Лефортовский дворец: год постройки, архитектор, история

Весной 1675 года в Москве появился необычайно обаятельный и шустрый молодой человек. Приехал он из Швейцарии в поисках приключений и скорого богатства. Надо отдать ему должное – и на то и на другое нюх у него был отменный. Немецкая слобода, где он поселился, в те годы кишела заезжими авантюристами, но именно ему, Францу Лефорту, судьба уготовила выигрышный билет, сделав ближайшим сподвижником Петра Великого.

Молодой баловень Фортуны

Поселившись в Немецкой слободе, Франц не спешил обременять себя каким-либо определённым занятием, а чтобы иметь средства к существованию, женился на несколько перезревшей, но материально обеспеченной дочери полковника Суге, в поисках счастья занесённого в Россию из Франции. Молодой, красивый, да к тому же получивший солидное приданое, Лефорт вёл беззаботную жизнь, похожую на нескончаемый праздник. Именно в водовороте веселья ему и суждено было познакомиться с молодым тогда императором Петром I.

Молодой швейцарец обладал многими талантами, но самым ярким среди них было умение понравиться нужному человеку. Очень скоро российский самодержец не только приблизил его к себе, но и сделал одним из своих доверенных лиц. С этих пор карьера Лефорта круто пошла в гору, а благосклонная Фортуна вознесла счастливца на самый верх благополучия.

Дар государя своему фавориту

Щедрый к своим фаворитам, Пётр делает новому любимцу поистине царский подарок – строит для него в Москве на берегу Яузы роскошный особняк, окружённый парком и получивший название Лефортовский дворец. Архитектор Дмитрий Аксамитов, принявший заказ на проект и возведение постройки, завершил своё детище в 1698 году. Оно было весьма новаторским для своего времени.

Построенные ранее дворцы Москвы бледнели пред резиденцией удачливого вельможи. Его особняк был возведён в так называемом эклектическом стиле, вобравшем в себя элементы старинных теремных построек и зарождавшегося в те годы направления, получившего название «петровское барокко». Справедливо считается, что автор проекта является одним из первых российских зодчих, сделавших попытку вырваться из тесных рамок допетровской архитектуры.

Великолепие приёмного зала

В нём всё было ново и непривычно в сравнении с устоявшимися московскими канонами. Для того чтобы сделать Лефортовский дворец местом будущих ассамблей, способных вместить значительное число приглашённых, царь повелел устроить в нём приёмный зал, не уступающий размерами европейским образцам. Д. Аксамитов в точности исполнил это требование, и гордостью возведённого им дворца стал гигантский зал десятиметровой высоты и площадью триста квадратных метров.

Свет драгоценных люстр, отражаясь во множестве зеркал, освещал огромный портрет Петра I, величественно взиравшего с обитой красным английским сукном стены. Взгляд гостей невольно терялся в обилии картин и живописных шпалер, свезённых сюда из лучших мастерских Европы. Зал был столь велик, что его великолепием могли одновременно любоваться полторы тысячи человек.

Анфилада комнат

Поражал Лефортовский дворец и роскошью остальных покоев. Из воспоминаний современников известно, что взорам гостей открывалась анфилада комнат, среди которых одна, обитая зелёной кожей, была наполнена шкафами с фарфором, другая поражала взгляд прихотливыми изделиями китайских мастеров, третья - драгоценной мебелью. И таким сокровищницам не было числа.

Дворцовый парк

Под стать всему был и парк, окружавший Лефортовский дворец. О нём мы узнаём из письма самого хозяина, отправленному им брату в 1698 году. Он описывает обширные, принадлежащие ему территории, где среди тенистых деревьев обитают, будто на воле, дикие животные. Также Лефорт упоминает в письме о большой редкости тех времён – искусственных прудах, изобилующих рыбой.

Планировка здания выполнялась таким образом, что главный фасад был обращён к Яузе. Считается, что в этом выразилось восприятие её как вполне судоходной реки. По замыслу автора, общий вид дворца должен был дополняться размещёнными на галереях пятьюдесятью пушками.

Проклятие, довлеющее над дворцом

Новоселье, сопровождавшееся безудержным весельем, состоялось в феврале 1699 года. Буквально с этой поры берут своё начало тайны Лефортовского дворца. Дело в том, что в его истории было много событий необъяснимых и породивших самые мрачные легенды. Первой из них явилась внезапная смерть хозяина дома, настигшая его через три недели после бурного торжества.

Официальной её причиной был назван недуг, много лет мучивший Лефорта, однако не желавшие с этим соглашаться намекали на неких завистников, коими была полна Немецкая слобода, среди которых вполне могли оказаться знатоки ядов. Но позже, когда продолжилась зловещая вереница смертей, общее мнение сошлось на некоем проклятии, тяготевшем над этим дворцом. Так оно или нет – трудно сказать, но только далёкий от суеверий Пётр использовал роскошный дворец по его прямому назначению, устраивая в нём приёмы послов, ассамблеи, а чаще просто безумные кутежи.

