Понятие и признаки финансовых пирамид. Уголовная ответственность за финансовые пирамиды

Словосочетание «финансовая пирамида» стало воплощением обмана и мошенничества. Однако и сегодня такой способ построения бизнеса продолжает использоваться во всем мире. Предприниматели придумывают все новые способы, и явление это исчезать не собирается. Каковы же признаки финансовых пирамид? В чем их суть? Рассмотрим подробнее.

Механизм пирамид

Построение бизнеса в форме пирамиды предполагает вовлечение все более широких слоев инвесторов, которые обеспечивают стабильность и доходность системы. Схема финансовой пирамиды достаточно проста: новые вкладчики обеспечивают доходность вложений предыдущих инвесторов. Чем выше уровень вхождения, тем большая вероятность извлечения прибыли. Почти нулевые шансы получить деньги у тех, кто находится в основании пирамиды, а их, как это очевидно, большинство Наибольшую прибыль извлекает тот, кто стоит на вершине, и, возможно, около верхушки. Пирамидальное инвестирование не всегда является мошеннической схемой, но оно всегда уязвимо. Даже небольшой сбой в работе системы может привести к ее краху. Чаще всего обрушение происходит в том случае, когда один или несколько крупных вкладчиков хотят изъять инвестиции.

Есть несколько подходов к оценке природы пирамидальных финансовых построений: во-первых, такие предприятия могут иметь различную организационно-правовую форму, во-вторых, они являются растущей системой долговых обязательств - чем дольше сможет продержаться такая фирма, тем больше она накопит долгов; в-третьих, пирамида может рассматриваться как вид мошенничества, хотя есть некоторые случаи, когда такие конструкции создавались с благими целями. Но всегда они выступают средством быстрого обогащения, поэтому вызывают вопросы у представителей закона.

Главные признаки финансовых пирамид

Говоря о пирамидальном бизнесе, следует отметить, что он может быть очень разнообразным, и сразу распознать аферу бывает очень непросто. Первым важнейшим признаком финансовых пирамид является отсутствие уставного капитала. Все выплаты дивидендов происходят за счет привлечения новых вкладчиков. Этот вид бизнеса является высокорискованным для всех участников, кроме организаторов, но он бывает очень соблазнительным для инвесторов, так как создатели таких схем всегда гарантируют быстрый и высокий доход. Именно гарантии являются ведущим признаком, так как для законных финансовых схем всегда есть риски, поэтому гарантий в них не дают. Обычно у таких организаций нет никаких лицензий на осуществление финансовых операций. Они предлагают к продаже не привычные финансовые продукты, а некие собственные изобретения: акции, договоры займа. Также приметой пирамидальной схемы является пункт в договоре о том, что в случае краха фирмы вкладчик не получает ничего и не имеет права предъявлять претензии. Также есть признаки финансовых пирамид, связанные с продвижением: они всегда очень активно, даже порой агрессивно рекламируются; очень много сил и времени организаторы уделяют пиар-акциям. Чтобы скрыть отсутствие реальной инвестиционной или производственной деятельности, организаторы используют в своей речи много специальной лексики, они создают иллюзию тщательной продуманности и обоснованности схемы. При любых попытках углубиться в изучение особенностей работы компании появляются заявления о коммерческой тайне. Вкладчики организуются в своеобразное сообщество единомышленников, участники схемы мотивируются к вовлечению новых игроков. За это им нередко предлагают дополнительные бонусы, чаще всего в виде дополнительной доли участия в бизнесе - в форме пакета акций например.

Разновидности финансовых пирамид

Существует несколько попыток классифицировать пирамидальные финансовые построения. Эти схемы постоянно совершенствуются и модернизируются, поэтому охватить все виды в рамках одной типологии вряд ли удастся.

По способу организации бизнеса можно выделить «чистые» пирамиды, которые вообще не ведут никакой деятельности, кроме регистрации участников и сбора средств, и «закамуфлированные» под самые разные виды бизнеса: фонды, клубы, сети. Также можно разделить такие компании по заявляемой цели сбора средств: одни предлагают заработок и вовлекают людей обещаемой прибылью, другие работают под видом инвестиционных проектов, клубов взаимопомощи. Некоторые маскируются под компании, выполняющие продажу каких-то товаров или услуг (чаще других в них фигурирует рынок "Форекс"). Есть пирамиды, мимикрирующие под социальные предприятия или некоммерческие фонды.

