Чесменский дворец в Санкт-Петербурге: история, адрес, фото
Между Петербургом и Царским Селом во времена Екатерины Второй был построен комплекс для отдыха во время долго пути. В честь 10-летия победы русского флота появились названия "Чесменская церковь" и "Чесменский дворец", которые напоминают о воинской славе российского флота. Дворец переживал разные времена, но всегда оставался украшением Санкт-Петербурга.
Место
Несмотря на то что комплекс строился как путевой, сегодня находится Чесменский дворец в Санкт-Петербурге (адрес его: улица Гастелло, 15). А во времена Екатерины Великой это была необжитая, болотистая местность. Территория досталась России в результате Северной войны и стала царскими владениями.
Место это называлось по-фински Кикерикиксен, что в переводе означало "лягушачье болото", именно поэтому символом будущего дворца стала зеленая лягушка.
В 1717 году был проложен тракт к резиденции в Царском Селе, и с этого началась история обживания названного места. Сегодня, как уже говорилось, Чесменский дворец находится в черте Санкт-Петербурга.
Исторический контекст
Для того чтобы с комфортом ездить в свою летнюю резиденцию в Царском Селе, Екатерина Великая повелела в семи верстах от столицы возвести путевое имение. Так был задуман Чесменский дворец в Санкт-Петербурге, история которого была долгой и интересной.
Изначально он назывался дачей. Но когда работы по возведению дворца были завершены, пришла новость о победе русского флота в Чесменской битве. Нужно отметить, что победа над Турцией была очень важной для России. Хотя в ходе этой войны не удалось завоевать Константинополь, как мечталось, но даже завоевание Керчи и Азова было чрезвычайно значимо. Теперь русские торговые суда могли беспрепятственно проходить через Черное море, а это сулило немалые выгоды.
В России была традиция каждую большую победу в турецкой войне отмечать каким-либо памятником. Так в Царском Селе появились Турецкий каскад и павильон, Крымская и Чесменская колонны, а в поместьях знати возводились здания в византийском и восточном стилях. Поэтому было вполне логично назвать новый путевой дворец Чесменским, так же как и церковь, построенную рядом с ним.
Архитектор
Екатерина Великая известна своим размахом и большой любовью к строительству. Во времена ее правления вся страна, и Петербург в частности, получила немало роскошных зданий и дворцов.
Царица находила немало поводов для возведения новых домов, как, например, длинный переезд из столицы в Царское Село. Она не желала останавливаться в неподобающих местах, ведь она повсюду хотела чувствовать себя комфортно. Когда императрица решила построить новый дворец - «дачу» - она обратилась к Юрию Матвеевичу Фельтену, одному из главных зодчих столицы.
Архитектор учился в Академии художеств, несколько лет работал вместе с Растрелли, после его смерти он завершал постройки великого зодчего. Опыт и талант сделали Фельтена наряду с Валлен-Деламотом ведущим архитектором Санкт-Петербурга. К 1774 году на его счету уже были такие постройки, как Лютеранская и Армянская церкви Св. Екатерины, Малый и Большой Эрмитаж, Дворцовая набережная и знаменитая ограда Летнего сада.
Порученный Чесменский дворец стал для архитектора своего рода экспериментом. Ведь в столице было бы немыслимо построить дворец в готическом стиле, зато за городом такие вольности допускались.
История постройки
Чесменский путевой дворец был заложен в 1774 году, и уже через три года императрица праздновала новоселье. Быстрота постройки обеспечивалась тем, что архитектор Ю. М. Фельтен сумел грамотно спланировать работы. И, конечно, скорости возведения немало способствовали огромные деньги на постройку, которые тратила Екатерина.
Территория под замок была выделена не самая благополучная, поэтому на первом этапе пришлось произвести осушение участка, также был вырыт ров по периметру площадки, чтобы и впредь болота не повредили дворцу. Ощущение замка усиливает и имитация вала, который сделали из земли рва.
Комплекс дворца включал основное здание из двух этажей с куполом и угловыми башнями, каменную церковь Рождества Иоанна Крестителя и несколько служебных построек. К дворцовому комплексу была от тракта проведена дорога, увенчанная двумя каменными воротами в готическом стиле.
Архитектурные особенности дворца
Чесменский дворец задумывался в псевдоготическом стиле, и архитектору удалось выдержать этот замысел. Источником вдохновения для зодчего были восточные замки на берегах Босфора. Восточные элементы мягко вписаны в готический стиль, они не бросаются в глаза, а являются лишь тонким намеком.
В плане главное дворцовое здание представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями с бойницами по углам. Каждая башня завершена фонарем с полукруглыми куполами. Внешние стены здания выступали над высотой сооружения в виде оригинальной зубчатой короны. Нижний этаж дворца был отделан рустом, верхний этаж – оштукатуренная кирпичная кладка. Красивые стрельчатые окна создают ощущение средневекового замка. Монументальная и основательная архитектура Чесменского дворца производит впечатление надежного замка-крепости.
