсовой формы. Этот материал разводится, пока не примет консистенцию, соответствующую по густоте сметане. Охра служит для того, чтобы масса приобрела телесный цвет, иногда применяются и другие красители.
Далее следует нанесение вещества на все лицо, для чего берется кисть или ложка. Работа традиционно ведется ото лба. Первый слой характеризуется толщиной в 1 см, последующие слои увеличивают этот показатель до 2-3 см. После затвердевания форму удаляют с лица, берясь за нижний край. Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью, заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации.
Финишный этап представляет собой отделение формы от позитива. Иногда приходится использовать при этом деревянный молоток. Вот как делают посмертные маски. Интересно, что эта технология не меняется уже в течение многих десятилетий.
Самые жуткие маски
Все, что имеет отношение к смерти, вызывает у человечества в той или иной степени сильный страх. Однако существуют посмертные «портреты», которые производят особенно пугающее впечатление. Примером такого изделия может служить слепок с лица утопленницы, погибшей во Франции в 1880 году. Девушка вошла в историю под именем Незнакомки из Сены.
Тело 16-летней утопленницы, когда его извлекли из воды, не содержало следов насилия. Ее лицо было настолько прекрасным, что удивленный патологоанатом не удержался от создания гипсового слепка. Гипсовый «портрет» улыбающейся покойницы был растиражирован в бесконечных копиях. Девушке даже посвящали стихотворения поэты, в числе которых оказался и Владимир Набоков, которого впечатлила посмертная маска. Фото можно увидеть выше, девушка на нем кажется живой.
К числу страшных слепков можно отнести и тот, что сделан с лица композитора Бетховена. Гениальный творец умер в 1827 году от болезни, успевшей сделать жутковатыми черты его лица.
Слепки-загадки
Зачем делают посмертные маски? Не исключено, что для того, чтобы поделиться с потомками тайнами, которые остаются неразгаданными на протяжении веков. К числу наиболее обсуждаемых нашими современниками слепков из прошлого можно отнести тот, что сделан с лица великого Уильяма Шекспира. Его обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика.
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, действительно ли это его «портрет» и существовал ли автор бессмертных произведений в действительности. Одно из высказываемых предположений – все образы Шекспира, запечатленные на бумаге, сделаны с посмертных масок. В качестве доказательства сторонники теории ссылаются на некую безжизненность его портретов.
Существуют и другие посмертные маски великих людей, окруженные притягательными тайнами. В качестве примера можно привести слепок с лица Гоголя, ушедшего в иной мир в 1852 году. Легенда гласит, что классика положили в гроб живым, пока он пребывал в летаргическом сне, перед этим создав маску. Последователи теории ссылаются на эксгумацию тела, результаты которой в 1931 году подтвердили жутковатую версию. Якобы скелет был повернут на бок, скрючен. Те, кто в теорию не верит, настаивают на том, что в слухах виноват сам писатель, при жизни рассказывавший друзьям и родственникам о боязни оказаться заживо погребенным.
Слепки-улики
Посмертные маски великих людей могут рассматриваться и как своеобразные улики, посвящающие человечество в обстоятельства их смерти. Именно такой деталью стал в свое время слепок с лица Есенина, изготовленный на вторые сутки после гибели гения. Исследование черт лица поэта, увековеченных с помощью маски, дало основания предполагать, что его смерть имела насильственный характер. Это опровергает вердикт судмедэкспертов – самоубийство.
Интересно, что легенда получила официальное опровержение, когда в 1990-х годах следственные органы вновь вернулись к таинственному делу. После исследования улик и проведения опытов самоубийство сочинителя прекрасных стихотворений было подтверждено.
Работы Сергея Меркурова
Известный скульптор создал за свою жизнь свыше 300 таких изделий, среди его работ присутствуют и посмертные маски великих людей. Популярностью своей Меркуров обязан самому известному своему заказу. Именно ему довелось увековечить лицо Ленина после смерти. Если верить легенде, мужчину пригласили в Горки в разгаре ночи, где Надежда Крупская уже находилась у изголовья мертвого вождя. Считается, что Ленин заказывал Меркурову собственный бюст, однако тот не успел его изготовить.
Довелось Сергею создать и другие посмертные маски великих представителей рода человеческого, в том числе и писателя Льва Толстого. Интересно, что именно тогда скульптор придумал изготавливать также и слепки рук. По мнению людей, видевших результат работы, «портрет» получился пугающе «живым». При его разглядывании создается впечатление, что глаза вот-вот откроются, а губы разомкнутся.
Медвежья услуга
Поэт Маяковский, при жизни заслуживший звание певца революции, покончил с собой в 1930 году, воспользовавшись пистолетом. Меркуров тогда уже был известным скульптором, славу которому принесли главным образом посмертные маски великих людей. Неудивительно, что именно его поэт заблаговременно попросил сделать слепок с собственного лица.
Легенда утверждает, что эта просьба была не совсем обычной. Маяковский хотел, чтобы его маска не напоминала ни одно более раннее творение Меркурова. В некотором роде скульптор исполнил его волю. Лицо сочинителя получилось искаженным, особенно подкачал искривленный нос. Эту работу всегда упоминают среди худших произведений Сергея Меркурова.
Тайна лица Пушкина
Известно, что Александр Пушкин покинул этот мир после продолжительных страданий. Рана, полученная во время дуэли, убивала поэта в течение двух дней. Тем не менее его посмертная маска не отражает мучений гения. Напротив, она создает ощущение одухотворенности, указывает на абсолютное спокойствие. Современники, знавшие Пушкина при жизни, удивляются, насколько точно изделие воспроизводит черты его лица.
Удалось установить, что замечательная идея сохранить такой слепок родилась в голове у Василия Жуковского, состоявшего с поэтом в тесных дружеских отношениях. Она появилась, когда он увидел, насколько умиротворенным стало лицо великого человека после смерти. Изделие, которое затем неоднократно использовалось при создании бюстов и скульптур поэта, создал Самуил Гальберг.
Зачем посмертная маска сейчас, когда родственникам остаются многочисленные фотографии умершего человека, видеозаписи с его участием? Каждый из нас самостоятельно решает, нужен ли ему такой слепок или лучше запомнить погибшего живым.