Научно-познавательный рассказ - что такое? Научно-познавательная литература
Научно-познавательный рассказ – что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.
Оптимальный жанр
Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.
Художественность или информативность?
Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.
Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.
Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.
К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?
С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.
Художественно-познавательная литература
Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.
На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.
Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции
Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.
Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.
Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.
Познавательная литература и воспитание
Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.
Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация – а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.
Неизбежность художественного уклона
Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.
Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.
Научно-познавательный рассказ (определение)
Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.
Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.
Познай самого себя
Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.
Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.