Новый владелец дворца

Продолжалось это до 1706 года, пока случившийся в Семёновской слободе пожар не уничтожил дом другого царского фаворита - Александра Даниловича Меньшикова. Чтобы утешить сановного погорельца, государь подарил ему осиротевший Лефортовский дворец, предприняв его некоторую перестройку. Приглашённый новым владельцем, российский архитектор итальянского происхождения Джованни Мария Фонтана в дополнение к основному зданию возвёл незамкнутое каре из двухэтажных построек, соединённых крытыми переходами, и украсил двор затейливыми аркадами.

С этих пор Лефортовский дворец стал именоваться Меньшиковским, однако тяготевшее над ним проклятие не позволило и тому до конца дней наслаждаться великолепием дивных покоев. После смерти своего покровителя вконец заворовавшийся Александр Данилович потерял власть и был сослан в Сибирь, как теперь говорят, с полной конфискацией имущества.

Дальнейшие жертвы нечистой силы

Когда в непродолжительный период царствования Петра II столица была вновь перенесена в Москву, то этот дворец стал одной из резиденций молодого государя. Именно в нём самодержец останавливался в 1727 году, приехав на свою коронацию. Однако проклятие и тут напомнило о себе - скоропостижно скончалась его сестра Наталья Алексеевна. От греха подальше Пётр II покинул дворец, но на следующий год вернулся.

Это было весьма опрометчиво с его стороны. Прожив в «нехорошем дворце» менее года, царь обручился с княжной Екатериной Долгоруковой, однако свадьбе не суждено было состояться. В назначенный день, 18 января 1730 года, он неожиданно умер. Вскоре после его кончины на престол взошла императрица Анна Иоанновна.

Бес и тут не упустил случай подгадить. В одном из дворцовых залов он надоумил её разорвать подписанные прежде Кондиции, ограничивавшие беспредел царской власти. В результате сумасбродная императрица на целое десятилетие погрузила Россию в кровавый омут своего произвола.

Несколько удачливее своих предшественников оказалась лишь государыня Елизавета Петровна, без явного для себя вреда останавливавшаяся здесь в 1742 году во время приезда в Москву. Пощадила судьба эту синеокую красавицу, больше всего на свете любившую веселье, наряды и статных гвардейских офицеров. К её приезду покои дворца были восстановлены после бушевавшего в них московского пожара 1737 года.

Дальнейшая судьба дворца

Являвшийся собственностью казны, Лефортовский дворец в Москве на протяжении долгого времени использовался главным образом в качестве резиденции для иностранных послов и приёма наиболее значимых дипломатов. Кроме того, в 1771 году здесь размещался чумной карантин, а позже селились театральные служители. Новое значение дворец приобрёл в 1804 году, когда в нём разместился военный государственный архив.

Конец дворцовому великолепию наступил в 1812 году. Огонь пожара, охвативший древнюю столицу, не пощадил и этих стен. С тех пор на месте, где некогда петровское барокко слилось в удивительной гармонии с древнерусским теремным стилем, высились лишь почерневшие руины. У казны не нашлось средств на его восстановление, и дворец на долгие годы был заброшен и всеми забыт.

По воспоминаниям современников, его развалины скоро поросли деревьями и травой, которые, казалось, старались скрыть от глаз прохожих тягостные следы запустения. В самих же развалинах скоро появились новые обитатели. Они стали пристанищем местных воров и бандитов, скрывавшихся там от полиции. Этому способствовал и огромный, некогда ухоженный, а к тому времени одичавший парк. В те годы москвичи старались обходить стороной это мрачное место.

Дворец, ставший архивом

Возрождение дворца началось в конце сороковых годов XIX века, когда по высочайшему повелению государя Николая Павловича он был заново отстроен и дополнен третьим этажом. В его залах разместился государственный архив Главного штаба армии, находящийся там и поныне.

Но сегодня в этом комплексе зданий с военными документами соседствует обширное собрание аудиоматериалов, относящееся к различным периодам истории. Эта коллекция включает в себя многочисленные звуковые памятники культурной и общественно-политической жизни. В собрании этой грандиозной фонотеки, именуемой кратко РГАФД, можно увидеть и прослушать самые различные носители звука, от восковых валиков до современных компакт-дисков.

Памятник старой Москвы

Изучить старую Москву невозможно, не увидев Лефортовский дворец. Адрес его: 2-я Бауманская ул., д. 3. Добраться несложно. Можно воспользоваться метрополитеном и выйти на станции Бауманская, а можно доехать автобусом № 78. В крайнем случае любой москвич охотно подскажет, где находится Лефортовский дворец.

В наши дни облик его несколько отличается от того, который он имел в прошедшие века. Причина тому - в многочисленных перестройках, зачастую проводившихся исключительно в практических целях и без учёта архитектурной неповторимости, заложенной в нём автором первоначального проекта.

В результате изменений, внесённых в общую планировку района, закрыт и красивый некогда вид со стороны Яузы. Что же касается проклятия, тяготевшего над дворцом в прежние времена, то с тех пор, как в его стенах появились военные, оно никак себя не проявляет – от российской армии бежит даже нечистая сила.

Комментарии