Классный час в 1 классе: темы и разработки для проведения

Первый класс для ребенка – это период больших психологических и физических нагрузок и таких же больших открытий. Дошкольник, переступая порог школы, получает новый статус ученика. Такой статус возлагает на него множество новых прав и обязанностей. Однако, психика 6-летнего ребенка порой еще не готова к таким нагрузкам, и в связи с этим огромную роль в социальной адаптации младшего школьника играет тесное взаимодействие классного руководителя с родителями ребенка.

Воспитание моральных ценностей у детей младшего школьного возраста

Большое значение для успешного вживания ребенка в социальную роль ученика имеет воспитательный процесс, направленный на формирование его нравственности, расставляющий верные жизненные приоритеты и акценты.

Без согласованной позиции родителей и педагогов результат воспитательной работы будет непрогнозируемым. Разночтений в просветительской работе быть не должно.

Классные часы (1 класс), разработки которых представлены в методической литературе, опираются на необходимость проведения таких мероприятий систематически. Важным компонентом этой работы должны стать встречи учителя с подопечными и их родителями, позволяющие рассмотреть проблемные вопросы, сделать анализ жизненных ситуаций, дать конкретные рекомендации, сформировать определенные поведенческие стереотипы у детей.

Классный час в 1 классе должен стать основой партнерского взаимодействия учащихся и педагога. Залог этого - интересная тематика и дружелюбная обстановка.

Планирование классных часов

Классный час в 1 классе особенно значим. Именно во время проведения таких воспитательных мероприятий налаживается более тесный контакт между учеником и учителем, позволяющий построить искренние и доверительные отношения, формируются устойчивые связи между одноклассниками.

При планировании внеклассной работы тематика классных часов (1 класс) должна отражать темы, раскрывающие сущность проблем, занимающих учащихся этой возрастной категории.

Учитывая, что в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, воспитание его нравственных качеств становится на первую ступень внеклассной работы в школе.

Какими должны быть классные часы (1 класс)? Темы для рассмотрения могут быть следующими: семья, дружба, здоровье, охрана природы, поведение в общественных местах, любовь к Ролине. Такое планирование позволит поступательно и качественно подготовить мероприятие, направленное на формирование моральных ценностей учащихся, которые в дальнейшем станут базовыми элементами их мировоззрения.

Должны быть интересны для ребят классные часы (1 класс). Темы стоит выбирать с учетом возрастных особенностей учащихся.

Практическая направленность классных часов в школе

Как требует проводить классные часы (1 класс) ФГОС? Прежде всего они должны проводиться не с целью осуществления накопительства теоретических знаний о моральних ценностях, а способствовать их практической реализации. Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу по воспитанию самостоятельной личности, готовой к принятию ответственных решений. Кроме того, требованиями ФГОС предусмотрено проведение воспитательной работы на основе новых проблемно-поисковых форм. Такими для класного часа в 1 классе могут быть сюжетно-ролевые игры, конкурсы, дискуссии, викторины.

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста должно начинаться с рассмотрения прописных истин, которые станут фундаментом для построения монолитного здания. Классный час в 1 классе позволит в ненавязчивой форме сформировать главные принципы социального взаимодействия.

Как строить взаимоотношения?

Важнейшим понятием, на котором можно построить крепкое здание моральных принципов человека, является толерантность. Учитывая, что современное общество, декларируя этот принцип как основополагающий, во многом игнорирует его, демонстрируя повсеместную агрессию, воспитание данного качества у учащихся первого класса становится необходимым условием для построения здорового коллектива.

Классный час «Толерантность» (1 класс) необходимо проводить в доверительной, искренней обстановке. Говоря с детьми о терпимости к иным мировоззрениям, вере и обычаям, следует отметить, что понятие это имеет вековую историю. Первично tolerantia – латинский термин, определяющий терпимость, добровольное перенесение страданий. То есть изначально это понятие под собой подразумевало пассивное отношение к чужим недостатками, отличиям, практически равнодушие.

Сегодня это слово приобрело иное значение, характеризующееся активным партнерским принятием мировоззренческих, этнических, религиозных, политических и других отличий людей. То есть только уверенная в себе, морально здоровая личность способна принимать людей такими, какими они есть, не подстраиваясь под них, а сохраняя свои принципы, но не отказывая другим в праве иметь отличные взгляды, поведение и т.п.

Классный час «Толерантность» (1 класс) должен подчеркнуть значение умения находить с людьми точки соприкосновения, общие интересы, а не акцентировать внимание на различиях. Только при таком подходе возможно построение партнерских отношений, которые могут перерасти в дружеские.

Толерантность и дружба

Для детей младшей школы построение дружеских отношений – значимый процесс. Проблемой сегодняшнего дня стала проблема неспособности детей построить такие отношения. Причин для этого много. Главная же – отсутствие широкого круга общения современных ребятишек. Эта проблема вызвана тем, что уже нет дворовых компаний, в которых дети младшего возраста сталкивались с необходимостью найти общий язык со сверстниками, защищать себя, отстаивать свою позицию, делиться своими игрушками и т.п., то есть конструктивно взаимодействовать.

