Спектакль "Все оттенки голубого" , "Сатирикон": отзывы зрителей, описание и рецензии
В августе 2015 года в московском театре «Сатирикон» прошла премьера спектакля, поставленного режиссером Константином Райкиным по пьесе красноярского драматурга Владимира Зайцева. Предложил зрителям театр «Сатирикон» «Все оттенки голубого». Отзывы на спектакль можно встретить диаметрально противоположные, от восторга до полного неприятия.
Мир в оттенках голубого
Между романом «Все оттенки голубого», написанным японским писателем и кинорежиссером Мураками Рю в 1976 году, и одноименным произведением красноярского драматурга Владимира Зайцева, увидевшем свет в 2014-м, можно провести параллели. По меньшей мере одну: оба произведения о том, как нелегко быть молодым. Как страшно оказаться один на один с проблемой выбора: жить, как все, или...
Японец Мураками Рю благословил героя своего романа на бессюжетные "хипповые" истории из разряда «секс, наркотики, рок-н-ролл». Монотонные галлюцинации маргинального паренька из 1970-х описывают жизнь небольшой юной компании, участники которой не понаслышке знают, что такое групповой секс, «передозы», суицид.
По сравнению с зарубежным «прототипом» российский мальчик без имени (Мальчик – арт. Н. Смольянинов, спектакль театра "Сатирикон" "Все оттенки голубого") – просто ангел. Он не употребляет наркотики, ему чужда «групповуха». Но однажды он понял, что не такой, как все, и в свои шестнадцать решил признаться миру в лице родных и близких, что его совершенно не волнуют девочки, он гей.
Спорным назвали многие спектакль "Все оттенки голубого" ("Сатирикон"). Отзывы критиков и просто благодарных зрителей таят много хорошего. Например, что актеры гармонично вжились в образы. Никита Смольянинов очень убедительно передает ощущение ослепительной чистоты грешной (на чей-то взгляд) души своего героя, весь ужас и душевную боль, которые обуяли Мальчика, когда он понял, что так нельзя, а по-другому невозможно.
Паренек преодолел свой страх и открылся близким, но пал жертвой своего признания. Примечательно, что в драматичных поворотах событий, развивающихся на сцене, нашлось место веселым шуткам. Так что повествует постановка «Все оттенки голубого» о трагичном с юмором.
Первый акт построен как прочтение пьесы. Текст не так шокирует неподготовленного зрителя, как "картинка", поэтому никакого действия, только читка. Впрочем, и в дальнейшем никто не увидит ни обнаженной натуры, ни поцелуев.
Все может быть
Райкин-младший взялся за тему, далекую от тех, которые выбирал его знаменитый отец. Но времена и нравы изменились. Невозможно отрицать: в российском обществе давно назрела потребность переосмысления ряда стереотипов, существующих в такой важной сфере, как межличностные отношения. Нужно ли резко осуждать "не таких"? А может, необходимо смириться с тем, что они имеют право выбора, как и другие? Содержат ли на "Все оттенки голубого" ("Сатирикон") отзывы ответы на эти животрепещущие вопросы?
"Сатирикон" постарался на славу: острая тема, высвеченная раскаленной рампой, всколыхнула почтенную публику. На спектакль "Все оттенки голубого" поспешили все, кому за 20 (рейтинг пьесы 21+). А ведь еще недавно считалось, что "у нас в стране секса нет, а есть любовь". Случись тогда такой взрослый Мальчик - он был бы сурово наказан и осужден. В Советском Союзе много говорили о красных и белых, но не о голубых.
Достоинства и добродетель - лишь продолжения пороков и недостатков. Об этом, в некотором смысле, повествуют "Все оттенки голубого" в театре "Сатирикон". Отзывы о спектакле подтверждают это. Многие зрители убеждены, что на очередном витке своего развития Мальчик осознает, что заблуждался. Или не осознает? Да и заблуждался ли он?
