Биография и творчество Василия Поленова

Культурная среда с младенчества окружала Василия Поленова. Поэтому не удивительно, что развитие и становление его дарований было многогранным: талант живописца сочетался в нем с дарованием архитектора и музыканта. Он был просветителем, театральным и общественным деятелем. Фото Поленова Василия Дмитриевича с портрета его друга и почитателя И. Репина представлено ниже.

Детские годы

Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927) родился в Петербурге в дворянской семье, в которой из поколения в поколение предавались культурные традиции. В кабинете художника висел портрет его деда - писателя, первого устроителя государственного архива, участника первой Отечественной войны, и отца - историка, секретаря Русского археологического общества, много занимавшегося памятниками прошлого России. Мать рисовала и писала детские книги. Все дети были способны к рисованию, и с ними занимались педагоги из Академии художеств. Кроме того, детей учили музыке. Впоследствии Василий Дмитриевич будет по вечерам музицировать и сочинит романсы на слова Лермонтова. Детство Василия Поленова было счастливым и безоблачным.

Учеба

В 1863 году после окончания гимназии В. Поленов поступает в Петербургский университет. Но его притягивает живопись, поэтому он посещает Академию художеств. Вольнослушатель Поленов занимается не только рисунком, но и слушает лекции по истории искусства, по анатомии, по начертательной геометрии. Он успевает заниматься музыкой (поет в хоре Академии) и является завсегдатаем оперы и концертов. В 1868 он продолжает учебу в университете на юридическом факультете и, занимаясь живописью, в 1871 году получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Аира». На эту же тему пишет картину Илья Репин.

Во Франции

После этого Василий отправляется на длительное время для учебы за границу. Вместе в Репиным он работает над пейзажами в местечке Вёль, а в 1876 году в Париже заканчивает произведение «Арест гугенотки». Его еще часто называют «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон».

На полотне изображена скромная и стойкая женщина, готовая взойти на костер или положить голову на плаху за свои убеждения. Она тверда в своей вере и не отступится от нее. Не менее ревностно относятся к католицизму те, кто пришли ее арестовать и отправить на суд. Эти страшные и кровавые годы религиозных войн во Франции изображены в темных, давящих на зрителя тонах. Колорит картины предельно мрачен. Тяжелы каменные своды, из-под которых выходит юная графиня. Светом выделено ее печальное лицо. Она не поднимает глаз на своих конвоиров, которые исполнены гордостью, поскольку они делают святое дело – борются с врагами святой Матери-Церкви. Холодом и безнадежностью веет от всего произведения. Художник-гуманист, живя во Франции, проникся глубоким пониманием исторической эпохи, которую перенес на полотно. За эту работу на родине он получил звание академика. Там же, во Франции, он навсегда подружился с И. Репиным и близко познакомился с И. Тургеневым. Общение с властителем дум, певцом природы и человеком из дворянского гнезда скажется на творчестве Василия Поленова.

Отъезд на Балканы

В 1876 году Поленов вернулся в Россию, но не задержался в ней. Он увлечен идей единения славянских народов на Балканах. В. Поленов едет сначала на сербско-турецкий фронт, потом на русско-турецкий. Как доброволец, он принимает участие в боевых действиях против турок. Он отмечен двумя наградами – золотым сербским Таковским крестом и медалью «За храбрость». С театра военных действий он привозит картины, зарисовки, этюды, на которых изображены преимущественно сцены военного быта, сербские и черногорские деревни, характерные национальные типы.

В Москве

Вернувшись на родину, В. Поленов переезжает из Петербурга в Москву. Именно в Москве и Подмосковье он открывает ту действительность, которая до сих пор радует зрителя. Здесь он пишет свои первые шедевры, которые явят яркий самобытный талант Василия Поленова.

«Бабушкин сад» (1879)

Художник создал пейзаж, совмещенный с жанровой сценкой. Тургеневскую поэзию старых запущенных усадеб видит зритель на полотне.

Уютный деревянный особняк с выщербленными ступенями уносит зрителя в ностальгические воспоминания о его былом великолепии и балах и приемах, которые он видел, и в которых участвовала его тогда еще молодая и красивая хозяйка. Теперь же она, согбенная возрастом, одетая по моде начала века, тихо идет по песчаной дорожке в сопровождении внучки или даже правнучки. Девушка бережно поддерживает старушку. Они сливаются с окружающим их садом. Эта элегия, эта лирика и созерцательность в серебристо-розовых, сиреневатых и зеленых тонах, которую создало мастерство живописца, открывает нам не только обаяние прошлого, но волшебство завораживающих красок. Эта картина была принята всеми сразу и безоговорочно. Не так было с более монументальным произведением, которое художник написал двумя годами раньше.

«Христос и грешница» (1877)

Мастера волнует тема прав женщины, попранных социальной несправедливостью и религиозным фанатизмом. Христос изображен обыкновенным земным человеком.

Церковная цензура обвиняла автора в оскорблении религиозных чувств верующих. Были поэтому попытки запретить данное произведение, которые встретили отпор общественности. Автором многих работ стал художник Василий Поленов, картины которого будоражили общество.

Жизнь на Оке

В 90-х годах В.Д. Поленов приобретает пустой песчаный бугор на берегу Оки. Здесь он строит дом по собственному проекту, разбивает прекрасный сад и вдохновенно пишет милые его сердцу пейзажи Оки. Особенно любит Поленов Василий Дмитриевич картины осени, когда природа расцвечена всеми красками: золотом, багрянцем, остатками зелени.

«Золотая осень» (1893)

На полотне изображена не сырая осень, а сияющее золотое лето. Еще тепло, и мерно катит свои воды спокойная Ока по широким равнинам.

Прибрежный лес, приокские дали, крошечная церквушка вдалеке – это обобщенный образ родины.

«Ранний снег» (1891)

Это первая значительная работа живописца, когда он переселился в Бёхово на Оку. Неожиданно выпал снег. Деревья и кустики еще не сбросили своей листвы, а небо уже затянуло низкими снеговыми тучами.

Ока еще не покрылась настоящим льдом, а только подернулась тонкой ледяной корочкой. Но уже в воздухе чувствуется морозное предзимье.

Так вместе со всей своей большой семьей (супруга и пятеро детей) последние годы жизни провел В. Д. Поленов на Оке. Там он создал музей. Теперь он называется «Поленово». Там же и похоронен под скромным олонецким крестом, рисунок которого создал сам. Биография Поленова Василия Дмитриевича наполнена одухотворенным восприятием жизни. Он успел состояться и как художник, и как музыкант, и как семьянин.

Комментарии