Картины Филонова, биография художника

Выдающийся представитель русского авангарда Павел Николаевич Филонов с начала XX века стал известен как автор особой, аналитической живописи. Легендой стал его сильный характер, от которого произошла неколебимая убежденность художника в правоте своих открытий, его одержимость в работе и монашеское подвижничество в жизни.

Его творчество – неотъемлемая часть истории авангардистской живописи. При этом картины Филонова – явление удивительно самобытное, ставшее итогом теоретических разработок мастера, которые составили едва ли не важнейшую часть его наследия.

Начало

Будущий художник родился в 1883 году в бедной семье выходцев из рязанских крестьян, переехавших в поисках лучшей доли в Москву. Отец был кучером, мать – прачкой. Увлекшись рисованием, Павел скоро понял, что живопись будет делом всей его жизни.

После начального образования в приходской школе в Москве он окончил курсы в малярно-живописных мастерских в 1901 году уже в Петербурге. Туда, после того как они остались сиротами, он перебрался вслед за сестрой, вышедшей замуж.

Работа маляром, приносившая скромный доход, иногда позволяла получать некоторую живописную практику. Так, художник вспоминает об участии в росписи стен какой-то богатой квартиры и в реставрации живописных изображений на куполе Исаакиевского собора.

Параллельно с этими занятиями Филонов посещает рисовальные классы «Общества поощрения художеств» и пытается подготовиться к поступлению в Академию художеств. Первая попытка – в 1903 году - оказалась неудачной, и Филонов поступает в частную студию Дмитриева-Кавказского, чтобы продолжить художественное образование.

В 1908 году он становится вольнослушателем Академии, но через два года добровольно уходит, не найдя понимания у профессоров из-за слишком своеобразных взглядов на живопись.

Художник-исследователь

Аналитический подход к живописному изображению выражают уже самые ранние картины Филонова с названиями «Головы» (1910), «Мужчина и женщина» (1912), «Две женщины и всадники» (1912), «Восток и Запад» (1912). В них нет ещё характерного для мастера составления изображения из множества мерцающих ячеек, но это уже явно абстрактные произведения.

Здесь профессиональное мастерство служит для выражения идеи, лишь опосредовано связанной с объектами, которыми насыщена картина. В разной степени эти работы художника задают вопросы о современном ему обществе, потерявшем цели, и выражают беспомощность перед грядущими потрясениями.

Многозначность картины художника Филонова «Пир королей» (1912-1913) не дает покоя исследователям его творчества до сих пор. Пространство наполнено фигурами, имеющими явные библейские аллюзии, мифологическими символами наднационального масштаба.

Она полна загадочных намеков и таинственных ссылок. Её считают самой таинственной картиной мастера, при этом соглашаясь с её явными пророческими качествами. Разноплеменные цари и царицы, расположившиеся на тронах, составляют будоражащую композицию, созвучную общественным настроениям перед Первой мировой войной. Ритуальный пир королей Филонова вечен и актуален для любого времени.

Участник процесса

Рожденный в преддверии глобальных потрясений во всех сферах общественной жизни, Павел Филонов, картины которого отличают явная самобытность в форме и в смысловой устремленности, – часть всеобщего художественного процесса, и не только российского.

Он участвует в деятельности художественного объединения «Союз молодежи», позднее сотрудничает с поэтами-футуристами, в том числе Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым. В дискуссии с кубистами он окончательно определяется с идейными построениями своего творческого мировоззрения – аналитического искусства.

В 1912 году Филонов предпринимает путешествие по Франции и Италии, передвигаясь, по его выражению, пешком и зарабатывая на жизнь в качестве чернорабочего. Он знакомится с наследием великих мастеров прошлого и с новомодными течениями бурно развивающейся художественной жизни Европы. Первые картины Пикассо и других кубистов он видит в самом центре авангардного искусства – в Париже - и составляет о них собственное мнение.

Теоретическое наследие Филонова

Склонность к постоянному и тщательному анализу – этим всегда отличался Филонов. Картины его - во многом производное такого анализа, а в истории искусства остались и теоретические работы мастера.

Так, в статье «Канон и закон» он выступает с резкой оценкой набиравшего победный ход кубизма и кубо-футуризма, а в манифесте «Сделанные картины» пытается сформулировать концепцию своего аналитического подхода к живописи.

