ДТ-30 «Витязь» — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу: описание, технические характеристики и отзывы

Экстремальные природные условия часто ставят под сомнение технические данные многих внедорожников. Существуют препятствия, которые даже специализированной технике не всегда по силам, а о стандартных транспортных средствах и речи идти не может. Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. ДТ-30 «Витязь» - уникальная разработка отечественных инженеров. Ему никакая стихия не страшна и нет непреодолимых препятствий. Модернизированная версия, с приставкой "П" - вдобавок может еще и плавать. Большинство моделей гусеничных транспортеров способны с легкостью преодолевать небольшие водоемы, лесные пересечённые территории, а также песочные и снежные завалы.

Вездеход "Витязь" ДТ-30 предназначен для работы в тяжелых условиях Сибири, Крайнего Севера, а также Дальнего Востока. При этом температура окружающей среды практически не имеет никакого значения. По большому счету все равно, будь то мороз в 50 градусов или жара за 40.

Уникальный двухзвенный вездеход

Данный быстроходный вездеход относится к группе сочлененных машин, но отличается от всех остальных уникальными параметрами проходимости и манёвренности. Практически нет условий, которые бы не смог преодолеть «Витязь» ДТ-30. Технические характеристики машины отлично подходят для работы со спасательными бригадами, при эвакуации во время наводнений, обвалов, снежных заносов и остальных стихийных бедствий, наносимых природой. Вездеход позволяет с легкостью найти и доставить в медицинский пункт пострадавших на месте катастрофы либо же, если пострадавших очень много, то доставить в эту зону врачей, медикаменты и все необходимое продовольствие.

Особенности

Кроме спасательных операций, ДТ-30 «Витязь» используется и для доставки разнообразного оборудования и спецтехники, к примеру пожарного оборудования, кранов, экскаваторов и прочих машин, которым самостоятельно добраться весьма затруднительно. Машины очень широко эксплуатируются в военных целях, различного рода подразделениями. Все благодаря высокой проходимости. Транспортеры способны преодолевать широкие овраги и рвы, ширина которых достигает до 4 метров, а также могут взбираться на пригорки и склоны высотой до полутора метра.

Конструкция машины обладает рядом особенностей, которые выделяют ДТ-30 «Витязь» среди остального списка вездеходов. Соединительные звенья могут складываться в двух плоскостях, а управление данным процессом возможно непосредственно из кабины водителя. Для того чтобы данные звенья могли без проблем перемещаться друг относительно друга, предусмотрено специальное поворотно-сцепное устройство, с установленными двумя гидравлическими цилиндрами для управления. Они способны значительно улучшить манёвренность движения машины, а также работать по принципу амортизирующих элементов, чтобы обеспечить более плавное движение.

Технические данные

Для того чтобы не было никаких проблем с недостатком мощности или же крутящего момента, инженеры приняли решение установить 12-цилиндровый мотор на «Витязь» ДТ-30. Расход топлива при этом варьируется в зависимости от используемого материала. Главное достоинство такого мотора - то, что он многотопливный. Мощность равна 780 лошадиных сил. В зависимости от комплектации возможна установка трех вариантов силовых установок:

  • С двигателем ЧМЗ.
  • С ЯМЗ.
  • С мотором Cummins.

Такое разнообразие силовых агрегатов может вызывать некоторые сложности в обслуживании. Одним из них являются запчасти. ДТ-30 «Витязь» предусматривает использование немецких двигателей, ремонтные узлы в лучшем случае приходится ждать несколько месяцев. Это, пожалуй, один из основных недостатков машины с зарубежной силовой установкой.

Тем не менее грузоподъёмность равна 30 тонн, а масса машины в снаряженном состоянии - 28 тонн. Стоит отметить, что при таком довольно большом весе давление, которое оказывают гусеницы на грунт, минимальное. В среднем оно составляет 0,3 кг/кв.см. Это позволило значительно повысить уровень проходимости машины и практически исключить застревание в тяжелых грунтах.

Эксплуатационные данные

Большой вес не сильно сказался на скорости передвижения машины. При движении по суше, по твёрдым грунтам ДТ-30 «Витязь» способен развивать скорость до 50 км/ч. Во время преодоления водных и болотистых участков данный параметр снижается до 4 км/ч. На проходимость влияет и максимальный угол заезда, а также съезда. У вездехода - 30 градусов, притом что он способен выдерживать крены до 15 градусов. Экипаж - 5 человек. В среднем запаса топливного бака хватает на преодоления расстояния до 500 км. Говорить о более точном значении потребления горючего сложно, ведь все зависит от множества факторов, а в первую очередь от самого материла. Двигатель может использовать любое топливо, но от этого его технические данные могут изменяться.

Трансмиссия и ходовое оборудование

Гусеничные вездеходы марки ДТ комплектуются гидромеханической трансмиссией с дополнительным трансформатором, который позволяет более плавно передавать крутящий момент. Между коробкой передач и дифференциалом установлена блокировка, необходимая для выбора оптимального режима при движении по снегу, болоту или другим труднопроходимым местам.

Ходовое оборудование состоит из обводов с установленными гусеничными лентами. Дополнительно на них установили стальные поперечины. Это необходимо для снижения давления на поверхность грунта и тем самым повышения проходимости. Эти поперечные элементы отлично справляются и с самоочисткой, а также защитой корпуса от обледенений, которые появляются на ходовом оборудовании.

На главных катках стоит независимая подвеска. В качестве рабочего элемента выступает торсион со специальным пористым наполнителем. Это позволяет вездеходу более плавно двигаться без повреждения элементов крепления.

Для того чтобы снизить силу ударов, приходящихся на ходовую часть, от преодоления преград используются ходовые колеса с полиуретановыми покрытиями. Это в дальнейшем позволяет значительно увеличить долговечность вездехода.

Стоимость

Цена на ДТ-30 «Витязь» варьируется от 6 до 8 миллионов рублей, в зависимости от комплектации и оборудования установленного с завода. Тем не менее машина стоит своих денег. Все из-за уникальных эксплуатационных свойств. Вездеход справляется с задачами, которые на первый взгляд могут показаться невыполнимыми или не совсем реальными. На вторичном рынке, к сожалению, предложений очень мало, так как мало кто хочет попрощаться со столь универсальным экземпляром.

Впечатления

Несмотря на впечатляющие технические характеристики, операторы жалуются на них. Часто можно увидеть заявление о том, что часто ломается трансмиссия, а моторы весьма прихотливы, притом что заявлены как многотопливные. Самое слабое место - сцепное устройство, при больших углах поворота узел довольно быстро изнашивается.

Весьма спорная машина получилась, на деле проявилась значительно хуже, чем во время проведения испытаний.

Комментарии