Вопросы, вопросы, и нет на них однозначного ответа. Наверное, поэтому, словно сложные задачи по алгебре, одолевают их критики, журналисты, зрители, посмотревшие "Все оттенки голубого" ("Сатирикон"). Отзывы на спектакль - их попытка решить серьезный жизненный "пример".
Акценты расставлены: надо быть терпимее!
Хватает в России и нетерпимцев ко всему нетрадиционному, в том числе и сексуальной ориентации. В Петербурге, в «Балтийском доме» в феврале 2016 года проходила постановка «Все оттенки голубого» (театр "Сатирикон"). "Отзывы" были особой, террористической направленности. После первой сцены в дежурную часть полиции поступил тревожный телефонный звонок: православные активисты сообщили, что в зале заложена бомба. Зрителей эвакуировали, здание обследовали, взрывного устройства не было.
По мнению депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова, адская машина заложена не под зрительское кресло, а под нравственное здоровье нации. Что же, как говорил один из героев Аркадия Райкина, "могет быть". Мнение имеет право на существование. Сам спектакль «Все оттенки голубого» в «Сатириконе», отзывы театралов о нем - это своеобразная педагогическая поэма, где каждый воспитатель ищет и находит собственные методы формирования личности, своей в том числе.
Но акценты режиссером расставлены: «Оттенки голубого» – призыв к поколению родителей быть терпимее, мягче, не навязывать детям своих представлений о жизни. Да, мир не прост, он не хочет быть таким, каким его рисуют некоторые мамы (А. Стеклова) и папы (В. Большов). Родители Мальчика, давно живущие между собой недружно и отчужденно, предпочитают в воспитании линии без изгибов.
И это пугает зрителя, напрягает, отталкивает от поколения "предков". Хотя есть те, кто считает: "МаПа"-монстр - что ж такого? Частое явление!" Поменяет ли их мнение постановка "Все оттенки голубого" ("Сатирикон")? Отзывы станут гибче, суждения мягче? Вероятно, постановщик рассчитывал на это.
Механические лебеди против живого сердца
Спектакль "Все оттенки голубого" в театре "Сатирикон" называют подвигом Константина Райкина, смелым режиссерским поступком. Зоя Апостольская в рецензии пишет, что спектакль не ищет глубокие экзистенциальные смыслы, а рассказывает о заскорузлых стереотипах.
Журналист считает, что постановка балансирует на грани китча, срываясь в него. Такой стиль выбрали худрук К. Райкин и художник Д. Разумов. При помощи него передается атмосфера жизни, в которой важна не истина, а соблюдение норм. Мальчик выглядит самым нормальным из всех персонажей, не фальшивит.
В ее материале есть мысль о том, что используются неоднозначные художественные приемы без провокационности, присутствуют неожиданные решения. Классическая музыка Чайковского сменяется композицией Бориса Моисеева, по сцене движутся механические лебеди и т. д. Лебедей рецензент назвала надоедливой метафорой, которая утомила многих. И так понятно: скоро зазвучит лебединая песня несчастного подростка.
После того как не помогли методы "амбулаторного" лечения проститутками и художественными выставками, родители отправили сына в психиатрическую больницу. Но правильный ли это шаг? "Все оттенки голубого" ("театр "Сатирикон") выявляют примечательный факт: несмотря ни на что, большинство зрители готовы понять и принять доброго, искреннего Мальчика, а не "правильных предков". Заскорузлые стереотипы отступают.
Что такое хорошо, и что такое плохо
А вот еще рецензии, отзывы. «Все оттенки голубого» («Сатирикон») вольно или невольно активизирует глубокие размышления по поводу сценических откровений Мальчика и других персонажей.
Процесс открытого и добровольного признания своей принадлежности к сексуальному меньшинству вызывает у ряда рецензентов глубокое сочувствие. Они считают: никто не заслуживает гонений только потому, что он другой. Ведь никому не приходит в голову осуждать человека за крупную родинку на носу или слишком большой размер ботинок…
Журналистку Наталью Витвицкую восхитила решительность художественного руководителя «Сатирикона», бросившего вызов существующим социальным нормам и поставившего душераздирающую просветительскую драму о подростке нетрадиционной ориентации.
