Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество

Ганс Гольбейн-старший (≈1465-1524) возглавил художественную мастерскую. В ней работал его брат, а позже и два сына. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543).

В богатом Аугсбурге

В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Мастерская Ганса стала семейной. Дела процветали, заказов хватало и ему самому, и брату Зигмунду, и помощнику Леонарду. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.

В мастерской

Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. В изображениях присутствуют и жанровые сцены, и охота. Позже Ганс Гольбейн отойдет от активной деятельности и поселится в Изенгейме, где затем и скончается. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Картины его – это гордость города.

Жизнь Ганса Гольбейна-сына

Поработав с отцом и братом, Ганс переезжает в 1515 году в Швейцарию. На десять лет обосновался в Базеле. Здесь он знакомится с Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его «Похвалу глупости», создает его портрет. Его покровителем является бургомистр Мейер, для которого он напишет перед тем, как навсегда покинет Германию, картину «Мадонна семейства Мейер», один из своих шедевров этого периода.

В верхней центральной части Дева Мария держит младенца Иисуса под покровом гребешка раковины. Предполагают, что ему позировала возлюбленная по имени Магдалена Оффенбург. Ниже под защитой плаща пресвятой Девы расположилось по бокам от нее все семейство Мейер. Считалось, что благодаря ее заступничеству можно получить милость Отца Небесного. Гребешок оболочки символизирует божественное пространство и женственность. Золотая корона на голове Богородицы означает независимость ее власти. Слева находится сам Мейер с двумя сыновьями. На переднем плане в белом платье – дочь Мейера Анна. Затем – вторая его жена, Доротея, и, наконец, в профиль изображена первая, уже умершая супруга Мейера – Магдалена. Так что это – религиозный портрет с серьезными коннотациями. Неизвестно, о чем думал, оставляя Базель, Ганс Гольбейн. Биография его в эти годы складывалась из переездов. Куда же он отправился?

Ганс Гольбейн-младший в Англии

На два года художник уезжает в Англию, где его радушно принимают, затем возвращается в Базель, заканчивает роспись ратуши сценами из Ветхого Завета и в 1532 навсегда переселяется на остров. Здесь он раскрывает свой дар портретиста в полной мере. Сейчас перед нами пройдут его работы, которые создали ему немеркнущую славу. Точность характеристик, яркость образов – вот что создает Ганс Гольбейн. Произведения не сразу нашли последователей, но именно они повлияли на развитие портретной живописи в Британии.

«Послы», 1533 год

Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Эта картина является и двойным портретом, и натюрмортом из нескольких предметов, которые стали причиной многочисленных дискуссий.

Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. На верхней полке находятся астролябия, квадрант, многогранные солнечные часы и другие предметы мира небесного, на нижней – земной мир, о чем свидетельствуют книги и лютня, и, наконец, на полу напоминание о смерти в виде косого среза. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу, и медальон Жана де Дентевиля. Так живописец превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.

Утерянный портрет короля

В 1536 году Гольбейн становится придворным живописцем короля Генриха. А в 1536-1537 годах создает его портрет. Оригинал не сохранился, он сгорел при пожаре 1698 года, известен нам только по многочисленным копиям.

В это время Генрих был женат на безропотной Джейн Сеймур. Портрет смиренной третьей супруги Генриха дошел до наших дней, как и портрет юного принца Эдуарда, долгожданного наследника, в нежном возрасте.

Портрет Генриха VIII, поздняя копия

Как было сказано, портреты Генриха VIII сгорели. Они предназначались для украшения Уайтхолла. Но остались копии. Кроме самого короля, были также изображены его жена Джейн Сеймур и его родители, Генрих VII и Элизабет Йорк.

Это были фрески, оконченные к 1537 году, чтобы отпраздновать рождение возлюбленного сына. Для нас в оригинале остался только картон, на котором нарисованы Генрих VIII и его отец, Генрих VII.

Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.

Величие короля передается позой. Он гордо и агрессивно стоит прямо напротив зрителя, ноги раздвинуты, руки занимают позицию бойца. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы, исходящей от короля. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. На портрете король молод и здоров, хотя на самом деле он уже тяжко страдает от раны, полученной при неудачно проведенном турнире. Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож.

Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна

Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться.

Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Фронтально развернутые плечи королевской особы, положение его рук, украшенных перстнями, массивная цепь, величественная осанка сразу показывают, что перед зрителем незаурядная сильная личность. Властное тяжелое лицо монарха совершенно спокойно. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. На лице нет намека на улыбку. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами.

Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. Это было в пору расцвета его таланта и мастерства. Живописцу исполнилось только 46 лет.

Комментарии