Персидский залив - нефтяной и туристический рай

Персидский залив – регион, где издавна возникали разнообразные цивилизации. Ещё в конце 4 тысячелетия до нашей эры на берегу залива, у впадения Тигра и Евфрата (тогда эти реки впадали в залив раздельно) выросли многочисленные города шумеров, по одной из версий, явившихся сюда с островов, расположенных в заливе. Позже на побережье возникло Эламское государство, Мидийское царство.

Наконец, из небольшой прибрежной области Персиды выросла огромная империя Ахеменидов, позже сокрушённая гоплитами Александра Македонского. «Персидское царство», как называли империю греки и македоняне, простиралось от Малой Азии и Босфора до Индии, охватывая северное побережье Персидского залива. Внутренние области Аравийского полуострова персов не интересовали – природных богатства там было немного, а нефть в то время не имела стратегического значения.

Персы установили на территории гигантской империи идеальный порядок и железную дисциплину. По образному замечанию современников, девственница с мешком золота за спиной могла пройти империю из конца в конец без боязни за свою честь или имущество. Но империя Ахеменидов, населённая большим количеством народов, принадлежащих к абсолютно разным культурам, не могла быть устойчивой долгое время. Кочевники-саки и эллины из полисов побережья Малой Азии, гегемоны-персы и родственные им, но имеющие более низкий социальный статус мидийцы, помнящие былое величие египтяне и индийцы, всегда более тяготевшие к родственным цивилизациям Индостана.

Небольшая, но великолепно сплочённая мононациональная армия Александра Македонского за несколько лет в пух и прах разбила персидское войско, располагавшее несоизмеримо более крупными людскими и экономическими ресурсами.

Персидский залив не раз становился ареной борьбы местных жителей и различных завоевателей – не только греков и македонян, но и саков, и арабов, ассирийцев и вавилонян, и многих других. В конце концов, северо-восточное побережье осталось за ираноязычными народами, позже образовавшими единый персидский этнос, а на юго-западном прочно закрепились арабы.

К началу XIX века побережье залива контролировалось государствами второго и даже третьего эшелона – дряхлеющей Османской Империей, Ираном и мелкими арабскими теократическими монархиями. Персидский залив так бы и оставался на задворках мировой истории и политики, если бы не гигантские месторождения углеводородов. Нефть находила применение ещё в античные времена, но бум добычи начался в конце XIX века, когда в Европе, а потом и в Америке появились первые двигатели внутреннего сгорания.

С этого времени Персидский залив приобрёл стратегическое значение и стал зоной пристального внимания ведущих мировых держав. Он неоднократно являлся ареной противостояния различных сил, и порой противостояние из «холодной» фазы переходило в «горячую». Вряд ли найдётся человек, у которого слова «Персидский залив» ассоциируются в первую очередь с природой тропического моря, а не с добычей нефти.

А между тем, Персидский залив, фото которого могут украсить любую выставку красот природы, является местом, где расположены великолепные курорты мирового уровня. Любителей тропического отдыха не останавливает даже то, что они находятся в ортодоксальных мусульманских странах (Арабские Эмираты, Катар, Кувейт), устанавливающих дресс-код порой даже для появления на улице. Не говоря уж об употреблении алкоголя.

Комментарии