Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Ранее на том месте, где сейчас находятся Московские Триумфальные ворота, в СПб была застава. Такое название достопримечательности дано потому, что от этого места начиналась дорога в российскую столицу. Триумфальная арка представляет особую важность для всей страны и Петербурга в частности, так как ее возведение было ознаменовано победой русской армии над турецкими и персидскими войсками.
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: история возникновения
Инициатором строительства данного архитектурного сооружения был сам Николай I. Император распорядился о такой необходимости после того, как было успешно подавлено восстания Речи Посполитой и завершены военные кампании с Турцией и Персидским царством.
Установка ворот на Московском проспекте должна была состояться еще раньше. Об этом начали думать в 1773 году. Тогда проект разработали два специалиста: зодчий Шарль-Луи Клериссо и ваятель Этьен Морис Фальконе. В 1781 году они сдали свой план строительства для ознакомления императору, но на детальном изучении все и закончилось.
Вернулись к этому вопросу только спустя ровно полвека. В 1831 году Николаем I были рассмотрены два проекта: российского архитектора Стасова Василия Петровича и итальянского специалиста Альберта Катериновича Кавоса. План последнего император счел слишком дорогим, поэтому утвердили разработку отечественного зодчего. Тем более что к тому времени Стасов уже реализовал Нарвские ворота – еще один свой грандиозный проект.
Московские Триумфальные ворота в виде карандашного эскиза Николай I одобрил в 1833 году. Немедля Василий Петрович начал прорабатывать более мелкие детали, так как в проекте был представлен лишь фасад. Он советовался со специалистами в области литья, и совместно с ними архитектор принял решение именно отлить ворота, причем, частями, по технологии греков.
Подготовка к возведению Московских Триумфальных ворот в Петербурге
В 1834 году началась подготовка к строительству. В этот год Николай I определяет место возведения монумента, вносит некоторые поправки относительно высоты верхней части объекта и ширины проема между колоннами. Проект снова утверждается, в том числе и его расположение, и рабочие приступают ко второму подготовительному этапу.
Стоит отметить такую важную особенность: для того чтобы наглядно показать императору, как будут выглядеть Триумфальные ворота, создали деревянный макет. Он имел натуральную величину и ширину, в связи с чем император мог выявить недостатки. Но таковых не было. Поэтому Николай I только внес некоторые поправки и утвердил проект.
Далее по просьбе Стасова на литейном заводе изготовляют колонну. Всего предполагается создание 12 таких элементов. Император снова дает «добро», деревянное строение сносят, и начинают готовить место, где будут стоять Московские Триумфальные ворота.
Началось все с обустройства дна котлована. Сначала его очень усердно утрамбовали, затем выложили почти 600 каменных блоков, которые остались на месте предполагаемого, но так и не реализованного проекта колокольни на территории Смольного двора. После этого начали закладывать плиты, общая высота которых составила 4 м.
Когда котлован был готов, для торжественной закладки ворот пригласили важных особ и, конечно, самого императора с архитектором Стасовым. На дно ямы сыпали моменты разного достоинства и бросали камни, где были высечены имена присутствующих. Это событие произошло в начале сентября 1834 года.
Начало строительства
Так как было решено отливать ворота, основная работа происходила на литейном заводе. Стасов на протяжении всего времени находится там вместе с рабочими, что-то подсказывал, корректировал, в общем, руководил процессом, потому что задача стояла непростая. Требовалось производить колонны частями, и каждая из них состояла из 9 блоков. Это было гениальным решением, потому что так было проще работать и на заводе, и непосредственно на месте строительства, а также транспортировать элементы.
Здесь же из меди отливали капители, украшающие Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Один такой элемент имел вес больше 16 тонн, а 1 чугунная колонна – почти 82. Общий вес конструкции составляет порядка 450 тонн. На тот момент это было первое чугунное сборное сооружение в мире с такой огромной массой.
Военными украшениями ворот (символикой и горельефами с изображениями гениев Славы) занимался скульптор Орловский. Также на аттике можно видеть надпись из накладных бронзовых позолоченных букв. Текст собственноручно разработал и написал император: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах».
Торжественное шествие полков под воротами прошло в 1878 году в присутствии горожан. Как нередко говорят в искусстве, этот проект увенчал архитекторскую карьеру Стасова Василия Петровича.
Образ Московских Триумфальных ворот
Монумент состоит из 12 колонн длиной по 15 м каждая. Общая ширина сооружения составляет 36 м, а высота – 24 м. Московские Триумфальные ворота венчает фриз с установленными на нем тридцатью гениями Славы, держащих в руках гербы губерний Российской Империи. Они были выбиты из листов меди и еще больше подчеркивают триумфальную тему.
Разобранная достопримечательность
Совпадение ли? В 1936 году с целью переноса монументальных ворот в новое место (планировалось сместить центр города в южную сторону) они были полностью разобраны и убраны. Но с приходом Великой Отечественной войны планам не суждено было сбыться, а потому возвращение достопримечательности в прямом смысле на землю состоялось лишь в 1961 году. Таким образом, сами того не подозревая, петербуржцы спасли металлический монумент.
Годы войны и период восстановления
Когда шли ожесточенные бои, чугунные элементы были использованы для оборудования сооружений против танков. Блокады устанавливали на всех въездах в Петербург. После завершения войны найденные элементы восстановили, утраченные части воссоздали (их было большинство), и в 1961 году вновь соорудили Московские Триумфальные ворота. Занимались этим архитекторы Иван Капцюг и Евгения Петрова.
С того момента работы, связанные с аркой, производились единожды – в 2000-2001 годах. Пока реставрационных работ больше не было.
Отзывы туристов о Триумфальных воротах на Московском проспекте
Туристы и местные жители считают, что посещение монументальных ворот и даже проезд мимо дарит чувство триумфа, победы, феерии и просто праздника. Не зря же они были созданы в честь побед российской армии над вражескими войсками. Вечером включается освещение, и ворота начинают играть яркими разноцветными огнями. Некоторые гости северной столицы называют подсветку не очень хорошей, говоря, что она могла быть и лучше.
Петербуржцы считают, что каждый россиянин, который трепетно относится к истории и чтит память павших в войнах героев, должен обязательно посетить данную достопримечательность.
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: адрес
Если добираться до монумента на метро, необходимо доехать до станции "Московские ворота". Выход из подземного тоннеля выводит на одноименную площадь, где и стоит достопримечательность, в самом центре. Подойти к ней затруднительно – с четырех сторон активное автомобильное движение.
Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, фото которых было представлено в этой статье, своим внешним видом придают городскому пейзажу немного суровости, ведь они полностью созданы из металла. С другой стороны, они никак не портят архитектурный облик города, напротив, гармонично сочетаются с окружением и притягивают к себе внимание. Будучи в Петербурге, нужно обязательно увидеть монументальные ворота, украшающие один из главных проспектов северной столицы.