Сегодня часто можно встретить организации, которые представляют себя как потребительские кооперативы или альтернативные программы официальным ипотечным и ссудным предприятиям. Сегодня чуть ли не каждый день возникает новая пирамида, и для их размножения огромные возможности предоставляет интернет. Это позволяет разделить такие схемы на онлайн и офлайн-конструкции. Также возможно разделить пирамиды по преднамеренности нанесения вреда гражданам: есть компании, которые изначально создаются с мошенническими намерениями, а существуют большие инвестиционные проекты, которые задумывались, как реальный бизнес, но в результате ошибок и просчетов превратившиеся в пирамиды. Часто последние приводят к появлению финансовых «пузырей» - необоснованно высокого потока инвестиций в проект, которые могут спровоцировать потерю контроля и разрушение компании.

Особую категорию составляют официальные пирамидальные системы, которые поддерживаются государством, например именно так устроены пенсионные фонды во многих государствах. Нынешние пенсионеры получают пособие за счет взносов будущих нетрудоспособных граждан. Несмотря на то что руководство стран рассказывает о различных инвестициях средств пенсионных фондов, но зачастую таковых почти нет, так как пенсионная нагрузка в развитых странах становится все выше: продолжительность жизни растет, количество трудоспособного населения сокращается, поэтому инвестировать пенсионным фондам просто нечего, и есть значительные риски обрушения данных схем.

Реклама и продвижение

Важные признаки финансовых пирамид – это особая рекламная активность. Этим фирмам нужен очень быстрый рост вкладов, чтобы люди не успевали начать требовать дивиденды, и в то же время чтобы быстро формировался большой объем средств. Этим целям служит массированная реклама финансовых пирамид, которая имеет свою специфику. Такие рекламные кампании апеллируют к эмоциям человека; они стараются усыпить его рациональную часть и призывают совершить действие, не раздумывая. Рекламные коммуникации обычно строятся вокруг какой-то персоны, часто привлекаются звезды и авторитетные личности. Очень редко можно узнать реальных руководителей пирамиды. Все сообщения построены на бесконечной мотивации потребителя: ему рассказывают о том, как он, ничего не делая, может быстро разбогатеть, и приводят неясное объяснение. Цель рекламы – подтолкнуть к немедленному, иррациональному действию, и она работает, как отключающий критическое мышление механизм. За счет навязчивости, агрессивной демонстрации близкого успеха и простоты и рассказа о том, что многие уже достигли успеха, а вы можете не успеть, создается ажиотажный спрос.

Большое внимание в таких организациях уделяется PR-акциям: у них всегда отличные презентации, впечатляющие публикации в СМИ. Коммуникации часто строятся вокруг какого-то бренд-персонажа, который призван вызывать доверие.

Мировой опыт

Наши финансовые пирамиды 90-х, конечно, не были новым изобретением. Мировую экономику до этого уже неоднократно потрясали громкие обрушения компаний и разорения граждан. Первым в истории создателем финансовой пирамиды считается Чарльз Понци, сегодня его имя стало нарицательным и является обозначением подобных схем. Он в 1919 году он придумал схему обмена международного обмена купонов, которая должна была приносить огромные прибыли. Ему удалось найти нескольких инвесторов, которым Понци пообещал 45% прибыли всего за 3 месяца. Он не собирался проводить никаких обменов купонов, тем более что их нельзя было обменивать на деньги, а только на почтовые марки. Но схема заработала, вкладчики просто не потрудились вникнуть в суть предложения и стали приносить деньги. Понци начал выплаты первым вкладчикам - и это подстегнуло ажиотаж, деньги потекли рекой. Обрушила пирамиду публикация в газете, в которой журналист посчитал, что купонов, купленных на вложенные деньги, должно быть в несколько раз больше, чем это возможно физически. Вкладчики бросились за деньгами, компания остановила деятельность. На счетах Понци были обнаружены деньги, которые были поделены между пострадавшими. Им удалось вернуть около 40% своих вложений, и это был еще не худший вариант развития событий в истории.