Такое взаимодействие позволяло ребенку в раннем возрасте получать социальные навыки. К сожалению, сегодня такие навыки приобретать детям негде, поэтому, приходя в первый класс, ребенок не готов к взаимодействию, у него уже выработана привычка к тому, что все общение со сверстниками дозированно и происходит сугубо под контролем взрослых, конфликты решаются на уровне родителей. В школе ситуация меняется коренным образом: день, проводимый в классе, наполнен разнообразным общением, хоть и под присмотром взрослых, но не при тотальном его контроле, что вынуждает детей искать собственные пути решения конфликтных ситуаций. Неоценимую помощь в построении правильных отношений в коллективе окажет проведение классного часа на тему дружбы.

Партнерское взаимодействие

Научить детей конструктивно взаимодействовать, пожалуй, наиболее важная и серьезная задача, которая должна решаться классным педагогом. Классный час (1класс) «Дружба» позволит классному руководителю дать ученикам правильные ориентиры в общении.

Главной целью при проведении такого внеклассного мероприятия станет формирование принципов построения товарищеских отношений. И начинать в этом вопросе следует с того, что дружба - это не игра в одни ворота, результат в построении крепких связей возможен при заинтересованности каждого участника. В дружбе не бывает ведущих и ведомых, обе стороны равны в правах и обязанностях.

Классный час (1 класс) "Дружба"

Важной составляющей приятельских отношений является наличие общих интересов. Таковыми могут быть учеба, спорт, хобби и т.д. Это позволит ориентировать детей на многовекторность в их развитии. Важно не останавливаться на достигнутых результатах, стимулировать успех, что позволит расти каждому.

Дружба не должна строиться на корысти. Бескорыстие – основа искренних отношений. Взаимопомощь не менее важная их составляющая. Уверенность в плече друга – надежный каркас товарищества. Именно поэтому важно классный час в 1 классе посвятить этому понятию.

И, конечно же, нельзя допускать равнодушия к компаньону. Неподдельный интерес к другому человеку, умение сопереживать будут теми качествами, которые продлят дружбу на долгие годы.

Классный час (1 класс) "Здоровье"

Важным вопросом для рассмотрении на внеклассных мероприятиях в первом классе должна стать тема здоровья.

Сегодня проблема здоровья общества в целом и детей в частности стоит очень остро. Статистические данные свидетельствуют о критически низком проценте здоровых детей в школах, что должно побуждать классного педагога к неоднократному обращению к данной теме.

Классный час (1 класс) «Зздоровье» должен подойти к вопросу комплексно. И первоочередным будет рассмотрение значения здорового образа жизни.

Учитывая, что в младшем школьном возрасте корректировка поведенческих моделей не столь травматична, как в более старшем возрасте, необходимо остановиться на значении режима дня, сна, питания, физкультуры.

Говоря о режиме дня, следует понимать, что содержательное наполнение каждого дня должно повторяться неоднократно. Только так можно будет добиться формирования правильных привычек, которые впоследствии станут образом жизни. Акцентировать внимание следует на том, что подъем должен осуществляться ежедневно в одно время не позднее 7.30, отход ко сну не позднее 21.30.

Питание должно быть минимум 3-разовым. На столе обязательно должны быть овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты. В рационе младших школьников следует минимизировать жирное, сладкое, острое, соленое.

Остановиться нужно и на необходимости ежедневных физических нагрузок: прогулки, занятия спортом в кружках и секциях, зарядка, физкультурные минутки в школе.

Как строить семью?

Классный час (1 класс) «Семья» должен воспитывать у детей верные моральные ценности, которые в дальнейшем позволят построить благополучную семью.

Основой для построения такой семьи должна стать ранее рассмотренная толерантность.

Кроме того, следует с детьми обсудить вопрос любви в семье, которая подразумевает ту же искренность, взаимопомощь, бескорыстие.

Важнейшим вопросом на таком внеклассном мероприятия должен стать вопрос взаимоуважения – понимании ценности другого человека.

Правильно сформированные представления о будущей семье дадут предпосылки для появления морально ориентированной супружеской пары и повышения общего уровня нравственности в обществе.

Правила дорожного движения

Вопрос о безопасности ребятишек вне стен школы сегодня мегаактуален. Повсеместный травматизм на дорогах, возросший уровень детской смертности по результатам ДТП требует от педагогов пристального внимания к этой проблеме. Важнейшим во время классного часа на тему правил дорожного движения является вопрос об обязанностях пешехода, водителя, пассажира. Кроме того, следует закрепить знания о дорожных знаках, которые уже должен знать 1 класс. "ПДД" -классный час должен обобщить и закрепить знания, полученные учащимися во время уроков по здоровому образу жизни.

Комментарии