Рейзен Марк – великий и незабываемый

Рейзен Марк – великий советский оперный певец, голос которого охватывал две с половиной октавы, и которому были подвластны все басовые партии без исключения. Книга рекордов Гиннеса пополнилась благодаря его выступлению на сцене Большого театра в 90 лет исполнением партии из «Евгения Онегина».

Детство

В селе Зайцево около крупного железнодорожного узла Никитовки в 1895 году родился Рейзен Марк. Он появился на свет в большой и дружной семье погрузчика угля, имевшей пятеро детей. Дедушка с бабушкой жили вместе с семьей, но в отдельном флигеле. Обо всех заботилась мать. Семья была музыкальной. Все умели играть на мандолине, балалайке, гитаре и гармони. Очень весело бывало по вечерам, когда играл этот ансамбль.

Военная юность

В 19 лет он был призван в армию, так как страна приняла участие в Первой мировой войне. Марк был ранен два раза, попадал в госпитали, получил две боевые награды за проявленные доблесть и храбрость - Георгиевские кресты III и IV степеней. В армии при участии корнета Емельянова пел под аккомпанемент полкового оркестра. Получилось так хорошо, что в перерывах между боями был создан оркестр народных инструментов. Но такой отдых между боями закончился быстро. Начались активные боевые действия в Галиции. После первого же боя Рейзен Марк, тяжело раненный, был направлен в госпиталь. После этого ранения его демобилизовали, и он уехал в Харьков. Ему было 22 года.

Путь к музыке

После лечения в госпитале Рейзен Марк решил стать инженером. Для этого он поступил в Харьковский институт, но после долгих уговоров друга, которые вызывали только смех (певец – разве это работа для мужчины?), он начал учиться в Харьковской консерватории. Его педагогом по вокалу в 1917 году был Федерико Бугамелли, который через год уехал на родину. Он звал способного ученика в Италию, обещал сделать звездой мировых сцен.

Харьков и Ленинград

Но Рейзен остался в Харькове, и вот с 1921 года он уже солист в Харьковском оперном театре. Он поет партию Пимена в «Борисе Годунове». Марк Рейзен при этом неустанно учится и у актеров, и у дирижеров.

А в 1925 году он поет уже на подмостках Мариинского театре в Ленинграде. Его считают продолжателем русской певческой традиции, идущей от Ф. И. Шаляпина. И ростом, и голосом он, что называется, «вышел». А голос был уникальный: мощный, гибкий, бархатистый, с мягким красивым тембром. Рейзен брал диапазон от фа большой октавы (очень низкая нота) до ля-бемоль первой. Дикция певца была безупречной.

В Москве

Такого исполнителя не могли не заметить в столице, и его пригласили на гастроли. Он выступил в Большом в опере «Князь Игорь», в которой спел главную партию. После этого его пригласили в правительственную ложу, и вождь сказал, не принимая отговорок, что теперь Марк Осипович будет работать в Большом театре.

И хотя в Ленинграде у его семьи была налаженная жизнь, пришлось сняться с места и срочно переехать в Москву. Решение Сталина было законом для всех, не стал исключением и Марк Осипович Рейзен. Биография его теперь навсегда связана с Большим театром. Здесь он получил три Сталинские премии (1941, 1949, 1951), три ордена Ленина (1937, 1951, 1976), орден Трудового Красного Знамени (1955), орден Дружбы народов (1985), звание народного артиста СССР (1937). Так признала заслуги певца родина.

Те, кто слышал, как поет и играет Марк Рейзен, награды и премии считали справедливо заслуженными. В Большом театре за двадцать пять лет работы Марк Осипович исполнил все ведущие басовые партии. Запомнились и актерам, стоящим с ним бок о бок на сцене, и зрителям созданные образы. Вот коварный насмешливый Мефистофель, красавец из красавцев, с издевкой поющий серенаду Маргарите. Вот крадущийся и постепенно раскрывающийся от тишайшего пиано до мощно возвышающегося в похвале клеветы Базилио. Вот Сусанин, человек из народа, способный на героическую защиту родины, драму которого раскрыл певец, много работая над этим образом. Полный достоинства и благородства Гремин. Мечется и страдает Борис Годунов. Но самый яркий образ – это говорят все в один голос – это Досифей. Это стало возможным благодаря высочайшему вокалу и актерским способностям певца. Ведь даже поворачиваясь спиной к зрителям в этой партии, он своим заполнявшим весь зал голосом доносил все нюансы и оттенки чувств персонажа. Грим и костюм к каждой партии актер подбирал сам, используя исторические источники и не забывая о собственной индивидуальности.

Но каждый образ с каждым новым исполнением совершенствовался, поскольку это процесс длительный и не сводящийся только к репетициям перед премьерой. И в результате появлялся перед изумленным зрителем образ, в котором сливались и жесты, и музыка, и голос в единое целое.

Концертная деятельность

Много времени и с большим интересом актер работал в жанре эстрады. Репертуар у него был обширнейший, включающий около ста пятидесяти романсов русских и зарубежных исполнителей. Эстрада – это особый мир, где все держится только на исполнителе, где нет театрального грима и костюма, верных помощников на сцене. Рояль, концертмейстер и исполнитель один на один со слушателем. И с каждым произведением надо перевоплотиться. Вот Рейзен Марк Осипович поет русские народные песни, а затем лирические романсы. Тут же он может с юмором исполнить «Титулярного советника» Даргомыжского.

Большое мастерство и глубина присутствовали в исполнении Рейзеном сольных партий в реквиемах Моцарта и Верди, в произведениях Бетховена. Прикоснуться к этим шедеврам – большая ответственность для исполнителя и радость для слушателя.

В 97 лет ушел из жизни Марк Рейзен. Биография его - жизнеописание счастливого человека – он любил свою работу, а публика любила его.

Комментарии