Русский живописец, мастер фрески и иконописи Гурий Никитин: биография, творчество и интересные факты

Россия всегда славилась богатой культурой и огромным множеством талантов. Гурий Никитин – одна из самых известных и значимых фигур в русской живописи и иконописи. Жизнь и творчество его пришлись на XVII век и оставили яркий след в культурной истории России. И хотя фактические данные о художнике, дошедшие до настоящих дней, весьма обрывочны, его работы, индивидуальный почерк навсегда останутся памятниками высокой духовности прошлого времени.

Биография

Точная дата рождения Гурия Никитина неизвестна. Ориентировочно это было начало 1620/1625 года. Родным городом будущего художника была Кострома. Никитин – это псевдоним художника, а точнее, отчество (Никитич – Никитин). Настоящая фамилия его – Кинешемцев. До своего воздвижения в искусство он держал несколько торговых лавок в соляном и рыбном рядах.

Семья

Отец Гурия Никитина (Никита Кинешемцев) умер в 1653 году во время морового поветрия, поэтому во главе семьи оказалась мать Соломонида. У Гурия был брат Лука, или как его называли родные, Аучка. Он занимался сапожным ремеслом.

Помимо матери и родного брата, у Гурия были двоюродные братья Михаил и Фёдор. Они были относительно зажиточными людьми. После их смерти Гурий Никитин унаследовал несколько городских лавок в шубном, суконном и рыбном рядах.

О личной жизни иконописца известно точно, что он никогда не был женат, не имел детей. Об этом свидетельствует запись в Ландратской книге, сделанная намного позже его смерти. В ней указывается точно год смерти иконописца (1691) и отсутствие наследников.

Творчество

Гурий Никитин с раннего возраста проявлял творческую одаренность. Где он получил образование, неизвестно. Главный исследователь его творчества В.Г. Брюсов предполагает, что учителем Никитина мог быть Василий Ильин – известный костромской художник и иконописец того времени.

Но во многом творческому продвижению способствовала мать будущего иконописца. Погруженный в свой мир, юный Гурий имел уютный дом, пищу и дружную семью. А в то непростое время создать подобное русской женщине, оставшейся без поддержки, было довольно сложно. Позже образ женщины-матери получит особое место в творчестве Никитина.

Его путь к искусству был непростым. Ведь Гурий происходил из простой рабочей семьи, далекой от иконописи. Значительный опыт художник получил, когда в составе костромской артели расписывал московские храмы (церковь Троицы, Архангельский собор в столичном Кремле). Помимо мастеров из Костромы, там работали талантливые иконописцы Ярославля, Новгорода, Москвы.

Это колоссальное творческое движение той эпохи стало для Никитина первым уверенным шагом в историю искусства. Проявив себя как одаренный художник, Гурий получал много приглашений от православных храмов России и самого царя Алексея Михайловича для росписи стен и написания/восстановления икон.

Индивидуальный почерк

Говоря о великолепии и символичности русской иконописи, искусствоведы всегда указывают на неповторимый гений, которым был Гурий Никитин. Картины его – это уникальное соединение декоративизма и монументальности в одном произведении. Неслучайно расцвет его творчества совпал с подъемом декоративно-монументального искусства в России (вторая половина XVII в.)

Все работы выдающегося художника и иконописца имеют неповторимый стиль, индивидуальный почерк. Он выстраивал композиции картин по принципу незеркальной симметрии, применял контрасты светотени. Искусствоведы отмечают внутреннюю динамику, чувство ритма в прописывании образов. Кроме того, фрески Гурия Никитина охватывают широкий диапазон красок, что, несомненно, усиливает декоративное воздействие композиций.

Известные работы

Упоминание о первых художественных творениях Никитина относится к 1650 году. Оно связано с росписью паперти храма Воскресения и Троицкого собора в Костроме. Наибольшую известность получили фрески Гурия Никитина в Крестовоздвиженском соборе в Романове (ныне Тутаеве) (нач. 1650-х гг.), в монастыре Данилова в Переславле-Залесском (1662-68гг.), в Успенском соборе (Ростовский кремль, 1670) и в храме Ильи Пророка (Ярославль, 1680). Для последнего Никитиным были написаны и праздничные иконы.

