Психокоррекция - это психологическое консультирование и помощь. Методы психологической помощи
Психокоррекция - это вид психологической помощи, который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.
Специфические особенности психокоррекции
Психологическая коррекция на данный момент времени стала не только привычным явлением, но также и объективной необходимостью. Она подразумевает целенаправленное влияние на поведение человека, его интеллектуальную деятельность, мировосприятие и прочие сферы жизни. Хороший психолог может в корне изменить ситуацию, если речь идет об отклонениях в развитии или девиациях в поведении.
Говоря о цели психокоррекции, стоит отметить, что она заключается в выявлении и искоренении любых дефектов личностного развития человека. Здесь важно понимать ее принципиальное отличие от других распространенных понятий. Она не эквивалентна ни консультированию, ни психотерапии. Коррекция возможна даже в тех случаях, когда человек не просто не осознает своих проблем, но и отказывается это делать. Также возможно целенаправленное расширение мировоззрения человека, его физических и умственных навыков.
Говоря об основных признаках психокоррекции, важно отметить ее дискретность. Имеется в виду, что психолог может воздействовать на глубочайшие внутренние системы, которые функционируют независимо друг от друга. Также важно понимать, что психокоррекция ориентируется на разные возрастные категории. Так, методики, которые используются в работе со взрослыми, будут неэффективными в случае с детьми.
Когда нужна психокоррекция
Задача психокоррекции определяется, во-первых, возрастными и прочими особенностями самого пациента. Также важно учитывать направленность работы (коррекция отклонений, задержек развития и так далее). Так, чаще всего к психокоррекции прибегают в таких случаях:
- раздражительность и возбудимость;
- чрезмерная злость и нетерпимость к окружающим;
- склонность к конфликтам;
- чрезмерная эмоциональность и восприимчивость к внешним раздражителям;
- пессимистичное отношение к жизни;
- совершение необдуманных поступков;
- апатия и безразличие к происходящему вокруг;
- чрезмерная активность или же, напротив, пассивность поведения;
- зацикленность на одной и той же проблеме;
- прочие девиации.
Важно понимать, что далеко не каждый человек готов открыто заявить специалисту о существующей проблеме ввиду ее интимного или конфиденциального характера. В данном случае особенно актуальной становится работа такой службы, как телефон психологической помощи, при помощи которого может быть получена абсолютно анонимная консультация.
Возникновение и развитие психокоррекции
Психологическая коррекция в своем развитии прошла четыре последовательных периода. Первый заключался исключительно в описании уже известных фактов и новых гипотез. Речь в основном шла о диагностике и коррекции состояния детей, которые отставали как в умственном, так и в физическом развитии. Разрабатывались теории, которые подразумевали работу с мировоззренческими и познавательными процессами.
На следующем этапе теория оформилась в отдельную область знаний, а потому наступило время практических экспериментов. Психологи приступили к непосредственной коррекционной работе с пациентами. Основное внимание уделялось такой деятельности, как психологическая диагностика и коррекция детских познавательных процессов. Начинает проявляться интерес к явлению памяти. Также начинается активная работа с детьми, характеризующимися деструктивным поведением.
Третий этап охарактеризовался объединением всех ранее существующих идей в единую концепцию, которая определила признаки аномальных состояний. Также были разработаны основные направления, по которым проводилась психологическая коррекция. Получают развитие теории и методики адаптации детей с аномалиями развития слуха, речи, зрения и прочих систем.
К четвертому периоду можно отнести также и современность. Он характеризуется активной деятельностью специалистов. При этом психологическая коррекция - это уже не просто теория, а общепринятая практика, которая включает работу педагогов, медиков, а также реабилитационных центров и прочих служб.
Классификация
Хороший психолог обязательно должен быть знаком с широким спектром приемов коррекции. Стоит выделить следующие ее разновидности:
- В соответствии с задачами:
- нормализация семейных отношений;
- коррекция посредством игровых методик;
- нейропсихологические механизмы;
- стимулирование и коррекция личностного развития.
- По направлению:
- кратковременное воздействие на психику человека с целью устранения острых негативных симптомов;
- работа над выявлением и нейтрализацией причин психологических отклонений.
- В соответствии со способом воздействия:
- директивная коррекция;
- недирективные методы воздействия.
