Расположение Малаккского пролива на карте мира. Где находится и что соединяет Малаккский пролив
Малаккский пролив (Малайский пр.) проходит между крупными участками суши – Малайским полуостровом и островом Суматра. Это старейший морской путь между Китаем и Индией.
Где находится Малаккский пролив
Находится в Юго-Восточной Азии, разделяет Малаккский (Малайский) полуостров с островом Суматра.
Малаккский пролив соединяет Индийский и Тихий океаны (Южно-Китайское море). Длина его 1000 километров, приблизительная ширина – 40 километров, а глубина не превышает 25 метров.
Северные и восточные берега пролива и острова принадлежат королевству Таиланд. Все остальное побережье относится к Малайзии, а остров Суматра – Индонезии. Наиболее крупные острова Малаккского пролива: Пхукет, Пинанг, Лангкави.
Происхождение названия
Название свое пролив получил вероятнее всего от Малаккского султаната, власть которого была распространена здесь. Хотя продолжалось это влияние меньше столетия – с 1414 по 1511 годы. По другой теории название произошло от порта Мелака, в настоящее время это город Малакка в Малайзии.
Страницы истории
Когда европейцы впервые побывали здесь, они изумились, насколько были развиты порты Малаккского пролива. Они нисколько не уступали таковым в Европе, и по торговой активности и по количеству и качеству верфей. В 1511 году португальцы установили здесь свою власть, до половины 16 века они контролировали пролив, не пуская сюда Малаккский султанат. В следующем столетии здесь утвердились голландцы. Их пытались свергнуть англичане (для которых они были конкурентами). Силы были примерно одинаковы, а коренное население не поддерживало ни тех, ни других. Таким образом, одно столетие в проливе было относительно тихо, не было крупных стычек. Неизвестно, сколько бы это господство продолжалась, если бы не войны Наполеона, который на рубеже 18 и 19 века оккупировал Голландию. Англия воспользовалась ситуацией и захватила пролив и его порты, включая Сингапур. В 1824 году Малаккский султанат тоже стал входить в список колоний Великобритании, там он и оставался до 1957 года. Если, конечно, не считать оккупации Японией во времена Второй Мировой войны. Колонизация привела к интенсивному развитию этого торгового пути. Он и по сей является важнейшим связующим звеном между Европой и странами Азии, Ближнего Востока, Америки.
Что соединяет Малаккский пролив. Судоходство
Этот пролив достаточно узкий, его ширина в некоторых местах достигает 3 километров, но протяженный (1000 километров) и очень важный. Движение по нему затрудняется тем, что в нем много отмелей, а кое-где притаились рифы. Значение Малаккского пролива можно сравнить со статусом Суэцкого и Панамского канала. Здесь проходят важнейшие морские пути. Если посмотреть на карте, какие океаны соединяет Малаккский пролив, нельзя не оценить его значимость.
Препятствия для судоходства
Пиратство существует здесь уже несколько столетий. Так сложилось, что в этом проливе оно всегда приносило очень большой доход и помимо всего прочего являлось политическим инструментом. На протяжении всей истории пролив играл большую роль в борьбе за власть в Юго-Восточной Азии.
Как уже говорилось, Малаккский пролив очень важен для торговли, здесь находятся транспортные пути. По этой причине здесь существует большая угроза нападений пиратов, поэтому здесь правительства стран Индонезии, Сингапура и Малайзии вынуждены ввести патрулирование Малаккского пролива. Действия преступников могут пресечь мировую торговлю, для этого достаточно потопить крупное судно в самом мелком месте.
Еще одна проблема – задымленность. Так как на острове Суматра часто случаются лесные пожары, видимость периодически существенно снижается. А ведь она очень важна для судоходства.
Экологические проблемы
Малаккский пролив – это очень богатый флорой и фауной участок мирового океана. На рифах живут 36 различных видов каменистых кораллов. Так как в проливе ежедневно проходит большое количество танкеров с нефтью, создается большая угроза для окружающей среды. Вероятность катастрофы вполне велика, потому что некоторые места в проливе очень узкие и опасные.
Предложение сократить путь
В Таиланде разрабатывались планы, как можно уменьшить нагрузку на Малаккский пролив. Одно из предложений заключалось в том, чтобы сократить морской путь через пролив благодаря перешейку Кра. Так можно было сократить дорогу по морю на 960 километров. Так в том числе можно было обходить сепаратистки настроенную мусульманскую провинцию Паттани. Но возможность финансовых затрат и влияние на экологию встает на пути у осуществления этой идеи.
Второе предложение – построить сухопутный трубопровод, чтобы перекачивать нефть через этот перешеек. Планируется построить еще два нефтеперерабатывающих завода в Малайзии. Трубопровод будет протяженностью 320 километров и должен соединить два малайзийских штата. Нефть с Ближнего Востока будет перерабатываться на заводах, затем перекачиваться из Кедах в Келантан. А оттуда грузиться на танкеры и отправляться через Малаккский пролив и Сингапур.