Симоне Мартини: биография и творчество

Италия принесла миру великолепных художников, которые в свою эпоху творили шедевры. Одним из таких гениев живописи остался в «сердце Италии» Симоне Мартини. Изучить его биографию было непросто. Все ведомости, которые остались о нем, пришлось искать в документах и упоминаниях людей того времени.

Тем не менее восстановить хронологию и события из жизни Симоне Мартини удалось, хотя и в этой истории не все так гладко. Местами возникают вопросы, где-то появляются пробелы. Тем не менее, благодаря произведениям живописца, можно отобразить и главную его картину – жизнь.

Начало

К сожалению, у Симоне Мартини биография начинается со смерти. Это единственная точная дата, которую удалось раздобыть исследователям. В одном из соборов Сиены – Сан Доменико, были найдены записи, благодаря которым стало известно, что великий художник умер здесь 4 августа 1344 года. Точную дату его рождения узнать невозможно. Ориентировочно известен лишь год – 1284-й. Он определен по сведениям, указанным на гробнице живописца: информация гласит о том, что Мартини умер в возрасте 60 лет.

Внешний вид

Еще больше вопросов возникает относительно внешности итальянца. Его лучший друг, известный Петрарка, утверждал, что Симоне не был красивым. Исследователи решили поискать образ живописца в его полотнах. Кто-то заметил его в облике Христа перед Пилатом, кто-то разглядел его в изображении рыцаря. Предполагаемый портрет возможен на фреске «Чудо воскрешения мальчика».

Первые 30 лет

Об этом периоде жизни творца, к сожалению, ничего не известно. Тем не менее есть предположения, что Симоне родился в городе Сиена. Его отцом был местный штукатур, который подготавливал полотно для фресок. Скорее всего, именно это и привело художника к будущей профессии.

Есть вероятность, что искусство мальчик изучал в мастерской Дуччо, а вот популярность пришла к творцу уже после создания «Маэсты». Ныне известен год выхода в свет этого полотна – 1315-й. Эти данные нашли на обрамлении фрески. Хотя, если же подобную работу заказали власти города, тогда очевидно, что живописец уже имел хорошую репутацию. «Маэста» поселилась в Палаццо Пубблико. Декорирование этого места могли поручить только выдающимся мастерам своего дела.

Стоит отметить, что художник, работая над своими произведениями, стремился показать все наиболее натурально и реалистично. Это правдоподобие отражалось в его работах. Поэтому, получив очередной заказ от городских властей изобразить крепость, он отправился туда, дабы не просто увидеть своими глазами объект искусства, а и проникнуться атмосферой сражения и завоевания. Тогда он собрал своего слугу, и на лошади отправился в путешествие. Фреску позже поместили в зале Маппомондо уже в 1331 году. Сейчас ознакомиться с произведением очень сложно, ведь оно считается разрушенным, хотя исследователи таят надежду его отыскать.

Факты

Их, к сожалению, немного. Стараясь реконструировать жизнь Симоне Мартини, можно наткнуться на проверенные данные. Например, известно то, что живописец путешествовал в Ассизи. Причем это происходило в 1310-х годах. Там он выполнял работу, украшая церковь Сан-Франческо оконными витражами. Позже здесь он создавал и фрески.

Есть информация, что Мартини находился определенное время в Неаполе, хотя документальных подтверждений этому нет. Его поездка в этот город связана с заказом Неаполитанского алтаря в честь канонизации Людовика Тулузского.

Стиль

За одно десятилетие исследователи смогли обнаружить крупную коллекцию картин на дереве, которая позволяет проследить изменения в творчестве Симоне. Фрески, которые были изготовлены в Ассизи, имели своеобразные протоджоттистские черты, а вот работы, выполненные позже, наделены готизирующим стилем. Последний изменил не только объемы, но фоны и линии в произведениях.

К творчеству этого времени можно смело отнести два полиптиха из церкви Санта-Катарины и музея в Орвьето. Хотя исследователи не раз проводили стилистический анализ, который указывает на то, что последний полиптих относится к 1320-м годам. Кстати, сложности с изучением этой работы возникают и потому, что документально найдено несколько помощников в создании этого произведения.

Активная деятельность

В городских документах нашлись и сведения о выплатах живописцу. Причем зарплата выдавалась регулярно, а значит, в Сиене художник работал достаточно активно. Тут же указаны и работы, за которые Мартини получал деньги, и которые сложно идентифицировать, некоторые же утрачены вовсе.

Есть сведения о том, что Симоне получил финансы за поправку собственного творения «Маэста». Дело в том, что фреска была испорчена из-за просочившейся влаги. Также художник получил финансы за роспись креста, которую было суждено завершить другому творцу. Регулярно в 1322 году Мартини получал деньги за работы, которые выполнял для Палаццо Пубблико.

