Как зарегистрировать торговую марку самостоятельно в России?
Обеспечение защиты собственного бренда подразумевает обязательное знание о том, как зарегистрировать торговую марку. У зарегистрированного товарного знака есть масса преимуществ, в первую очередь для самого предпринимателя. Далее в статье вы узнаете особенности процесса регистрации торговой марки.
Плюсы наличия зарегистрированного товарного знака
Немалая часть бизнесменов, несмотря на глубокие познания в ведении собственного дела, не имеют представления о том, для чего нужна регистрация торговой марки, и какие она имеет положительные стороны.
1. Защита товарного знака. Ваш знак никто не рискнет украсть, потому что незаконная эксплуатация чужой марки влечет за собой гражданскую и административную ответственность. В исключительных случаях может быть предусмотрена даже уголовная.
2. Использование знака во всех сферах деятельности. Зарегистрировавший собственную торговую марку имеет право пользоваться обозначением где угодно: на упаковке продукта, в документах компании, в области рекламы, а также создавать вывески и доменное имя во Всемирной паутине, а это очень выгодно для ведения собственного дела, так как в современном мире интернет занимает одну из ведущих позиций.
3. Доверие целевого потребителя. У людей, намеревающихся купить ваш продукт или воспользоваться услугой вашей фирмы, определенно сложится положительное впечатление, когда они узнают, что торговая марка зарегистрирована. Этот факт ассоциируется у клиентов с серьезным отношением компании к своей работе и планами на долгосрочную деятельность, а также с высоким качеством продукции.
Итак, предприниматель оказывается в выгодном положении, не поскупившись на регистрацию товарного знака.
Место регистрации торговой марки
В Российской Федерации местом, где осуществляется регистрация товарных знаков, является Роспатент. Чтобы зарегистрировать торговую марку самостоятельно, необходимо обратиться в вышеуказанную федеральную службу по делам интеллектуальной собственности и подать заявку. Она будет рассмотрена в течение 12 месяцев. Однако мало кто обращается с подобными делами в Роспатент напрямую, потому что считают, что намного проще воспользоваться услугами частных юристов. Их помощь заключается в правильном составлении заявки и сборе требуемого пакета документов. Данная информация будет полезна тем, кто задумывается о том, как зарегистрировать торговую марку самостоятельно в России. Товарный знак, утвержденный в российской службе, действителен лишь на территории РФ. Тем же, кто решается вывести бизнес на мировой уровень, нужно обращаться в следующую организацию.
ВОИС (или Всемирная организация интеллектуальной собственности) – международная служба, занимающаяся регистрацией товарных знаков и обеспечивающая предпринимателям их защиту. Все заявки подаются в бюро этой организации. Рекомендуется, как и в предыдущем случае, обращаться за помощью к профессиональным юридическим компаниям.
Стоимость регистрации
Говоря о том, как зарегистрировать свою торговую марку в России, стоит отметить, что в Роспатенте предпринимателям необходимо оплатить 3 пошлины за следующие процедуры:
1. Регистрация заявки.
2. Подробное ее рассмотрение.
3. Регистрация товарного знака и выдача сертификата.
Примерная общая стоимость будет составлять сумму от 20 000 рублей.
Кто может подать заявку на регистрацию
Для того чтобы зарегистрировать знак, нужно быть юридическим лицом. Заявление подается либо самим владельцем компании, либо ее представителем. Кроме того, это могут сделать доверенное лицо или патентный поверенный. Последний является аттестованным в государственном патентном ведомстве специалистом, который имеет право регистрации торговых марок и ведения дел, касающихся патентов. Поверенный должен обладать свидетельством государственного образца, которое подтверждает его права.
Что касается вопроса, как зарегистрировать торговую марку для ИП, то здесь процедура регистрации абсолютно аналогична случаю с юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель также может подать заявку самостоятельно или же поручить это дело доверенному лицу.
Типы товарных знаков
Выделяют несколько видов:
1. Словесный. Является самым распространенным. Включает в себя названия брендов, фирменные шрифты и слоганы.
