В советском киноискусстве особое место занимает военная тема. Фильмов, которые посвящены трагическим страницам отечественное истории XX века, режиссерами было снято немало. Но немногие из них стали достоянием советской и российской культуры. Розов Виктор – драматург и сценарист, благодаря которому создана картина, ставшая одной из лучших в мировом кино. Жизненный и творческий путь автора сценария к фильму «Летят журавли» – тема этой статьи.
Биография
Розов Виктор Сергеевич, пьесы которого вошли в историю советского и российского театрального искусства, родился за год до начала Первой мировой войны. Его родным городом был Ярославль. Но здесь он прожил недолго, поскольку родители будущего драматурга вынуждены были в начале двадцатых годов перебраться в Кострому. Именно в этом городе, будучи совсем юным, Виктор Розов понял, что хочет связать свою жизнь с театром.
После окончания школы будущий сценарист поступил в костромское театральное училище. Но когда началась война, его призвали на фронт, откуда уже через год он был демобилизован вследствие тяжелого ранения. Последующие годы Розов провел в Москве. Он возглавлял фронтовую агитбригаду, работал в Театре железнодорожников в качестве режиссера и актера. После войны Розов Виктор Сергеевич поступил в Литературный институт им. Горького.
Его пьесы имели широкую популярность. Произведения, которые написал Розов Виктор Сергеевич, были неоднократно экранизированы. Драматург получил множество премий и наград. Фильм «Летят журавли» был оценен не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Виктор Розов умер в 2004 год, в Москве. Драматург похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Путешествие в разные города»
Когда началась война, Виктор Розов, подобно своему знаменитому герою из фильма «Летят журавли», ни на минуту не задумывался над тем, как должен поступить. А потому уже в конце июня оказался на фронте. Пережитое Розов изложил в автобиографической книге, которая называется «Путешествие в разные города».
После получения тяжелого ранения Розов пробыл в госпитале несколько месяцев. И в тот период, когда он страдал от невыносимой боли, в нем вдруг проснулся поэт. Он писал по три-четыре стихотворения в день. Но, к сожалению, сохранилось всего несколько, да и то всего лишь в памяти Виктора Сергеевича. Опубликованы эти поэтические произведения не были.
Драматургия
Розов проучился в Литературном институте два года. А затем отправился в Алма-Ату по приглашению Натальи Сац. В этом городе они совместно организовали детский театр. Только после возвращения в Москву и написания первой пьесы Розов продолжил обучение в институте.
Первые постановки по произведениям Розова состоялись в конце сороковых. В 1949 году советский драматург написал пьесу «Его друзья». Затем было создано произведение «Страницы жизни». В своем творчестве Розов Виктор Сергеевич отдавал предпочтение образу высоконравственной личности, которая способна принести в жертву собственные интересы ради высокой цели. Он создал ряд характеров. Но при этом создавал героев приблизительно одного возраста и круга.
В пятидесятые года Виктор Розов писал пьесы преимущественно для Центрального детского театра. В содружестве с «Современником» появилась одна из лучших постановок советского периода. Речь идет о пьесе «Вечно живые». Написал он ее задолго до того, как она был прочитана главным режиссером одного из лучших московских театров.
Сценарии
По произведениям Розова было снято четырнадцать фильмов. К каждому из них сценарий писал, безусловно, сам драматург. В 1956 году на экраны вышел фильм «В добрый час». В сюжете киноленты – история одной московской семьи. Розов в своем творчестве отдавал предпочтение изображению жизни молодых людей, поскольку становление личности и проблема выбора того или иного пути и были для него, как для драматурга, наиболее интересны.
Сценарий к фильму «Летят журавли» принес славу своему автору. Этот фильм был снят спустя годы после дебютной работы Розова в кино. Затем были написаны сценарии к фильмам «Шумный день», «Неотправленное письмо». Дважды Розов работал в соавторстве с иностранными писателями. Последней киноработой Виктора Розова стал сценарий к фильму «Наездники».
«Вечно живые»: история написания
Романтизм и патриотические убеждения были присущи послевоенной молодежи. И пьеса «Вечно живые», которую Розов написал еще во время войны, как нельзя лучше гармонировала с настроением, которое царило в стране. Но, как ни странно, первая постановка, состоявшаяся в родном городе драматурга, у зрителей не вызвала особенного отклика.
Прошло более десяти лет, и пьесу прочитал режиссер Олег Ефремов. Розов немного переработал драматургическое произведение, убрав эпизоды, которые были бы неуместными в театре «Современник». Премьера состоялась в 1956 году.
Фильм
«Летят журавли» – одна из самых трогательных советских картин. В отличие от большинства фильмов, созданных в пятидесятые годы, на первом плане в сюжете этой киноленты была не победа советского народа, а судьбы отдельно взятых людей. Любовь и верность – главная тема произведения Виктора Розова.
В культурах разных стран журавли символизируют начало новой жизни. Именно поэтому этот прием был использован в сценарии фильма. В центре сюжета – судьба молодого человека, который не вернулся с фронта. Ему противопоставлен другой персонаж – двоюродный брат главного героя. Этот человек предпочел не идти на фронт, добыв себе нечестным путем бронь.
Заключительная сцена в фильме «Летят журавли» стала одной из лучших в истории советского кино. В финале картины по сценарию Розова героиня ожидает своего возлюбленного на вокзале. Но от его товарища узнает, что он погиб. И цветы, которые предназначались погибшему бойцу, она раздает фронтовикам. В небе пролетают вдруг журавли. И кажется, это знак того, что советские солдаты, не вернувшиеся в 1945, не ушли навсегда. Они – вечно живые.