Личная жизнь

Женитьба итальянского творца случилась в 1324 году. Его возлюбленной стала Джованна, дочь Филиппуччо. Можно предположить, что свадьба была пышная, так как Мартини получал крупные деньги за свои произведения. Доказательством является и то, что до свадьбы он купил дом своей будущей жене. Причем подобный дар влетел ему в копеечку, он заплатил 220 золотых флоринов (а это было в три раза больше тех денег, которые он получил за свою великолепную работу с изображением крепости).

Такой подарок, вероятно, следует толковать как благодарность за благородство. Ведь на тот момент живописцу было уже 40 лет, а его избранница была совсем юна. Симоне считал, что обязан отблагодарить девушку за то, что она согласилась вступить в брак с невзрачным мужчиной в возрасте.

Благодаря женитьбе, художник смог наладить тесные связи с семьей Липпо, которые смогли продержаться до конца всего творчества Мартини. Наиболее ярким проявлением такой сплоченной связи с родными жены стало произведение «Благовещение из Уффици», где ярко выражены черты семьи Липпо.

Семейное творчество

После женитьбы художник продолжил активную деятельность в направлении творчества. В 1326 году он создал великолепное полотно, которое позже называли «очень хорошим», а плата за него была достойная. На следующий год он создал роспись двух штандартов, которые, к сожалению, к нашему времени не сохранились. Они были посвящены сыну короля Роберта.

В конце 1320-х годов он создает две работы, которые также считаются утраченными. Первая работа посвящена двум ангелам и была создана для Палаццо Пубблико, а вторая работа изображала мятежника Марко Реголи и была помещена в зале Консистории.

Франция

Авиньон, небольшой городок в Провансе, на время стал культурным художественным центром мира. Сюда съезжались живописцы со всей Европы, привозили свои произведения и целые мастерские. В 1336 году сюда добрался и Симоне. Здесь значительную роль играло расслоение общества, в котором Мартини старался быть ближе к «высоким людям». Делал он это за счет своего искусства, выполняя заказы высшей власти.

К сожалению, сведений о творчестве Мартини во Франции очень мало. Есть официальные документы, которые указывают на активную жизненную позицию творца. Он выступал свидетелем в арендном деле, был и участником юридического спора.

Относительно работ следует заметить, что найдены были их фрагменты в Нотр-Дам-де-Дом, также есть вероятность, что художник приложил руку к фронтиспису рукописи Вергилия, которая до того была во власти Петрарки. Также известно полотно «Святое семейство», находящее в Ливерпуле.

Смерть

Как известно, умер живописец в 1344 году. Его подкосила неведомая «серьезная болезнь». Итальянец осознавал, что конец его близок, а поэтому за несколько дней до смерти составил завещание, в котором все свое имущество разделил между родственниками жены. Документ был засвидетельствован нотариусом из Флоренции – Галгани.

«Благовещение»

Картина Симоне Мартини «Благовещение» была создана в 1333 году. Художник создал её для алтаря Ансания, который находится в Сиене. Фон фрески золотой, что символизирует небо, а силуэт Марии сдержанный и плавный. Архангел Гавриил отображен на полотне активной фигурой, его одежда развивается, а крылья обрели летящую форму. Описание (Симоне Мартини «Благовещенье») не имеет таинственности и каких-то загадок. Картина передает нечто очень мягкое, но в тоже время яркое и божественное.

Образы, которые можно выделить на фреске, мистические. Каждая фигура сама по себе словно хрустальная, очень хрупкая и бесплотная. Святые Ансаний и Юлитта, наоборот, получились достаточно объемными и реалистичными.

«Мадонна»

Заслуживает внимания и произведение «Мадонна». Симоне Мартини создал необычайное полотно, которые многие относят именно к последнему периоду творчества, более зрелому. Характерны для картины этого творца золотой фон с красным и синим оттенками, мягкие линии, изящные линии фигуры Марии. Фреска сохранила в себе черты готического стиля, который был присущ живописцу в поздний период его творчества.

Это произведение любили многие поклонники и сам автор – Симоне Мартини. Эрмитаж стал той сокровищницей, которая с 1911 года хранит произведение в своих стенах.

Другие творения

Самая популярная картина Симоне Мартини – «Маэста». Она же, вероятно, была первым крупным произведением творца. Исследователи уверены, что именно под влиянием Дуччо был создан этот шедевр. Картине присущи некоторые очень точные черты, которые не встретишь у Дуччо. Среди них изменение цветов, форм и линий.

Стоит отметить и наличие в мировой коллекции картины Симоне Мартини «Портрет Лауры». Это произведение было посвящено другу художника Петрарке, который и заказал изображение своей любимой.

Можно много говорить об этом художнике. Творчество Симоне Мартини пусть и не известно до конца, возможно, местами додумано, все же остается необычайно ярким и интересным для ценителей итальянского искусства. Художник сделал огромный «подарок» мировой культуре, а его произведения сохранили черты, по которым легко идентифицировать шедевры Мартини.

Комментарии