После этого мир финансов знал еще немало пирамидальных схем. Самыми знаменитыми из них стали схемы Лу Перлмана, международный банк Стэнфорда, компании L&G и Yingkou Donghua Trading, муравьиные фермы В. Фэна и многие другие.

Одну из крупнейших пирамид-долгожителей создал в США Б. Мэдофф. Его компания считалась успешным инвестиционным проектом, сюда приносили деньги очень известные люди и многие крупные банки мира. В течение 20 лет Мэдоффу удавалось балансировать, выдавая проценты за счет постоянного привлечения инвестиций. Все закончилось неожиданно, после того как сыновья финансиста рассказали о сути предприятия их отца. В частном разговоре он им рассказал о секрете своего успеха, а они донесли на него в полицию. Мэдофф долго находился под следствием, и в возрасте 71 года был осужден на заключение сроком в 150 лет.

Российская история пирамид

Родоначальником пирамидальных построений в России стал Мавроди Сергей Пантелеевич. В царской России были незначительные финансовые пирамиды в виде касс взаимной поддержки и мифических инвестиционных проектов, однако большого размаха они не достигли. В СССР не было возможности частных инвестиций, и поэтому о таких аферах не могло быть и речи. Финансовые пирамиды в России расцвели в период перестройки. Людей обуревала жажда заработков, и поток мошенников не преминул этим воспользоваться.

Самыми известными и крупными пирамидами, кроме МММ, стали компании «Хопер-инвест», «Властилина», «Чара-банк», банк «Русский Дом Селенга», «Тибет». От их деятельности пострадали десятки миллионов граждан. У них были изъяты триллионы рублей, которые так и не вернулись ни в каком объеме. Опыт 90-х годов с громкими обрушениями пирамид, судебными разбирательствами и поиском виновников по всему миру на некоторое время снизил рост таких схем. Но с 2010-х годов начинается новый виток в истории пирамид, которые расцветают благодаря интернету и выдумке предпринимателей.

МММ

В 1992-м Мавроди Сергей Пантелеевич и его брат с женой создают компании. МММ, которая продавала собственные акции и билеты, гарантировала доход до 200% в месяц. Компания сама устанавливала цену на акции, ни в какой свободный оборот они не пускались. Акционеры не получали на руки никаких финансовых документов, подтверждающих факт покупки. Акционер мог продать акции компании и получить прибыль. Основная суть финансовых пирамид – это привлечение вкладчиков, и МММ с успехом воспользовалась этим механизмом. Население в эту пору было катастрофически финансово безграмотно и очень доверчиво, и на этом и сыграл Мавроди. Два года компания расцветала и богатела, некоторые вкладчики успели получить доход и тем самым способствовали популярности компании. МММ отличалась креативным подходом к рекламе: мини-сериал про Леню Голубкова и его родных стал настоящим мотивирующим фильмом для простых людей, а фраза: «Я – не халявщик, я – партнер» ушла в народ. В 1994 году к МММ появились претензии по невыплате налогов, но Мавроди отрицал эти обвинения. Все это спровоцировало панику среди вкладчиков, начинается обвальное обращение акционеров за деньгами. В 1997 году МММ было признано банкротом, а создателя пирамиды обвинили в мошенничестве. Всего от деятельности МММ пострадали почти 15 миллионов человек, но официально пострадавшими были признаны лишь 10 тысяч. Ущерб оценен в 3 миллиарда рублей.

