Удивительно, как этот неуклюжий мощный суровый купеческий сын - Алексей Саврасов - тонко чувствовал и не менее тонко отражал на своих полотнах исконно русские пейзажи. Вот портрет Алексея Кондратьевича Саврасова работы Василия Перова.
Сурово, угрюмо, недоверчиво поглядывает на нас художник. Как будто спрашивает: «А что вам мои работы? Ведь там не изображается яркая итальянская природа, а только неодетые деревья весной, широкая Волга, виды на далекие монастыри или Кремль. Что вы видите в них?»
«Сельский вид», 1867 г.
Уже имея учеников, работая руководителем пейзажного класса в училище, Алексей Саврасов написал самую обычную деревеньку, расположившуюся на холмистых берегах узкой речушки, склоны которой покрывает мягкая трава-мурава.
На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Они еще не покрылись листвой. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу. Оно наше - обычное, неяркое, несмотря на солнечный радостный день. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. Алексей Саврасов показал неброскую прелесть необъятных просторов, к которой так привык каждый русский человек.
«Лосиный остров в Сокольниках», 1869 г.
Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. На первом плане перед нами привычные глинистые лужи, через которые переброшены гати, чтобы хозяин мог подойти к стаду коров, пасущихся на опушке соснового леса.
С любовью смотрит Алексей Саврасов на зеленую опушку в отдалении и мощный клин
соснового леса, который в нее врезается. И, как обычно, мы видим любимую деталь живописца – голые стволы мачтового леса, который скрывается у горизонта, сливаясь с темными облаками, клубящимися у земли. Само же небо меняет тональность от светло-золотистого в центре до насыщенного серо-голубого. Коренной москвич, Алексей Саврасов привык с детства видеть эти неброские краски Подмосковья. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором.
Неодетая весна
Именно она изображена на небольшом полотне Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Настолько достоверно это изображение, что взгляд, как будто ты на улице, перебегает, не задерживаясь то от снега с проталинами и глубокими грязноватыми лужами, в которых отражается небо и кусты ивняка, растущие рядом, то вверх, туда, где в голубом просторе плывут облака того же оттенка, что и снег внизу.
Земное и небесное соединяются воедино. И надо всем стоит немолчный гам грачей, дерущихся из-за своих старых, чернеющих мощными ворохами веток гнезд на березах, и строящих новые. В воздухе пахнет
талым снегом и весной. Обнаженные белые березки с тонкими ветвями графически прорисованы на фоне неба. Белая церковь с колокольней вдали и уходящие к горизонту поле и лес. Какой родной этот пейзаж, который мы наблюдаем везде и повсеместно в средней нечерноземной России, это его самый обобщенный образ. Картины Алексея Саврасова еще не раз отобразят лик начинающейся весны, но второго такого шедевра он уже не создаст. Да и кто еще такое напишет?
Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А.Г. Венецианова. Но тематика этого певца природы больше склонялась к отражению крестьянской жизни, которую он видел у себя в усадьбе. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен, и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Он начинает внимательно всматриваться в каждое время года, находя для себя в них особое очарование. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу, их переплетения. Художника притягивает ранняя весна. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года».
Березки чуть-чуть не затопил паводок. И вот они стоят, отражаясь в зеркале спокойной воды так, что, кажется, мы видим не просто их повторенье, а их корни, подобные кроне, которые иначе увидеть невозможно. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А.К. Саврасов. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи
(К. Коровин, И. Левитан,
М. Нестеров).