- По организационной форме:
- общая коррекция, которая приводит к оптимизации восприятия и взаимодействия с окружающей средой;
- частная психокоррекция - это воздействие на определенные сферы деятельности индивида;
- специальная подразумевает решение конкретных узких проблем.
Где применяется психокоррекция
Несмотря на сложность и деликатность темы, психокоррекция - это достаточно распространенная практика. У нее весьма широкая сфера применения. Наиболее часто данный механизм бывает задействован в следующих областях:
- эмоциональное развитие детей и подростков (также иногда речь может идти о работе со взрослыми людьми);
- коррекция интеллектуальной деятельности (восприятие и переработка информации, а также способность усваивать и правильно оценивать ее);
- психологическая коррекция подростков, которые под воздействием нестабильного гормонального фона могут характеризоваться девиантным поведением;
- коррекция личностного развития человека, которая подразумевает определение жизненных ориентиров, а также постановки и достижения целей;
- коррекция поведения (это может относиться к детям, а также реабилитации асоциальных личностей);
- работа над эмоциональной сферой.
Методы психокоррекции
Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:
- Простое предложение подразумевает моделирования определенных ситуаций, в которых пациенту предлагается принять решение. Стоит отметить, что категорически запрещено вести речь о жизненно важных ситуациях.
- Инструкция-парадокс заключается в том, что пациенту будет предложено смоделировать ситуацию, в которой он продолжает вести себя неизменным образом, не внося никаких коррективов. В результате он должен самостоятельно осознать ошибочность своей позиции.
- Фантазия - это формирование абстрактных рассуждений о реально существующей проблеме. Пациент может поразмыслить о ее причинах и возможных последствиях, а также альтернативных путях выхода из ситуации.
- Формирование нового видения ситуации предусматривает расширение мировоззрения. Появляется возможность посмотреть на проблему с новой, позитивной, стороны.
- Обратная связь - это метод, который подразумевает установление доверительных отношений между психологом и его клиентом. Когда цель будет достигнута, доктор будет иметь достаточное влияние на ситуацию и сознание человека.
- Закрытые вопросы используются в том случае, когда пациент не может (или не хочет) четко объяснить свою позицию. Психолог начинает сам перечислять альтернативные варианты.
- Выстраивание логической цепочки предоставляет возможность структурировать проблему. Таким образом, выявляются не только причины, но и промежуточные препятствия к преодолению.
- Эмоциональное резюме возвращает пациента к пережитой ситуации. При этом он должен описать не ход развития событий, а именно свои ощущения.
Работа с детьми
Психокоррекция детей осуществляется на основании следующего ряда принципов:
- коррекционной работе непременно должна предшествовать диагностика, по результатам которой определяются механизмы психологического воздействия;
- работа по устранению девиаций подразумевает установление полного контакта и взаимодействия (в противном случае она окажется неэффективной);
- в работе с детьми важно ориентироваться на ближайший период развития, а не на дальнюю перспективу;
- коррекция должна проводиться по направлению от высших психологических процессов к элементарным их проявлениям;
- для каждого возрастного периода определены эталонные показатели развития, поведения и мировосприятия, на которые и должен ориентироваться специалист в процессе работы с ребенком;
- важно не просто устранить девиацию, а искоренить саму причину (в противном случае проблема может в любой момент вернуться);
- психолог должен определить возрастную точку, в которой были замечены первые признаки отклонения, после чего предпринимать соответствующие меры;
- психологическая коррекция не должна касаться нормально работающих процессов и механизмов, а затрагивать лишь девиантные (при этом важно предупредить возникновение отклонений в будущем);
- нельзя работать с детьми по унифицированному сценарию (каждый сеанс должен планироваться исходя из того, какие успехи были достигнуты в ходе предыдущего);
- психологическая коррекция поведения ребенка должна учитывать интересы и способности;
- сеансы должны нести в себе не только практическую значимость, но также и доставлять детям эмоциональное и эстетическое удовольствие.
