День толерантности в школе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "День толерантности"
В 21 веке очень остро стоит вопрос о воспитании людей, умеющих искренне дружить, сопереживать и помогать нуждающимся. К сожалению, на данный момент ситуация в стране обратная: чаще всего можно столкнуться со злом, непониманием, насмешкой и угнетением личности.
Для того чтобы воспитать полноценного человека, учителям приходится проводить колоссальную работу с детьми, особенно в начальной школе, поскольку закладка всех социально значимых сторон личности происходит именно в раннем детском возрасте. В более старший период развиваются уже заложенные нормы поведения.
Какие формы работы возможно использовать?
День толерантности в школе необходимо проводить вне зависимости от возрастной категории. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с детьми:
- классные часы;
- беседы;
- игровые программы;
- занятия кружков;
- внеклассные мероприятия;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми.
В данном вопросе можно использовать широкий спектр учительской фантазии, главное, чтобы в итоге из учеников выросли настоящие личности.
Когда нужно проводить мероприятие?
Официально Днем Толерантности объявлено 16 ноября. Данный праздник относится к разряду международных, и поэтому у каждого классного руководителя он должен быть включен в план мероприятий. Дни толерантности в школе не обязательно приурочивать именно к определенной дате, их нужно проводить как можно чаще, особенно, если обстановка в классном коллективе этого требует.
- взаимодействию учащихся со сверстниками в классном коллективе и в параллелях;
- общению ребенка с младшими по возрасту детьми.
Это проводится с целью объективной оценки ситуации. Чтобы провести запланированное мероприятие «День толерантности» в школе, каждому педагогу предстоит сложный, но интересный период его подготовки, который включает в себя не только организационные моменты, но и психологическое изучение классного коллектива.
Целеполагание мероприятия
Любое мероприятие, проводимое в образовательном учреждении, должно иметь строго поставленные цели и задачи. Они в обязательном порядке включаются в сценарий. День толерантности в школе может иметь следующие цели:
- познакомить учащихся с самим понятием;
- способствовать развитию у детей взаимоуважения и доброжелательности;
- выработать у школьников чувство терпимости по отношению к людям и обществу в целом;
- способствовать развитию критической самооценки (умению правильно делать анализ своих мыслей и поступков);
- способствовать возможности обучения детей другой культуры в российской школе при уважительном отношении к его религиозной вере и традициям.
Предварительная работа по подготовке к мероприятию, посвященному толерантности в начальной школе
Чтобы правильно выбрать форму проведения мероприятия и поставить цель, для начала педагогу необходимо выявить, как проявляется внутри коллектива толерантность. К классному часу можно подготовить тестирование, которое покажет, насколько ребята осознанны в этом направлении.
Для того чтобы провести мероприятие с наибольшей пользой, необходимо максимально продумать его ход, обстановку, приглашенных, музыкальное сопровождение, задания, конкурсы и викторины, соответствующие тематике.
Предварительно, до проведения праздника «День толерантности» в школе, следует организовать работу с родителями по заданной теме, в ходе которой необходимо напомнить, что дети воспитываются не только в стенах учебного заведения, но и в социуме. Поэтому нужно призывать мам и пап к использованию нормативной лексики при общении.
Праздник в начальной школе
Программа "Дня толерантности" в школе должна быть насыщенной, вызывать у детей множество положительных эмоций, стимулировать ребят быть воспитанными и терпимыми на протяжении всей жизни, а не только один день.
- "эстафета". Прием поможет научить детей взаимодействию в группе;
- "взаимопомощь". В данном случае необходимо показать важность помощи товарищу или близкому человеку;
- "рассказ о себе". Здесь основой может служить как знакомство с личностью ученика, так и возможность проведения анализа и самоанализа на примере рассказанной определенной ситуации;
- "общение по правилам". Данный прием поможет развить навыки культурного поведения и употребления культурной лексики. Ребята учатся, как правильно согласиться или отказаться от предложения, что-то попросить, ответить на вопрос, что нужно говорить при встрече и прощании;
- "общее мнение". Прием заключается в выслушивании мнения каждого ребенка, а затем обучении их обобщению с выделением значимых критериев.
Каким может быть сценарий «День толерантности» в школе ?
Педагогу стоит заранее спланировать все шаги проведения мероприятия. Начинать стоит со вступления. Учитель рассказывает о важности дня толерантности. Может быть подготовлена презентация. Педагог будет использовать заранее подготовленые слайды с изображением различных народностей. Ведь уважительное отношение к чужой ментальности - важный аспект толерантности. Помочь в подготовке слайдов учителю могут ребята.
Анализ внеклассного мероприятия в начальной школе
Пожалуй, одним из самых главных этапов является проведение анализа внеклассного мероприятия. Каждым педагогом данная процедура должна быть проделана трижды.
Внеклассное мероприятие в начальной школе «День толерантности» подлежит обсуждению:
1) с учащимися класса, для выяснения их отношения и выявления положительных сторон;
2) с родителями на классном собрании, для определения плюсов и недочетов мероприятия.
Огромное значение имеет самоанализ для объективной оценки мероприятия, которая должна быть доведена до педагогического коллектива на ближайшем собрании.
Педагогическая копилка классного руководителя должна содержать в обязательном порядке разработки мероприятий с подробным их анализом, среди которых особое место занимает сценарий «День толерантности в начальной школе».
Послесловие
Каждому человеку необходимо помнить, что воспитание детей лежит не только на плечах учебного заведения, но и на всем обществе в целом. И от того, как будут воспитаны дети, зависит их жизнь через ближайшие 10 лет. Ошибки врачей видны сразу, а ошибки педагогов становятся заметными с течением времени.