ГАЗ-46: технические характеристики и описание
Горьковским автозаводом было произведено немало автомобилей, достойных памяти поколений. Интересными были и базовые модели, и созданные на их основе машины разного назначения. Экзотическим называют выпущенный на базе ГАЗ-69 внедорожник ГАЗ-46 «Амфибия».
Предпосылки возникновения
Опыт Второй мировой войны показал сильные и слабые стороны советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Плавающих автомобилей в армии не было.
Полученные по ленд-лизу полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили переправы через реки в Восточной Европе во время наступления совестских войск на фашистскую Германию.
Естественно, эта техника была взята на заметку, и сразу после войны в перспективный план перевооружения наряду с другими видами были включены как легковые, так и грузовые плавающие машины.
В первую очередь военных интересовал легкий командирский автомобиль, способный форсировать водные преграды и двигаться в одной группе с бронемашинами.
Грузовой DUKW стал первым прототипом ЗИС-485 – большого автомобиля водоплавающего (БАВ). Аналогом плавающего внедорожника Ford GPA и стал со временем ГАЗ-46 МАВ- малый автомобиль водоплавающий.
История создания плавающей машины
Военные настолько были заинтересованы в таких видах техники, что уже в 1948 году научный автомоторный институт (НАМИ) начал по поручению Совета Министров и Министерства автомобильной и тракторной промышленности разработку амфибии на базе освоенной платформы внедорожника ГАЗ-67. В техническом задании говорилось о технике, рассчитанной на перевозку по суше и воде экипажа и диверсионных групп из шести человек или 500 кг груза, буксировку по воде легких прицепов, понтонов и других плавсредств, которые используются инженерными войсками.
Первые модели получили название НАМИ-011, прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к принятию в войска, несмотря на то, что конструкция была сырой.
Изготовление амфибии было поручено горьковчанам. Специалисты завода внесли множество изменений в конструкцию, улучшив характеристики машины, насколько позволяла механика ГАЗ-67.
С 1951 по 1953 год установочные партии стали поступать в войска под названием ГАЗ-011 и настолько устроили военных, что возникли серьезные трудности в разработке и внедрении улучшенной машины ГАЗ-46, в которой были учтены замечания к предыдущей модели и устранено большинство ее недостатков.
Плелись серьезные интриги, летели головы, менялось руководство, но в конце концов, новый автомобиль на базе более современного ГАЗ-69 увидел свет.
К сожалению, выпускалась амфибия недолго, до конца пятидесятых годов, потому что в первые послевоенные десятилетия менялась не только техника, но и тактика ведения боевых действий, и легкие плавающие машины стали не нужны. Кроме того, производство базовых ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод, на котором амфибии невозможно было выпускать по чисто производственным причинам.
Описание амфибии
Плавучесть водоплавающей машины обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Шасси и трансмиссия были от ГАЗ-69, а двигатель - от легкового автомобиля «Победа» ГАЗ-М20.
В раздаточной коробке был установлен дополнительный вал к гребному винту с тремя лопастями, защищенный снизу от повреждений мощной дугой. Катушка с тросиками, установленная на рулевой колонке, соединяла ее с водяным рулем, который помещался в струе воды, создаваемой винтом.
Для повышения проходимости на заиленной местности в шинах можно было приспускать давление, не боясь, что в колеса попадет вода. Вся электропроводка выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждается в дополнительной защите и распределитель зажигания, поскольку он полностью герметичен.
На приборном щитке установили сигнальную лампочку для контроля попадания воды в трюм. На носовую палубу ГАЗ-46 выведен глушитель и выхлопная труба. Правда, шум от глушителя был настолько сильным, что демаскировал машину. С другой стороны носовой палубы расположена горловина бензобака, то есть при необходимости можно дозаправить топливный бак прямо на воде.
Корпус плавающей машины
Корпус ГАЗ-46 понтонного типа выполнен без дверей, разделен на три отсека поперечными перегородками. В носовом отсеке располагается моторно-трансмиссионное отделение. Центральный отсек представляет собой кабину экипажа и пассажиров, сзади находится багажное отделение.
На носу расположен перекидной водоотбойный щиток, который поднимается перед входом в воду. Он предотвращает «зарывание» носа в воду, защищает воздухозаборник для охлаждения двигателя и центральный отсек от воды.
Между фарами расположен кнехт для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя.
За пределами кузова установлены рычажные амортизаторы. На задней верхней площадке уложены запасные колеса.
Кабина автомобиля ГАЗ-46
Дизайн кабины, если в этом случае уместно такое громкое определение, по спартански прост, поскольку амфибия проектировалась по заданию военных. Комфорт ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен не был.
Передний ряд сидений состоит из двух кресел: для командира и водителя. Позади них установлена трехместная скамья без регулировок.
В кабине для удобства обслуживания находится топливный фильтр.
Двигатель амфибии
Горьковчане использовали для ГАЗ-46 двигатели одного семейства, выпускавшиеся на заводе после Великой Отечественной войны. Они бензиновые (топливо можно использовать даже с октановым числом 66), карбюраторные четырехтактные, объемом 2,1 литра.