Витвицкая явно не на стороне "исправителей" - одноклассницы героя Вики (арт. Е. Мартинес-Карденас), мамы-экономиста, папы-военного, бабушки-искусствоведа (арт. М. Иванова), бесогона (экстрасенса). Рецензент рассматривает прецедент с позиции толерантности, отмечает, что на сцене нет пошлости, никто не раздевается, краски намеренно не сгущаются, – все, как в жизни.
А в жизни, как известно, люди веками и тысячелетиями ломают головы над тем, "что такое хорошо и что такое плохо", каждый раз делая разные выводы. Но есть те, кто не одобряет плюрализм, считает необходимым возрождение определенных нравственных маяков. Являются ли таким маячком "Все оттенки голубого" ("Сатирикон")? Отзывы на чужую боль незаскорузлых сердец нынче дороже золота. В них может найтись и ответ на извечный вопрос о границах допустимого.
У каждого есть выбор. Так выбирай!
В СМИ, на лавочке у дома, на молодежной тусовке можно услышать/прочесть мнение о работе, которой лет двадцать назад на театральных подмостках быть не могло в принципе. Теперь тема "ушла в народ". Отзывы о спектакле "Все оттенки голубого" ("Сатирикон") впечатляют прежде всего массовостью.
Что же говорят про спектакль "Все оттенки голубого" зрители? Они утверждают, что он заставил их думать, способствовал внутреннему очищению, избавлению от привычки жестко оценивать всех и вся. Театралы одобряют игру молодых актеров - Никиты Смольянинова, Евгении Абрамовой, Романа Матюнина.
Роли ведутся искренне, достоверно, словно исподволь обучая поклонников Мельпомены великой науке сопереживания, соучастия, несмотря на сложность восприятия темы. До поголовного понимания "нетрадиционности", и это очевидно, еще далеко, да и нужно ли оно? На премьере никто не покинул театр в антракте, как случается. Финал увенчали горячие аплодисменты. Это можно расценить как благодарность режиссеру за то, что он обеспечил ценителям "свободу выбора". Когда есть выбор, человеку легче жить.
Браво!
Отзывы о представлении «Все оттенки голубого» («Сатирикон») касаются и мастерства актеров старшего поколения. В них хвалят Агриппину Стеклову за то, что она так мастерски сыграла чувства матери, узнавшей, что сын - гей. Им нравится Владимир Большов, который достоверно передал смятение чувств кадрового военнослужащего, чья жизнь прошла по гарнизонам, где вряд ли бы сердечно приняли "оттенки голубого".
Да, практически всем жаль Мальчика. Но глядя, как родители прорабатывают схемы отвлечения сына от пагубной привычки, осуждая рвение и авторитарность родителей, зал вдруг чувствует, что жалеет "отсталых стариков", понимает, каким костром эмоций охвачен их разум. Как сложно принять то, что идет вразрез с полученным в детстве воспитанием!
Легко советовать со стороны: «Прояви терпение, понимание». В ходе просмотра спектакля многие подумали: "Как же это непреодолимо!" Люди прониклись чувствами героев, взглянули на происходящее не со стороны, а изнутри. В этом общая заслуга всех: автора пьесы, режиссера, актерского коллектива. В том, что равнодушию при просмотре нет места, можно убедиться лично, придя в театр "Сатирикон". Отзывы зрителей и критиков вам порукой.
Ориентация на «местности»
Любят ли москвичи и гости столицы театр, руководимый К. Райкиным? Отзывы жителей самых разных уголков нашей страны свидетельствуют: любят. Не потому ли, что труппа способна вести честный диалог с поклонниками? В случае если такое взаимодействие есть, актерам и режиссерам легче ориентироваться "на местности".
