Тамара Лемпицка – гламурный символ ар-деко

Живопись Тамары Лемпицкой стала одним из символов эпохи ар-деко. Часто биографы впадают в крайность, делая акцент на бурной светской жизни художницы. Не стоит забывать, что она была гением мистификаций и светской львицей, но в первую очередь Тамара Лемпицка полностью посвятила свою жизнь живописи. Несмотря на обилие романов с женщинами и мужчинами, искусство всегда оставалось ее самым страстным увлечением.

Юность

История жизни художницы пестрит белыми пятнами, и отчасти в этом виновата сама Тамара Лемпицка. Биография свободно перекраивалась, чтобы предстать в наиболее выигрышном свете. К примеру, вначале, чтобы скрыть настоящий возраст, она представляла дочь своей младшей сестрой. Родилась она не то в Москве, не то – по уверениям самой художницы – в Варшаве. И звали ее вовсе не Тамара: при рождении девочку окрестили Марией. Лемпицкий – фамилия первого мужа художницы. И здесь еще одна нестыковка: если верить официальному году рождения (1898), получится, что Тадеуша Лемпицкого очаровала четырнадцатилетняя девочка. Не исключено, конечно, что польский адвокат был падок до нимфеток, но с такой же вероятностью можно предположить, что Тамара скостила себе несколько лет, а, согласно некоторым версиям, настоящий год ее рождения – 1895.

Как бы то ни было, некоторая информация остается достоверной. Мать художницы, Мальвина Деклер, была тем, что называется, светская львица, отец Борис Горский – русским банкиром еврейского происхождения. Через несколько лет после рождения дочери он бесследно исчез, согласно некоторым из версий – покончил жизнь самоубийством.

Первое знакомство с живописью случилось, когда Мальвина Деклер заказала одному художнику портрет двенадцатилетней дочери. Картина Тамаре совершенно не понравилась и она заявила, что смогла бы и лучше. В этом же году они с бабушкой едут в Италию, где девочка знакомится с шедеврами классического искусства. В 14 лет Тамару отправляют на учебу в Швейцарию, после которой она попадает в Петербург.

Первые успехи

В Петербурге произошло знакомство Тамары с первым мужем, Тадеушем Лемпицким, от которого художница родила единственную дочь – Кизетту. Забегая вперед, нужно сказать, что девочка больше интересовала мать в качестве модели, чем в качестве дочери. Обычно девочка жила с бабушкой и мать видела очень редко. Зато художница написала множество ее портретов.

Во время революции Тадеуш чудом избежал расстрела, и семья эмигрировала во Францию. Здесь Тамара Лемпицка начинает брать уроки живописи у А. Лота и М. Дени. Вероятно, унаследовав от отца предпринимательский талант, она довольно быстро научилась продавать свои картины с большой выгодой и устраивать выставки. В 1922 году художница уже активно сотрудничает с Осенним Салоном и Салоном Независимых. Первое время на полотнах и в каталогах она подписывается мужским псевдонимом Лемпицкий.

Расцвет

В 1925 году специально для своей первой персональной выставки Тамара Лемпицка пишет 28 картин. Одна работа в это время занимала у нее около трех недель. В равной мере художница любила высокое искусство и высшее общество. Двери модных салонов и вечеринок всегда распахивались перед ней. Она с радостью отдается светским развлечениям, для вдохновения заводит многочисленные романы, может неделями не появляться дома. Тадеуш устал от такого образа жизни и в 1927 году сбежал от супруги в Польшу. Они развелись 4 года спустя, несмотря на попытки художницы его вернуть.

К концу 20-х годов Тамара Лемпицка берет за портрет от 50000 франков. В пересчете на сегодняшний курс это около 20000 долларов. В это время были написаны «Весна», «Кизетта на балконе», «Разгар лета», «Девушка с перчатками», «Сен-Мориц», «Прекрасная Рафаэлла». Это вершина ее славы, после тридцати заказов становилось все меньше, а критики больше. Ар-деко терял популярность, а вместе с ним Лемпицка как художница. Она по-прежнему была желанной гостьей на светских мероприятиях, но неудачи в творчестве серьезно беспокоили ее.