Как писал в своих текстах художник Филонов, картины Пикассо и его последователей имеют тот же дефект одностороннего взгляда на действительность, что и классический реализм. Подлинной связи с природой вещей и внутреннего мира человека им не достичь из-за количественной ограниченности художественных средств и методов. Их возможности по сравнению с неисчерпаемым многообразием свойств природы и мышления мизерны.

Для более точного взаимодействия с природой необходимы новые подходы, подразумевающие применение всего духовного арсенала человека-творца. Цель – создавать картины и рисунки при помощи упорной и могучей работы человека, работы над каждой частицей, каждым атомом.

Свобода и многообразие

Основополагающие для творчества художника, картины Филонова-абстракциониста обладают еще большей значительностью, когда становится понятен уровень его профессионального мастерства. В наследии мастера есть и портреты, написанные им в традиционной, классической манере. В основном на них изображены его сестры и близкие им люди.

Осенью 1916 года Филонов попадает на войну – Павел Николаевич мобилизован и отправлен рядовым на русско-румынский фронт. Он пробыл там до 1918 года, когда после ликвидации фронта художник возвращается в Петроград уже при новой власти и активно включается в работу.

Тема мировой войны прослеживается исследователями только в работах, созданных до мобилизации, а после его возвращения с фронта картины Филонова наполняются совсем другим содержанием, хотя в них и присутствуют иногда постапокалиптические мотивы.

Борьба за новое искусство

Как и другие лидеры русского авангарда, Филонов ожидает от постреволюционного времени воплощения своих надежд на рождение нового искусства, не связанного никакими условностями. Он участвует в создании Института художественной культуры (Инхук), а став профессором Академии художеств, пытается провести её реорганизацию с позиций нового времени. Главным же его делом, кроме напряженной и упорной работы в мастерской, становится «Школа аналитического искусства», основанная им в 1925 году.

Учениками Филонова были около сотни молодых живописцев, разделявших его взгляды, изложенные в «Декларации мирового расцвета» (1923) – главном теоретическом труде мастера. В нем он провозглашает существование огромного мира явлений, которые не может обнаружить «глаз видящий», но которые доступны для «глаза знающего». Современный художник должен отражать эту другую реальность, представляя её в виде формы, им изобретаемой.

Многие ученики не могли избежать влияния энергии, которую излучали картины Филонова, и впадали в чистое подражание, но были и те, для кого идеи мастера становились мощным подспорьем для собственных творческих устремлений.

Живописные формулы

Филонов в 1927 году вместе с учениками оформляет интерьеры Дома печати, создаёт декорации и художественное оформление постановки гоголевского «Ревизора», работает над изданием книги «Калевала» и т.д.

Но основной составляющей жизни художника оставалась упорная работа над новыми картинами. Его приверженность своим идеям и самоотречение в работе одних восхищали, а других, как водится в творческой среде, раздражали.

Среди наиболее значительных работ, созданных в 20-30-е годы, множество картин, названных формулами: «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Формула весны» (1927), «Формула империализма» (1925) и т.д. Это было еще одним подтверждением верности идеям аналитической живописи, которую до конца своих дней сохранял художник Филонов.

Картины «Нарвские ворота» (1929), «Животные» (1930), «Лики» (1940) – это отображение того мира, который способен увидеть только подготовленный глаз настоящего художника.

«Филоновщина»

В пробах художника создать реальность, существующую отдельно от суровой действительности, официальная критика и идеологические органы того времени видели в лучшем случае попытку бегства с фронтов борьбы за светлое будущее, а в худшем – поползновение на подрыв единства армии и строителей коммунизма. И постепенно художник Павел Филонов, картины которого были так мало похожи на образцы соцреализма, становится изгоем.

Чтобы подтвердить верность идеям пролетарской революции, он пишет несколько картин на "правильные" сюжеты: «Рабочие рекордсмены на фабрике "Красная заря"» (1931), «Тракторный цех» (1931), но это не помогает – его лишают средств к существованию, подвергают травле и изоляции.

Судьбу мастера можно называть трагической (он погиб от истощения в первый же блокадный месяц, 3 декабря 1941 года), если не вспоминать о великой посмертной славе, пришедшей к нему в более щадящие времена. Сегодня его работы ценятся на уровне величайших мировых шедевров, а имя однозначно причисляется к самым значительным в истории живописного искусства.

Комментарии