Особенно когда эта "местность" пересечена такой сложной, непонятной для большинства российских поклонников сцены проблемой, как та, которая была поднята в постановке. Отзывы на спектакль "Все оттенки голубого" в театре "Сатирикон" - символ неравнодушия, неравнодушие - символ веры в то, что Мальчики не останутся одни, их всегда поддержат.
Критика предусматривает некую витиеватость речи: она говорит о «реальности» и «условности», допустимых и недопустимых кренах в постмодерн, уводит читателей к Мураками, Гоголю, моральным нормам и гуманизму. Основная масса современных российских зрителей к витиеватости не тяготеет. Ей уже почти четверть века хочется определенности. Люди пытаются разобраться, как относиться к проблеме нетрадиционной сексуальной ориентации. Какое решение будет верным? И не всегда понимают, стоит ли этот вопрос обсуждать с подмостков сцены.
Константин Райкин считает «Все оттенки голубого» христианской пьесой, осуждающей нетерпимость и гордыню.
Жизнь напоказ и просто жизнь
Некоторые зрители приводят сравнения не столько конкретно-критические, сколько философские. К примеру, если кто-то любит пиво, – это его личное дело. Этот "кто-то" может всю жизнь умеренно употреблять качественный напиток из солода и хмеля, – никто вокруг и знать не будет о его пристрастии. Если некто любит мужа (жену, соседского парня, друга, подругу) – это тоже личное. Почему об этом надо кричать, заявлять, требовать «парадного» признания факта?
Речь не о Мальчике – подросток испуган, удивлен открытием относительно себя самого. Он не знает, что делать, как к этому отнестись. Он нуждается в понимании. И понять подростка – святой долг взрослых. На этом делают акцент зрители.
Известно, что на Руси не пристало мужу с женой целоваться на людях, упоминают они. Значит ли это, что права супругов ущемлялись? Может, все же правильнее ориентировать искусство на "светлую сторону Луны"?
Все равно, все равны?
В России есть закон, защищающий детей от информации, причиняющей вред их здоровью, мешающей нормальному развитию. Согласно этому закону, недопустимо внушать детям, что разнополые и традиционные браки равноценны. Базовые ценности не меняются со временем, они нерушимы. Как с этой точки зрения оценивать постановку?
Спектакль «Все оттенки голубого», в основе которого заложены реальные события, не пропагандирует гомосексуальную ориентацию. Он повествует о том, что люди разучились понимать друг друга. На сцене есть символическая «толпа», осуждающая происходящее, спрятавшись в глубине подмостков. Кто это? Зрители? Различают ли они оттенки голубого, или он для них – сплошной черный?
Одни считают: в том, что «Сатириконе» поставлены «Все оттенки голубого», нет ничего удивительного. Театр не в первый раз шокирует зрителя. Другие уверяют: постановка необычна для детища Константина Аркадьевича Райкина. Игровые постановки сменил психологический спектакль.
Если уж речь зашла о психологии, то именно эта наука изучает мир вне его разделения на черное и белое. Многие критики и зрители считают, что родителям мальчика нельзя было бороться за свою правду, беспорядочно "размахивая мечом" там, где нужен тонкий, избирательный подход. Но всем ли это под силу?
Думайте сами, решайте сами
Близкие Мальчика поняли, что должны стать по-настоящему родными ребенку. Поздно? Лучше поздно, чем никогда... Осознав, что не должны были позволить накачивать парня специальными препаратами, фактически убившими Мальчика, родители увозят сына домой. Семья воссоединяется, но какой ценой! Белый дым на сцене словно поглощает печальное семейство. И в этой пелене непонятно, что будет с главным героем, как сложится его жизнь.
Открытый финал дает возможность зрителям поразмыслить масштабно. Отзывы на спектакль "Все оттенки голубого" в театре "Сатирикон" еще долго будут будоражить общественное мнение. Чаши весов продолжат склоняться то в одну, то в другую сторону. Стоит ли ждать равновесия? Или оно невозможно в большом изменчивом мире?