Одним из способов создания уникальной и красочной рекламной продукции является деколь, нанесение которой возможно практически на любую твердую поверхность. Такой способ создания изображений на различных изделиях довольно популярен среди потребителей. Например, именно подобным образом чаще всего брендируют фирменную посуду, сувенирные статуэтки и другие предметы.
Что такое деколь?
Деколь — это фактически известные всем с детства переводные картинки. Печатаются они на листах специальной гуммированной бумаги и закрепляются лаком. Если такую картинку погрузить в горячую воду, лак и красочный слой с легкостью отойдут и картинку можно будет переместить на предмет. Для закрепления результата декорируемое изделие нужно поместить в специальную печь.
Если вы решили, например, разместить таким образом логотип своей фирмы на большом количестве предметов, то придется запастись терпением. Дело в том, что деколирование производится только вручную. Фирмы, обещающие вам за сутки отпечатать многотысячный тираж, скорее всего, лукавят — осуществить такое на практике очень непросто.
Горячий способ нанесения
Осуществление горячего деколирования наиболее подходит для нанесения логотипов на изделия из керамики, фарфора, стекла и других материалов, способных выдержать высокие температуры. Горячая деколь наносится с использованием красок, абсолютно безвредных для здоровья человека, так что из посуды, брендированной подобным образом можно без опаски есть и пить. Процедура последующего обжига позволяет значительно увеличить срок службы изделия, надолго сохранить его привлекательный внешний вид.
Конечно, горячая деколь немного дороже, чем та, которая используется для изделий, обработанных холодным методом, но и качество исполнения на порядок выше. Технология нанесения обычно состоит из трех ступеней:
- печать самой картинки методом шелкографии;
- наклейка отпечатанного изображения на сувенир или посуду;
- обжиг изделия с применением высокотемпературного оборудования.
Такой способ нанесения имеет вполне понятные преимущества:
- долговечность — запеченная краска не сотрется и не поцарапается, уничтожить ее можно только вместе с изделием;
- износостойкость — брендированное изделие можно мыть, стирать и тереть с использованием любой бытовой химии, изображение никуда не денется;
- четкость — яркие цвета не поддаются выгоранию, не тускнеют даже при многолетнем использовании.
При нанесении изображений таким способом можно применять натуральные драгоценные металлы в окантовке рисунков, добиться матовости рисунка или имитировать лазерную гравировку.
Холодное деколирование
Такой вид нанесения «переводных картинок» используется в тех случаях, когда изделие невозможно обжигать с силу разных причин: неспособности выдерживать высокие температуры, размеров и габаритов, других качеств. В этом случае применяется холодная деколь. Картинку для деколирования печатают на специальной бумаге, покрытой водорастворимым клеем. После того как рисунок отпечатан, его покрывают особым коллоидным лаком и тщательно просушивают.
Это и есть обычная сдвижная картинка, которая передвигается на предмет при помощи обычной воды. Если мочить брендируемый предмет нельзя, то применяется сухая деколь. Холодное деколирование хоть и стоит значительно дешевле, но обладает существенными недостатками. Например, многие компоненты, применяемые при нанесении, запрещены к использованию в пищевой промышленности, а это значит, что декорировать таким способом любимую тарелку или чашку не получится.
Преимущества и недостатки
Как и любой другой способ нанесения информации на предметы, деколирование имеет как положительные, так и отрицательные черты. К плюсам можно отнести такие:
- деколь — это возможность декорировать предметы любой формы и размеров;
- индивидуальность декора, возможность заказать тираж от 1 штуки;
- применение различных форм и способов печати;
- долгий срок эксплуатации брендированного изделия;
- износоустойчивость и красочность нанесенного принта.
Безусловно, деколь — это не только преимущества, но и определенные сложности. Например, такие:
- из-за применения ручного труда вероятен большой процент брака;
- трудоемкость и сложность печати;
- возможность искажения выбранных цветов при запекании, если использована краска ненадлежащего качества;
- длительная предпечатная подготовка.
Как отличить деколь от ручной росписи?
Несмотря на то что деколирование предметов очень практично и красиво, это все же массовое производство. Однако иногда недобросовестные производители пытаются поднять и без того немалую стоимость изделия, выдавая нанесенный рисунок за ручную работу. Как же понять — деколь это или ручная роспись?
Сделать это не всегда просто, поэтому нужно быть очень внимательным. Прежде всего, деколь — это все-таки печать, поэтому картинка обязательно будет иметь хотя бы минимальную зернистость. Правда, иногда, чтобы это увидеть, придется воспользоваться лупой.
За ручную работу частенько стараются выдать деколь с подрисовкой. Это значит, что основная картинка все же напечатана, а вот отдельные, особо важные детали прорисованы вручную. Но что делать, если лупы под рукой нет, а орнамент очень мелкий и точек не видно? В таком случае сравните между собой повторяющиеся части рисунка — если они абсолютно идентичны, то перед вами деколь. Ни один, даже самый искусный мастер не способен с точность до миллиметра повторить однажды нарисованный мотив.