2. Изобразительный. Данный вид подразумевает лишь картинку без использования надписей.
3. Смешанный. Сюда входят сочетания картинок и букв – логотипы.
Важно отметить, что зарегистрировать можно не только знак, но и его цвет, а также форму упаковки продукта.
Как зарегистрировать торговую марку: от подачи заявки до получения свидетельства
Прежде чем обращаться в службу интеллектуальной собственности, необходимо, собственно, придумать торговую марку и проверить ее на уникальность, дабы избежать обвинений в плагиате. Если после проверки не было обнаружено аналогичных товарных знаков, можно смело приступать к самой процедуре регистрации, которая представляет собой последовательность этапов:
1. Составление заявки. Заявка представляет собой пакет документов, который содержит данные о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе и регистрируемом товарном знаке. Необходимый комплект включает в себя:
- Заявление.
- Непосредственно обозначение.
- Описание знака.
- Перечень классов МКТУ, по которым регистрируется торговая марка.
Заявление должно быть написано по образцу Роспатента.
2. Рассмотрение заявки или ее формальная экспертиза. Сотрудники Роспатента принимают заявление и пакет документов, а затем присваивают заявке регистрационный номер, который сообщают заявителю на случай, если нужно будет дополнить пакет документации или внести какие-либо корректировки. Также по этому номеру находят заявку в обширной базе. Затем ее отправляют на формальную экспертизу, где проверяют правильность ее составления.
3. Рассмотрение по существу. Этот этап представляет собой тщательную экспертизу товарного знака на наличие совпадений с другими марками. Процесс этот сложен, как и в целом решение вопроса, как зарегистрировать торговую марку. Бренд не должен смешиваться с уже существующими марками, чтобы не вводить потребителей в заблуждение.
4. В результате рассмотрения заявки служба интеллектуальной собственности принимает решение о регистрации товарного знака. Его вводят в реестр и выдают заявителю свидетельство о том, что торговая марка официально зарегистрирована.
Правила регистрации торговой марки в России
Чтобы разобраться, как зарегистрировать торговую марку, необходимо знать правила, действующие на территории Российской Федерации.
Запрещается регистрировать марку на физических лиц, в отличие от доменных имен. Здесь появляется вопрос, как зарегистрировать имя как торговую марку. Товарные знаки-имена, конечно, существуют, но суть этих случаев в том, что зарегистрированы они на индивидуального предпринимателя или компанию. Отсюда следует, что использовать свое имя в качестве товарного обозначения разрешено. Стоит лишь подумать о том, как будет выглядеть имя или фамилия в виде торговой марки.
Лицам, собирающимся запустить собственный бренд, необходимо ознакомиться со статьей 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, где представлен перечень обозначений, недопустимых к регистрации.
Список необходимой документации
Помимо вышеописанных составляющих заявки, Роспатент требует предоставить следующие документы:
1. Квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена.
2. В случае коллективного обозначения - устав знака.
3. В случае подачи заявки патентным поверенным - доверенность с подписью руководителя компании.
В случае отсутствия данных материалов могут возникнуть недоразумения в процессе регистрации, поэтому крайне важно проверить наличие всего необходимого.
Особенности регистрации торговой марки в других странах
Для сравнения несколько слов о том, как зарегистрировать торговую марку за пределами России. В Германии заявку рассматривают быстрее, чем в РФ – около 7 месяцев, в то время как в восточных странах, таких как Индия, экспертиза проводится в течение нескольких лет.
В России и США запрещено использование чужих брендов в коммерческих целях, так как введение в заблуждение влечет за собой наказание. Кроме того, в России признаются трехмерные товарные знаки, в отличие от Японии и Великобритании. Там защита знаков такого рода осуществляется, только если они представляют промышленные образцы.
В некоторых странах запрещается использование фамилии в качестве торговой марки. Это обуславливается тем, что такое действие нарушает права людей, носящих ту же фамилию.