Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер: биография, работы, фото

Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную любовь к природе. После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем пряничный домик из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая концепция архитектора о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол – это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», – высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», – подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии – архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

Интересные факты

  • Настоящее имя художника – Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.
  • В 1959 году со своими друзьями он устроил так называемый непрерывный перфоманс, ползая в ногах зрителей. Двое суток он вел по полу и стенам непрерывную линию, так и не достигнув конечной точки в центре потолка.
  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.

Комментарии