Женщина в зеленом Бугатти

Многие называют эту работу автопортретом, слишком много общего было у самой художницы с портретом. Лемпицка пишет ее в 1929 году. Чуть позже эта работа попадет на обложку Die Dame. Отныне портрет будут считать воплощением эпохи и современной женщины – сильной, независимой, свободной и чувственной. Композиция выстроена по диагонали, что придает полотну динамики. В колорите преобладает сочетание зеленого и стального с охристыми акцентами. Цвета картины сияющие, предельно чистые.

Жизнь в Америке

После брака с бароном Раулем де Куффнером в 1933 году художница Тамара Лемпицка оставила фамилию первого мужа, взяв от второго звучную приставку де. Начинается новый этап ее жизни, на этот раз в Америке. Если в начале десятилетия поездки были эпизодическими, то к началу Второй мировой семья окончательно обосновывается в Нью-Йорке. Сама Лемпицка называла США страной бесконечных возможностей, но к ней она оказалась жестокой. В Америке к ней пристало прозвище «баронесса с кисточкой», критика в пух и прах разносила работы, и заказов с каждым годом становилось все меньше. К тридцатым годам относятся работы «Зеленый тюрбан», «Портрет Иры П.», «Портрет Марджори Ферри», «Соломенная шляпка», «Женщина с голубем». Художница страдает от депрессии и невостребованности. В конце 30–40-х годов все чаще она создает полотна на религиозную тему. Наиболее частый мотив – скорбящая Богоматерь со слезами на глазах. В 1930 году Лемпицка пишет «Терезу Авильскую», одну из своих ключевых работ.

Тереза Авильская

Эта работа написана по мотивам барочной статуи Бернини «Экстаз святой Терезы». Лицо женщины дано очень крупным планом, оно занимает основную площадь работы. На нем читается полная отрешенность от земного мира, погруженность в иные материи. В равной степени на нем читаются и страдание, и блаженство. Подведенные тенью глаза святой контрастируют с полными, чувственными, «земными» губами.

Сразу бросается в глаза скульптурность портрета. Все черты лица – глаза, брови, нос, складка губ – тонко и четко очерчены. Возможно, портрет даже более скульптурен, чем статуя, послужившая прототипом. Фактурно прорисованы складки покрывала на голове святой Терезы. Накидка настолько объемна, что выдается из плоскости полотна.

В колорите картины два основных цвета: стальной и охра. Однако оно не выглядит бедным из-за обилия полутонов в мастерской работе со светотенью. Цвета яркие и чистые, как и на других полотнах Лемпицкой, кажется, что не светятся. Картина очень выразительна эмоционально, в ней чувствуется не только хорошее владение техникой, но и глубокая эмоциональная вовлеченность художницы.

Закат карьеры

29 счастливых лет провела Лемпицка в браке с бароном. Это был самый страстный поклонник творчества художницы, он боготворил ее и ее картины. Когда он умер от сердечного приступа в 1962 году, Лемпицка написала, что потеряла все. Она выстроила роскошный особняк в мексиканской провинции и переехала туда насовсем. До последних дней она была окружена роскошью и молодыми людьми. С ней рядом была дочь Кизетта, простившая невнимательность матери, и внучки. Среди последних работ художницы «Сюрреалистическая рука», «Портрет Франсуазы Саган», «Чаша с виноградом».

В 1972 году прошла масштабная выставка художницы в Люксембурге. Здесь были выставлены ее лучшие полотна, написанные в период расцвета. Неожиданно для всех и для самой художницы выставка приобрела оглушительный успех среди молодого поколения. Множество заказов на повторение знаменитых полотен получила стареющая Тамара Лемпицка. Картины, выполненные в качестве реплик, к сожалению, значительно уступали оригиналам. С годами художница утратила былую уверенность руки и четкость цветовосприятия.

Лемпицка скончалась в возрасте 81 года, в 1980 г. Несомненно, ей было бы приятно узнать, что сегодня она вновь входит в плеяду самых дорогих художников. Регулярно проводятся ретроспективные выставки. Ее работы находятся в частных коллекциях многих влиятельных людей. Мадонна – один из самых преданных ценителей ее творчества. Прах художницы, как она и завещала, был развеян над мексиканским вулканом Попокатепетль. Для потомков Лемпицка навсегда останется символом ар-деко и бурного начала ХХ века.

Комментарии