Этапы работы с детьми
Социально-психологическая коррекция поведения детей включает в себя следующие этапы:
- постановка диагноза по результатам беседы как с самим ребенком, так и с лицами, входящими в его окружение (друзья, родители, педагоги);
- составление перспективных прогнозов развития ситуации (должны быть предусмотрены варианты как по результатам коррекции, так и в случае отказа от нее);
- разработка коррекционной программы с указанием целей и детализацией их на отдельные задачи;
- реализация намеченного плана психологической работы;
- оценка достигнутых результатов.
Большинство специалистов сходится во мнении, что положительным сдвигом можно считать появление принципиально нового взгляда на сложившуюся ситуацию.
Подростковый телефон доверия
Подростковый период является одним из самых сложных как в плане развития, так и в плане постановки психологической работы. Важно понимать, что именно в это время человек сталкивается с серьезными проблемами мировосприятия, выбора и отношения к тем или иным ситуациям. Если учесть, что ситуация обостряется гормональной нестабильностью, то нередко вопросы имеют интимный характер. Очевидно, что молодые люди не всегда готовы говорить о своих проблемах открыто. Выходом из ситуации может стать телефон доверия для подростков.
Важно понимать, что данная форма психологической помощи является одной из самых эффективных и подходящих для детей старшего школьного возраста. Именно поэтому она получила такое широкое распространение во всем мире. При этом звонить могут не только сами подростки, но также их родители, педагоги, друзья и близкие люди. Такая востребованность вызвана также и тем, что телефонная связь - это один из самых доступных на данный момент ресурсов.
Если обратить внимание на статистику, то именно на подростковый возраст приходится наибольшее количество случаев суицида. Это вызвано в основном тем, что молодые люди не находят понимания в привычном кругу общения или же попросту не решаются рассказать о своей проблеме. Если говорить о такой службе, как телефон доверия для подростков, то появляется возможность выговориться и получить помощь от квалифицированного психолога. Молодых людей такой вариант привлекает тем, что разговор их ни к чему не обязывает и может быть закончен в любой момент.
Задача специалиста, который обеспечивает работу службы, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения и создать атмосферу взаимопонимания. Параллельно психолог должен определить степень серьезности проблемы, эмоциональное состояние клиента, а также период времени, в течение которого может быть оказана та или иная помощь. Почувствовав отсутствие критики и полное понимание, подросток наверняка раскроется перед специалистом, что позволит снять эмоциональное напряжение и перейти к непосредственному поиску путей выхода из положения.
Вывод
Психокоррекция - это исправление эмоционального состояния человека с помощью специалиста. Современный темп жизни, а также насыщенность ее событиями не могут не отразиться на душевном состоянии людей, а потому данное явление уже давно перестало быть чем-то новым и необычным. Своевременная помощь психолога порой становится определяющим моментом в решении той или иной эмоциональной проблемы. В случае деликатности вопроса может быть использован телефон психологической помощи.
Психокоррекция в своем развитии прошла несколько последовательных этапов. Поначалу это были исключительно теоретические труды, в которых выдвигались гипотезы о возможности исправить эмоциональное состояние человека или же его отношение к сложившейся ситуации. Постепенно специалисты начали переходить к практическим опытам. Наибольшее внимание уделялось именно работе с детьми и подростками, ведь в их мышлении и поведении наблюдается наибольшее количество девиаций. После того как все идеи были объединены в рамках одной концепции, психокоррекция стала распространенной практикой.
Ежедневно психологи сталкиваются теми или иными проблемами пациентов, которые требуют непременного вмешательства. Если говорить о коррекции, то она направлена на состояние детей и подростков, проблем интеллектуального характера, а также решение вопросов, которые касаются личностного роста человека. Довольно часто правки требуют поведенческие характеристики человека, которые подверглись девиациям в силу тех или иных обстоятельств. Одной из самых сложных сфер для коррекции является эмоциональный фон.
Что касается работы с детьми и подростками, то здесь одну из решающих ролей в психологической коррекции играют так называемые телефоны доверия, которые характеризуются полной анонимностью. Юный возраст характеризуется гормональной и эмоциональной нестабильностью, что нередко порождает отклонения психологического характера, а также проблемы с мировосприятием. В некоторых случаях подростки просто не могут открыться постороннему человеку (тем более - взрослому) в силу деликатности проблемы. Общаясь с незнакомым человеком посредством телефонной связи, молодые люди могут дать выход эмоциям, а также получить моральную поддержку и совет.