Интерактивный урок. Применение новых техногогий в образовании
Получение достойного и качественного образования – важная жизненная задача для многих людей. Взрослые не только стремятся сами получить новые знания и навыки, но и стараются обеспечить своим детям качественное обучение в школах и других учебных заведениях. Современные интерактивные образовательные технологии позволяют достичь этой цели быстрее и эффективнее.
Особенности современного образования
Потребность в использовании новых технологий в обучении обусловлена такими особенностями нашей образовательной системы, как:
- раннее начало обучения детей;
- необходимость усваивать большой объем информации в сжатые сроки;
- строгие требования к уровню знаний учеников.
Чтобы цель была достигнута, преподавателю необходимо заинтересовать учеников во время урока, сделать процесс обучения интересным. Именно для этого в учебных заведениях широко применяются интерактивные технологии и современные средства коммуникации.
Понятие и применение
Интерактивные технологии обучения представляют собой процесс взаимодействия ученика и учителя, который проходит в виде обучающих игр и активного диалога. В ходе такого занятия все участники процесса равноправны, а сама форма проведения предполагает активное участие каждого ученика.
Интерактивный урок в современной школе развивает в детях такие качества, как умение общаться и адекватно вести себя в конфликтных ситуациях, активность в учебном процессе, развитие творческого подхода к получению знаний, способность к самообразованию. Для проведения урока преподаватель может использовать разнообразные формы, такие как ролевые игры, обсуждения в больших и маленьких группах, исследовательские проекты, индивидуальная работа преподавателя с учениками.
Интерактивные технологии позволяют создать комфортные условия для обучения всем ученикам, независимо от врожденных способностей. Они дают возможность каждому активно участвовать в занятии и ощущать свою успешность в изучении предмета.
Как проводятся?
Современная педагогика располагает различными методами проведения интерактивных уроков. В качестве основного можно назвать метод конструктивного диалога. В процессе урока школьники отвечают на поставленный вопрос, выдвигают и обосновывают свои версии, могут критиковать и поддерживать версии друг друга. Такой метод тренирует навык правильного ведения дискуссии. В обсуждении активно участвуют не только сильные, но и слабые ученики.
Еще один метод, позволяющий сделать интерактивный урок интересным и познавательным, - групповое обучение. Используя его, можно организовать работу учеников в парах или в группах. Для учеников младшего возраста лучше подойдет работа в парах, так как они мало знакомы друг с другом и в силу возраста не готовы к сотрудничеству в большом коллективе. А парная работа будет способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия между учениками.
Для третьеклассников и детей более старшего возраста полезным будет групповое взаимодействие на уроке. Группа учеников получает совместную задачу, в процессе решения которой обучается сотрудничеству друг с другом, обменивается знаниями, выдвигает идеи по решению поставленной задачи.
Интерактивное обучение в школе при помощи игры – один из продуктивных методов современного образования. Как говорят психологи, обучение в процессе игровой деятельности гораздо эффективнее стандартных методов. Оно способствует быстрому усвоению материала и развитию навыков социализации у детей. При реализации этого метода перед учащимися ставится задача, которую они активно решают в игровой форме. Также в учебную деятельность органично вписывается элемент соревнования между учениками.
Принципы организации
Организуя интерактивные уроки, преподаватель должен придерживаться следующих основных принципов:
- необходимо психологически настроить своих подопечных на активное участие в занятии: для этого можно проводить разминки, использовать разнообразные методы поощрения;
- нужно побуждать учеников к самостоятельному поиску решения поставленной задачи;
- обязательно создание комфортной среды для открытого, равноправного взаимодействия участников обучения;
- преподавателю следует установить правила взаимодействия между учениками во время интерактивного урока;
- ученикам должны быть предоставлены необходимые источники информации для решения поставленной задачи.
Интерактивный урок, организованный в соответствии с вышеперечисленными принципами, станет не только полезным, но и запоминающимся мероприятием для учеников.
Практическая организация
На практике интерактивные уроки состоят из нескольких этапов. Первый этап такого занятия – вступление, в процессе которого ученики узнают, какую задачу им нужно решить и каких целей достигнуть. Также преподаватель должен объяснить участникам правила и условия работы на уроке.
Во время основной части интерактивного урока выясняют позиции участников, распределяют их на пары или группы и организуют взаимодействие между группами учеников. На этом этапе обсуждаются позиции и мнения участников, ученики получают новую информацию от преподавателя, переосмысляют и изменяют свои позиции по обсуждаемому вопросу.
Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики обсуждают все, что происходило на занятии, чувства, которые они испытывали, и свои впечатления.
Такой урок может проходить в таких формах, как:
- учебная дискуссия – группы учеников обсуждают между собой темы, предложенные преподавателем;
- деловые и ролевые игры;
- case-study – анализ практических ситуаций
- творческие конкурсы;
- интерактивные презентации и другие формы уроков.
Результаты
Применение интерактивных методов особенно актуально в гуманитарных дисциплинах. Например, интерактивный урок по английскому языку пройдет гораздо продуктивнее обычного, так как в процессе будут участвовать и разговаривать не только сильные, но и слабые ученики, имеющие определенный языковой барьер. При помощи такого метода возможно убрать языковой барьер у школьника и привить интерес к изучению английского языка. А интерактивный урок по истории или литературе способен вызвать у детей интерес к предмету и проблемам, обсуждаемым на занятии. Даже отстающие ученики смогут получить новые знания по предмету в процессе обсуждений и дискуссий с одноклассниками.
Применение интерактивных технологий в образовании позволяет существенно увеличить усвоение материала, а также развивает коммуникативные навыки. Причина этого заключается в свободном и равноправном общении всех участников урока, активной вовлеченности учеников в процесс обсуждения и решения поставленных задач.