Интерьер
Кстати, Чесменский дворец (Петербург), внешне оформленный в ложноготическом стиле, внутри не имеет ни малейшего намека на готику. Внутренние помещения выдержаны в любимом Екатериной стиле раннего классицизма.
На стенах можно было увидеть филенки, медальоны, карнизы, венки и цветочные гирлянды, которые стали фирменным знаком Ю. М. Фельтена. Основной объем треугольника дома занимает Парадный зал, его украшает галерея скульптур Ф. Шубина, изображающих великих князей и царей России.
По проектам Фельтена были оформлены все залы и покои дворца, он долго подбирал мебель и текстиль, которые бы достойно украсили интерьеры дворца. Специально для своей новой резиденции Екатерина заказала на английском фарфоровом заводе Веджвуда сервиз из 952 предметов, на каждом из которых красовалась лягушка – символ Чесменского дворца. Сегодня этот сервиз – украшение коллекции Эрмитажа.
История жестко обошлась с прекрасным интерьером дворца. В нем мало что сохранилось - портреты и скульптуры были переданы в музеи, мебель постепенно растерялась. Но в 2005 году был отреставрирован главный зал резиденции, теперь он зовется Георгиевским.
Дворец и Екатерина Великая
Чесменский дворец в Санкт-Петербурге стал одним из любимых мест императрицы. Она очень часто посещала его, и при ней здесь проводились празднества, гуляния.
А в 1792 году Екатерина передала дворец Капитулу Ордена Святого Георгия. С тех пор здесь, в круглом зале на втором этаже, стали проводиться встречи кавалеров этого Ордена, на которых нередко присутствовала и императрица. Тут же разместилось их управление, архив и казна.
После смерти Екатерины Великой дворец, к сожалению, оказался в запустении.
Годы запустения
Павел, пришедший к власти, категорически не желал пользоваться дворцом. При Александре Втором дворец также пустовал, лишь дважды в нем отдыхали девушки из Екатерининского института.
При Николае Первом дворцовую церковь стали использовать для проведения приготовлений к захоронению великих князей. Здесь провел ночь труп брата царя Александра, здесь его переложили в роскошный гроб и отсюда повезли на похороны. Такая же история произошла с телом Елизаветы Алексеевны.
Богадельня
Император Павел не любил все, что напоминало о матери, поэтому он Чесменский дворец не посещал, а предпочитал проводить время в Гатчине. Он даже хотел отдать дворец под богадельню, но проект не был реализован. Комиссия нашла невозможным организовывать ее, объясняя отказ нехваткой воды.
О данной идее вспомнил Николай I, который в 1830 году издал указ о создании в Чесменском дворце военной богадельни для инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. Так закончилась дворцовая история постройки.
Для удобства и увеличения площади во дворце провелись значительные перестройки. Архитектор А. Штауберт получил заказ на переделку дворца в отель для инвалидов. Он достраивает три одинаковых двухэтажных корпуса, соединив их новыми проходами через угловые башни. С самих башен были сняты зубчатые парапеты и заменены на купола. Кирпичные ворота заменили новыми, чугунными.
На 2 этаже была освящена зимняя церковь. Вместо леса и луга перед зданием разбивают регулярный парк для прогулок жильцов. Через четыре года богадельня была готова, в ней смогли разместиться 400 постояльцев. Некоторое время спустя над каждым флигелем надстроили еще по 2 этажа. Постепенно вокруг возвели дополнительные постройки и разбили кладбище. Так закончилась судьба архитектурного комплекса - самой красивой, романтической усадьбы екатерининских времен.
Советский период
В 1919 году Чесменский дворец ждали новые испытания. Богадельню закрыли и в поместье создали лагерь для пленных и врагов новой власти. Чесменскую церковь разграбили, сняли с нее крест, водрузив на его место клещи и молоток, как символы нового времени.
В 1930 году здание бывшего Чесменского дворца передали Автодорожному институту. Для нужд учебного заведения флигели вновь надстроили. А во время Второй мировой войны церковь и дворец сильно пострадали от бомбежек. После войны комплекс отдали Ленинградскому институту авиаприборостроения.
В 1946 году дворец отремонтировали, правда не особенно заботясь о сохранении первоначального облика. Этими работами руководил архитектор А. Корягин.
День сегодняшний
Чесменский дворец, фото которого лишь в отдаленной степени напоминает первоначальный замысел архитектора, сегодня по-прежнему принадлежит университету аэрокосмического приборостроения.
Парк поместья открыт для всеобщего доступа. А в 1994 году, когда Чесменскую церковь вернули православной церкви, началась реставрация интерьеров и внешнего облика храма. Сегодня внешне он почти полностью совпадет с постройкой 18 века.
В начале 21 века было принято решение отреставрировать главный зал поместья, и в 2005 году его торжественно открыли. В зале размещается библиотека университета и проходят различные парадные мероприятия. К сожалению, сегодня только отдельные части основного здания позволяют увидеть необычный замысел Фельтена.