Картины Маковского: описание, фото

Художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок – «передвижники», - оставили яркий след в русской живописи последней трети XIX века. Это очень русское явление в истории искусства, ведь главной его особенностью стала неразрывное взаимовлияние художественной и общественной жизни страны.

Владимир Егорович Маковский вступил в ряды передвижников в 1972 году, через два года после его образования, и был одним из самых деятельных его участников. Картины Маковского пользовались огромным вниманием на протяжении всего периода расцвета этого художественного движения.

Биография

Он был одним из трех сыновей Егора Ивановича Маковского – выдающегося художественного деятеля Москвы, коллекционера, одного из основателей знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оба брата – Константин и Николай, – а также сестра Александра стали художниками, а другая сестра – Мария – певицей. В детстве одним из учителей Владимира был знаменитый Василий Тропинин.

Самые первые картины Маковского, начиная с написанной в 15 лет жанровой сценки «Мальчик, продающий квас» (1861), обнаруживали его большие способности как в наблюдении событий окружающей его жизни, так и в перенесении их на полотно. В 1861 году он поступает в МУЖВЗ – училище, одним из основателей которого был его отец. Он окончил его с серебряной медалью, присвоенной за картину «Литературное чтение» (1865).

Многие картины Маковского стали этапами в его творческом и профессиональном развитии. За полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (1869) он получил звание «классного художника первой степени», а за «Любителей соловьёв» (1973) был произведен в академики живописи.

Много времени занимала в жизни мастера педагогическая деятельность. 12 лет он преподавал в МУЖВЗ – с 1882 по 1894 год, а следующие 24 года - в петербургской Академии художеств, став в 1895 году ректором Высшего художественного училища при Академии художеств.

Скончался знаменитый художник в феврале 1920 года в Петрограде.

«Игра в бабки» (1870)

Художник рано женился, и в 1869 году у него родился первый сын, ставший впоследствии также художником – Александр Маковский. Владимир Егорович, картины которого уже имели отчетливую жанровую принадлежность, с того времени много внимания уделяет детской теме. Среди таких его полотен выделяется картина, ставшая первой, закупленной знаменитым коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым. Это стало для Маковского символом окончательного признания его в качестве живописца.

Крестьянские дети играют в самую доступную для них игру. В ней используются бабки - маленькие косточки из скелета домашних животных – коровы или свиньи. Это соревнование в меткости: те косточки, в которые попали специальным битком (бабкой, утяжеленной свинцом), становятся добычей игрока.

…Сейчас для них главное – игра, которой они отдаются со всей страстью. Один, сидя, сосредоточенно подсчитывает добычу, другие внимательно ожидают очередного броска. Маковский, картины которого отличает дотошность в бытовых деталях, точен и в психологических нюансах. Все играющие обладают своим темпераментом, своим характером. Общее – мягкий юмор и оптимизм, неистребимый даже нищетой одежды и ветхостью окружающих построек.

Ранние картины Маковского отличает избыточная проработка деталей, иногда мешающая целостному восприятию. В дальнейшем кисть художника обретает большую свободу, а палитра станет более цельной, что позволит избежать некой пестроты, присущей, в частности, рассмотренной нами картине.

«Любители соловьев» (1873)

Это полотно представляло русскую живопись на Всемирной выставке в Вене, где было удостоено большого внимания со стороны зрителей.

За окном раздалась соловьиная трель, и трое мужичков заслушались, прервав своё немудреное застолье. Один, стоя, замер, глядя в окошко, пытаясь высмотреть маленькую пичужку. Второй, явно выпивший больше своих приятелей, взмахами ладони отсчитывает переливы соловьиной песни. Третий, самый солидный, слушает, задумчиво пощипывая бороду. Здесь все полно жизни и звука: свет из окошка, позы и жесты персонажей, пузатый горячий самовар, простой, но «вкусно» написанный натюрморт.

Известен отзыв об этой картине великого Достоевского, высоко оценившего исходящие от картины добро и внимание к простому человеку, имевшие не только русский, но и общечеловеческий масштаб.

«Осужденный» (1879)

Постепенно в сюжетах художника пропадает присущий ранним картинам юмор и ироничное отношение к персонажам. Полотна приобретают драматизм и неоднозначность. Таковы несколько вариантов картины, изображающей разночинцев, ставших на путь революционной борьбы, и отношение к таким деятелям представителей разных слоёв русского народа.

Молодого человека вооруженный конвой выводит из здания суда. На выходе его ожидают родственники, среди которых мать, отец, юная девушка и пожилой человек. Судя по всему, главный герой по происхождению из крестьян или городской бедноты. Его невеста и её отец относятся к более зажиточному классу. Художник не выказывает явной доброжелательности к осужденному, не видно сочувствия к нему и у окружающих. Он принес своим близким одно страдание – мать умоляюще сложила руки, увещевая сына, отец безутешно рыдает.

Да и сам революционер не выглядит непреклонным героем-страдальцем за народ. В его взгляде – потерянность и отсутствие убежденности в своей правоте. Маковский, картины которого – точное отражение царящих в обществе настроений, показывает изменение отношения к методам борьбы с существующим строем, к которым прибегали радикально настроенные партии и движения, подобные «Народной воле».

«Свидание» (1883)

Дети – тема, над которой часто работал Маковский. Владимир Егорович, картины которого сначала – лишь отражение детской непосредственности, любование началом новой жизни, в дальнейшем говорит о разных, часто драматических сторонах детства в тогдашней России.

В бедных семьях было принято отдавать детей «в люди». Ребенок часто становился бесправным слугой или подмастерьем, загруженным непосильной работой. Получая от хозяина лишь жалкое пропитание и неустроенный кров, дети переставали быть обузой для семьи, лишаясь семейного уюта и рано взрослея. Такой путь был особенно обычен и привычен для крестьянских семей, отдававших мальчика в услужение в город.

Именно о такой детской судьбе повествует Маковский. Описание картины может занять много страниц, хотя на полотне всего два персонажа. Крестьянка прошла долгий путь с небольшим узелком и палкой в руках. Она принесла сыну калач, чтобы порадовать своего ребенка. Женщина с жалостью смотрит на босого мальчишку, одетого в грязный фартук, – очевидно, он работает в какой-то мастерской и получил несколько минут свободного времени на свидание с матерью.

Живописная манера художника тоже изменилась – в ней нет подробных и тщательно выписанных деталей, отвлекающих внимание и дробящих изображение. Сумрачный колорит служит не выражению радости от кратковременного свидания, а отображению тяжелого настроения потерянного детства.

«На бульваре» (1886)

Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.

Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом – тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка – видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.

Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.

Наследие

Владимир Егорович отличался огромным трудолюбием и творческой плодовитостью. Результатом его многолетней работы стала подлинная энциклопедия самых типичных явлений русской действительности на изломе двух веков. Он обращался к темам разного масштаба – от бытовых сцен до массовых политических акций – и воплощал их с подлинным художественным мастерством.

Историки отечественного искусства отмечают, что к концу жизни В. Е. Маковский стал сторонником более консервативных взглядов на развитие живописи, отрицательно относясь к поискам новых тем и выразительных средств. Но масштаб этой фигуры в русском изобразительном искусстве от этого не становится мельче.

Комментарии