Новые возможности

Появление интернета привело к новому витку развития пирамидального типа бизнеса. Причиной того, что финансовые пирамиды в интернете стали столь популярны, является возможность для создателей сохранять свою анонимность. В Сети есть немало инструментов для перечисления денег, которые слабо отслеживаются регулирующими органами. Этим и пользуются мошенники. Самый распространенный вариант финансовых схем в интернете – это хайпы. Эти инвестиционные программы с очень высокими рисками сегодня предлагают в интернете вложить деньги в некие доходные программы. Но на самом деле прибыль получается за счет привлечения все новых игроков. Организаторы пирамид в интернете уверяют, что риска в их схемах нет никакого, так как количество потенциальных участников еще очень велико. Но этот аргумент не работает, так как любой инфоповод может спровоцировать панику и обрушение пирамиды. Также в сети сегодня можно встретить и традиционные модели пирамид, их называют скамами (от слова обман). Такая инвестиционная пирамида рассчитаны на доверчивость людей, которые ничего не проверят и перечислят деньги. Есть модели, которые маскируются под игры, в которых предусмотрена продажа каких-то атрибутов игры. Мошенники каждый день запускают все новые проекты в сети и почти всегда остаются безнаказанными.

Самые известные финансовые пирамиды в интернете

Самыми известными интернет-пирамидами на сегодняшний день являются игры «Семь кошельков», NewPro и MoneyTrain, виртуальная биржа «Stock Generation», организованная печально известным С. Мавроди, платежные системы Perfect Money и Liberty Reserve, инвестиционная пирамида WholeWorld и многие другие.

Сетевой бизнес и пирамиды

Напуганные обыватели сегодня не хотят просто вкладывать куда-то деньги, поэтому пирамиды стали конспирироваться под сетевой бизнес, который хотя тоже воспринимается не очень позитивно, но все же есть ряд людей, готовых вложиться в него. Между пирамидами и сетями есть немало схожих черт, однако есть и различия. Чтобы отличить мошенническую схему от реального бизнеса, стоит понимать, в чем же между ними заключается разница. МЛМ-бизнес всегда продает реальный продукт. Он может быть разного качества, но все же он всегда находит покупателя. Здесь не требуют слишком большого вступительного взноса. Могут предложить купить стартовый пакет продукции - тогда его цена должна быть обоснованной и обычно льготной для новичков. Сетевая компания имеет реальный адрес, без проблем показывает учредительные документы, обычно не скрывает своих первых лиц. Доход в МЛМ-бизнесе зависит от усилий и активности продавца в продажах, а не только от количества привлеченных людей.

Правила осторожности

Чтобы не попасть на крючок к мошенникам, стоит помнить о простых мерах предосторожности. Не следует поддаваться на обещания гарантированного дохода, в современном мире финансов не может быть никаких гарантий. При вступлении в партнерскую программу нужно оценить размер отчислений «наверх». В торговых компаниях он не превышает 5%, если же обещают отчислять 10% и более, то это должно насторожить. Куда бы вы ни понесли деньги, нужно тщательно проверить учредительные документы, адрес и контакты компании. Следует помнить, что отзывы в интернете могут модерироваться и управляться владельцами пирамиды, поэтому не стоит им слепо доверять.

Ответственность

Если у человека возникает вопрос: как создать финансовую пирамиду? То ему можно порекомендовать следующее: подумать об ответственности за свои действия, и только после этого приступить к действиям.

Во всех странах мира с разным успехом борются с финансовыми мошенничествами. В России предусмотрена уголовная ответственность за финансовые пирамиды. Поправки к законодательству прошли долгий путь и только в 2016 году они, наконец, были подписаны президентом РФ. Главное наказание для создателей такого вида бизнеса – это штрафы. При привлечении более 1,5 миллионов рублей штраф составит 1 миллион. Если пирамида крупнее 6 миллионов, то и взыскание будет больше – 1,5 миллиона рублей, а также принудительные работы и даже лишение свободы. Трудность привлечения мошенников к ответственности состоит в том, что закон о финансовых пирамидах называет только следующие 5 видов пирамид:

1. Те, кто не скрывает своей сущности (как это было с МММ).

2. Компании, представляющиеся как законная альтернатива ипотечному и потребительскому заимствованию.

3. Фирмы, которые конспирируются под ломбарды, микрофинансовые и кредитные организации.

4. Компании, которые под видом услуг по страхованию, рефинансированию, урегулированию долгов перед различными заемщиками требуют большие входящие взносы.

5. Организации, которые выдают себя за игроков финансового рынка, в частности участников рынка валют Forex. А этот перечень не исчерпывает всего разнообразия компаний, которые действуют по принципу пирамид.

Комментарии