1666 год стал непростым, переломным временем для русской церкви. Никитин принимал активное участие в восстановительных росписях Архангельского собора. Его кисти принадлежат образы воинов-мучеников и несколько фрагментов монументальной композиции «Страшный суд».

Иконопись

Дом художника и иконописца находился недалеко от Богоявленского собора. Безусловно, такой факт означает непосредственное участие Гурия в росписи храма. Наиболее яркие росписи, иконы Гурия Никитина для собора относятся к 1667-1672 гг.

В эти же годы он написал кипарисовые складни по заказу царицы Марии Ильиничны. Композиция их была представлена таким образом, что в центре был изображен образ Богородицы Казанской, справа – Николая Чудотворца, а слева – великомучениц Агриппины и Евдокии. А также были созданы семь икон для антиохийского патриарха Макария.

Очень много икон написано Никитиным для Успенского собора. Среди них: «Страшный суд», «Знамение», «Сошествие св. Духа», «Казанская в чудесах».

Последней работой считается икона «Ветхозаветная Троица» Гурия Никитина для Троице-Сыпановского собора в Костроме, написанная в 1690 году.

Приписываемые произведения

Существует несколько художественных работ, авторство которых приписывают Гурию Никитину. Однако они не получили достаточной атрибуции. К ним относятся «Феодоровская икона Богоматери со сказанием» (1680), «Мученики Кирик и Иулита» (1680-е гг), «Воздвижение Креста» и фреска Ипатьевского монастыря в Костроме. По историческим данным, некоторые из них (например, «Феодоровская икона…») являются не собственно произведениями художника, а искусной реставрацией работ предшественников.

Интересные факты

Гурий Никитин жил в девстве и безбрачии, но его семья не имела в роду духовников. Да и сам иконописец постриг не принимал. Такое решение так и осталось загадкой художника для современников. Однако в поминальной записи рода Никитиных после даты смерти отца семьи было указано имя Елены-схимницы. Исследователи предполагают, что это церковное имя матери Гурия (Соломониды), которая уже в преклонном возрасте ушла в монастырь.

В 1659 году, когда в Москву потребовались талантливые иконописцы для росписи Архангельского собора, от Костромы поехал Емельян Пушкарев. Однако у него были больные ноги, и вскоре его отправили обратно. На свою замену он порекомендовал несколько мастеров-земляков, среди которых был Гурий Никитин. Художник успешно прошел аттестацию и в 1660 году получил статус иконописца I статьи.

Гурий Никитин был старостой (или старшиной) артели костромских иконописцев. Несмотря на ряд привилегий по должности, художник относился очень ответственно к своей работе и не позволял себе послабления, работая наравне с коллегами по цеху и даже больше. При оформлении Ипатьевского монастыря и церкви Ильи Пророка он самостоятельно вычерчивал контуры будущих фресок, а дорисовку оставлял ученикам.

Имя «Гурий» означает буквально «терпеливый труженик». Именно таковым и был Гурий Никитин. Биография его обрывочна, но воспоминания современников указывают на то, что иконописец был благочестивым и богобоязненным человеком. К написанию икон всегда подходил ответственно и с художественной, и с духовной стороны. Известен случай, когда он начал писать образ Феодоровской Богоматери в Великий пост, предварительно исповедовавшись и причастившись. Позже, в период крестного хода в Ярославле, этот образ явил чудеса исцеления.

Гурию Никитину нередко приходилось восстанавливать старые иконы и росписи. Он бережно относился к культурно-историческому наследию, поэтому сохранял такие стилистические особенности работ предшественников, как крупные фигуры и сдержанность движений. Оттого некоторые работы кисти художника остались неизвестными.

Искусствоведы причисляют имя Гурия Никитина к списку великих русских иконописцев. Наряду с Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым он оказал огромное влияние на российскую иконопись и по праву заслужил почетное место в ряду мастеров своего дела.

Сегодня

Многие шедевры Гурия Никитина дошли до наших дней. Самые масштабные и значимые находятся на родине художника в Костроме. Так, в настоящее время в Троицком и Ипатьевском соборах можно попасть на экскурсию и познакомиться с уникальными памятниками русской архитектуры и живописи. Центральное место, конечно, отведено обзору фресок Гурия Никитина.

Комментарии
можете помочь, если не затрудняет?