Двигатели М-20 и ГАЗ-69 практически одинаковы по конструкции и габаритным размерам. ГАЗ-69, мощностью 55 л. с., для водоплавающей машины подходил больше потому, что он оснащен масляным радиатором, для которого не нужен обдув воздухом при высоких оборотах, неизбежных при движении в воде.
Мощность двигателя с «Победы», который является базовым, не намного ниже – 52 л. с.
Поскольку к двигателю доступ воздуха был ограничен, с самого начала для охлаждения силовой установки были предусмотрены теплообменники в контуре охлаждения забортной водой.
Двигатели группы М20 были настолько надежны и износоустойчивы, что до сих пор работают на старых машинах. Они просты в уходе, обслуживании и ремонте, но вот место для установки в узком и глубоком отсеке делает это достоинство неощутимым в ГАЗ-46.
Трансмиссия амфибии
Автомобиль оснащался трехступенчатой механической КПП с передаточными числами на трех передачах 3,115 , 1,772 и 1,0 соответственно, а на задней - 3,738. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с передаточными числами 1,15 и 2,78. Передаточное число на конической главной передаче со спиральным зубом – 5,125, на рулевом механизме, который представлял собой глобоидальный червяк с двойным роликом – 18,2.
Сцепление – сухое однодисковое. Тормоза колодочные, рабочий – на все четыре колеса с гидроприводом от педали, стояночный – на трансмиссию с ручным механическим приводом.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-46
Общие данные внедорожника:
- число мест: 5 или 2 + 500 кг груза;
- масса: 1,85 т без груза;
- размеры, длина × ширина × высота (с поднятым тентом): 5,06 × 1,735 × 2,04 м;
- колесная база: 2,3 м;
- дорожный просвет под осями (с полной нагрузкой): 210 мм;
- радиус поворота по наиболее выступающей части – 6,5 м.
По суше ГАЗ-46 развивал максимальную скорость 90 км/час, среднюю - 48 км/час, по воде – 9 км/час.
Расход топлива на трассе составляет 17 л на 100 км, при движении по воде бензина нужно 16,5 л на один час, запас хода на суше – 500 км, на плаву – 6 часов. Преодолевать рвы автомобиль не способен, крутизна склона, доступная для него, – 60 %.
Новая жизнь старой амфибии
Уже больше полувека прошло с момента выпуска последней машины, большинство ржавевших на задворках воинских частей автомобилей пошло на лом, но благодаря любителям ретромобилей некоторым из них была дарована новая жизнь.
Сегодняшний взгляд отмечает красоту корпуса и его сохранность. Во всяком случае, на его восстановление уходит мало сил и времени. А вот двигатель меняют на более мощный с «Волги» ГАЗ 24/31. 46-й ГАЗ с грузом весит больше двух с половиной тонн, и двигатель М20 для него уже считается слабым. Правда, чтобы охладить современный бензиновый двигатель, не хватает-таки воздуха в трюме, лучше работает в таких условиях дизельный. Оставляют специалисты родную МКПП, раздатку, винт, мосты, кабестан, помпу для откачивания воды и приборы (!). Хотя мосты без блокировки современные водители уже не воспринимают, меняют их на военные. Колес, наверное, сейчас уже тоже не найти, поэтому устанавливают с «дальнего родственника» - УАЗа.
Амфибия за рубежом
Любители плавающих машин есть во всем мире. Ярким примером может служить мероприятие в Требен-Трарбахе (Германия) в августе 2014 года, когда на реке Мозель собрались владельцы амфибий на своих транспортных средствах. Проводились показы и на дорогах, и спуск по реке.
В течение недели длился этот праздник торжества технической мысли. В нем участвовало около шестидесяти разнообразных машин, включая уникальные самодельные амфибии.
Интересно, что больше всего было тех самых плавающих внедорожников Ford GPA (их было четырнадцать), которые послужили прототипом для ГАЗ-46. Фото подтверждает это родство даже сегодня. На верхнем снимке Ford, а ниже российский плавающий внедорожник (их на встрече было пять).
Модели амфибии
ГАЗ-46 удостоился чести под № 100 войти в коллекцию моделей российского научно-познавательного журнала о советских автомобилях «Автолегенды СССР». Издание, посвященное одной модели, выходило два раза в месяц, и в комплекте к нему прилагался коллекционный автомобиль-копия, изготовленный в масштабе 1: 43 в Китае итальянской фирмой DeAgostini. Заявленный тираж был 120 тысяч экземпляров. Темно-зеленая машинка для такого масштаба достаточно подробно проработана в деталях, но знатоки утверждают, что колеса в модели не родные, да и тент портит внешний вид. Модель разбирается на четыре части: кузов, салон, дно и тот самый неприглядный тент.
Изготавливается модель амфибии в том же масштабе и мастерской «Уральский Сокол» в Екатеринбурге, не только зеленого цвета, но и более декоративных расцветок, например, голубой или красной.
Автомобиль ГАЗ-46 серийно производился до конца 1958 года и не имел модификаций, оставался в строю более тридцати лет, хотя в качестве разведывательных машин уже использовались БРДМ. Амфибии состояли на вооружении понтонно-мостовых полков и переправочно-десантных батальонов не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Неизвестно, сколько машин на ходу сегодня, но они есть, исправно возят заботливых хозяев на рыбалку или охоту и служат предметом их законной гордости, участвуют в показах специальной техники.