Почему вводить внеклассное чтение необходимо с первого года школьного обучения
Не секрет, что в последние десятилетия, точнее, после развала Союза и коренной перестройки не только государственных систем в каждой бывшей союзной республике, но и системы образовательной, введения обучения на платной основе, упал самым серьёзным образом как уровень преподавания и обучения, так и престиж школ, средних и высших учебных заведений. Особенно удручающими стали отношения наших граждан с книгой. Из самой читающей страны в мире мы постепенно становимся самой дичающей и самой безграмотной. Возникает удивительный парадокс: современные тинэйджеры со знанием дела рассуждают о плюсах и минусах последних моделей мобильных телефонов, чуть не с закрытыми глазами могут из запчастей собрать навороченный системник от ПК, но при этом напрочь не знают, кто такой Алексей Толстой (а иные – и Лев Николаевич!), не читали «Онегина» или «Мёртвые души», о содержании «Войны и мира» имеют весьма смутное представление и путают Отечественную войну 12-го года с Великой Отечественной.
Роль внеклассного чтения в жизни учеников младшего школьного звена
Что даст ребёнку внеклассное чтение? Прежде всего, поможет сформировать из него заинтересованного любителя книги. Развить навыки чтения. Научить самостоятельно пользоваться книгами, добывать из них нужную информацию и получать заложенные в них знания. Таким образом, внеклассное чтение с первых ступеней школьной жизни должно помочь саморазвитию маленького человека, превращению растущей личности из объекта жизни и обстоятельств в активного субъекта деятельности. Нельзя забывать, что прежде всего именно книга заставляет души трудиться, формируя из очередного представителя биологического вида «хомо сапиенса».
Внеклассное чтение не может быть бессистемным, пущенным на самотёк. К нему, как к любому виду интеллектуальной деятельности, прилагаются определённые критерии.
Критерии выбора
- Выбранные произведения должны соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
- Содержание произведений должно подаваться в занимательной форме и снабжаться яркими, качественными иллюстрациями.
- Во внеклассное чтение 1 класса учитель должен включать так называемые «книжки-игрушки» (нельзя забывать, что начало учёбы у первоклашек строится на игровой основе).
- Рекомендованный учителем материал должен быть разнообразен по жанрам и авторам: загадки, сказки, стихи о природе и родине, рассказы о животных и людях, о родной земле. Первоклассники должны понимать, что мир книг богат, и что они всегда смогут найти в этом богатстве что-то «самое-самое» интересное для себя.
Некоторые рекомендации
Школьная программа серьёзна и насыщена не только в старших классах, но и во младших. Как правило, на её усвоение часов не всегда хватает, особенно при сложных темах. И потому уроки внеклассного чтения порой забираются под дополнительную математику, письмо или другой предмет. Поступать так – совершать серьёзный методический промах! Ведь именно на уроках по внеклассному дети расширяют свой кругозор, выходя за рамки программы. Их не только нужно проводить – следует приучать ребят вести читательские дневники, составлять карточки-отзывы, даже рисовать иллюстрации к самым ярким эпизодам. Таким образом у учеников будет воспитываться чуткое, внимательное, думающее отношение к слову, наблюдательность, память и настоящая любовь к книге.