Броненосец "Микаса": модель, фото, оценка проекта, повреждения, где находится?
Сегодня сложно отыскать человека, который бы знал о русско-японской войне хоть что-то. Правда, некоторые смутно припоминают о блокаде Порт-Артура, но на этом познания обычно заканчиваются.
Одним из символов того противостояния стал (с японской стороны) броненосец «Микаса». Японцы до сих пор гордятся этим кораблем, в настоящее время он исполняет роль плавучего музея.
Общие сведения
На момент постройки эскадренный броненосец этого типа стал самым мощным и серьезно вооруженным броненосцем Страны восходящего солнца, одним из крупнейших кораблей того периода. Он участвовал, будучи флагманом адмирала Того, в войне России с Японией. Участвовал в Порт-Артурских событиях, в Цусимском побоище. Во время Первой мировой охранял побережье Японии. Сейчас броненосец «Микаса» - музей, находится в порту Йокосука.
Для чего он создавался?
В 1895 году, когда Япония победила аграрный и отсталый Китай, что стало совершенно внезапным для мирового сообщества событием. Меж тем, японцы все равно не удовлетворили собственные имперские амбиции, причем немаловажную роль в этом сыграла наша страна. Под давлением Российский империи им пришлось перестать предъявлять свои права на Маньчжурию, также им пришлось сделать жест «доброй воли», отдав ранее захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Во многом это было обусловлено тем, что в Чифу тогда стояла русская эскадра, связываться с которой японцы не желали.
Вместе с тем в правительстве Японии осознавали, что воевать с Россией им все равно придется, и победа, с учетом многих факторов гипотетического театра боевых действий, будет зависеть от успешности действий флота (равно, как и от его наличия). В 1895 году японцы приняли судостроительную программу сроком на 10 лет, предусматривающую строительство крупного и современного боевого флота.
Строительство
Закладка корабля была осуществлена в городе Барроу на верфи компании Викерс (будущего производителя танков). Произошло это 24.01.1899 года. На воду будущий флагман японского флота был спущен 8.11.1900 года. В строй его ввели 1.03.1902 года. К тому времени были полностью завершены все этапы государственных испытаний. О стоимости проекта точных данных нет, но историки предполагают, что она составила не менее миллиона фунтов стерлингов, что по тем временам в «долларовом эквиваленте» равнялось четырем миллионам.
Характеристики корпуса
Не отличаясь этим от прочих кораблей, построенных за время 1895-1896 годов, броненосец «Микаса» стал классическим представителем кораблестроительной школы сэра Вильяма Генри Уайта.
Корпус собирался из кораблестроительной стали высшего сорта, система набора шпангоутов корпуса – поперечная. Строился корабль по однопалубной схеме, носовой завал шпангоутов был довольно незначительным, но в то же время завал на миделе и в корме отличался выраженностью. Внутри корпуса были устроены особые водонепроницаемые перегородки, благодаря которым корабль был поделен на несколько небольших отсеков. Они придавали дополнительную устойчивость судну при попадании торпед.
Особенностью броненосца считались двойные борта и двойное дно. Увеличенный слой брони поднимался до уровня бронепалубы. Второй отличительной чертой корабля являлся носовой наплыв, который должен был выполнять роль тарана. Помимо этого, броненосец «Микаса» (фото его представлены в этом материале) имел выраженную седловатость верхней палубы. Боковые кили были предназначены для стабилизации корабля во время качки.
Технические характеристики броневого корпуса
Частичное водоизмещение корпуса – более 15 тонн. Полное водоизмещение – 16 тонн. Максимальная длина – 132 метра, между перпендикулярами - 122 метра. Средняя ширина корпуса – 24 метра, среднестатистическая осадка – восемь метров.
Броненосец «Микаса» отличался от прочих кораблей, построенных для Японии, тем, что у него был заметно меньший промежуток между барбетами 305-мм орудий. Это обусловило компактность, но в то же время такое конструкторское решение сделало невозможным монтаж 152-мм орудий в отдельных казематах. А потому конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу с размещением на корабле сразу трех броневых поясов. Высота основного броневого пояса – около 2,5 м, над ватерлинией он возвышался примерно на 70 см.
В районе миделя толщина брони достигала 229 мм, но в подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм. По краям цитадели броня также была тоньше, до 178 мм, а около броневых траверз она и вовсе доходила до 102-127 мм. Лучше всего был защищен непосредственно район цитадели. Так как там проходил главный бронепояс, у конструкторов была возможность защитить ее 152-мм броней.
Конструктивно был особенно важен третий броневой пояс, который простирался вплоть до верхней палубы. Его главной задачей была защита батареи шестидюймовых пушек. Мы уже говорили, что некоторые конструкторские решения не позволили устанавливать 152-мм орудия в отдельных казематах, но это не касалось четырех пушек на верхней палубе. Они были защищены 152-мм броней снаружи и 51-мм – изнутри.
Прочие участки бронирования
Лучше всего были защищены барабеты главного калибра и боевая рубка корабля – 356 мм брони. Примыкающие к барабетам части цитадели были бронированы не так хорошо – «только» 203 мм стали. Так как траверзы на верхней палубе прилегали к установкам под рациональным углом, конструкторы защитили их броневыми листами толщиной только 152 мм. Этого было достаточно для выдерживания обстрела и, вместе с тем, позволяло облегчить конструкцию корабля.
Все орудийные установки бортов прикрывались защитными листами толщиной 254 мм (лоб). Бока и крыша были защищены немногим хуже – 203 мм. Верхняя палуба бронировалась листами в 25 мм. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) имела толщину в 51 мм (причем на скосах этот показатель равнялся 76 мм). Неплохо была защищена и карапасная палуба, бронирование которой равнялось 76 мм.
Вообще броненосец «Микаса», модель которого разрабатывалась лучшими английскими инженерами, был первым из японских кораблей, для защиты которого использовалась именно сталь, изготовленная по методике Круппа. До того применялась гарвеевская броня, сопротивляемость которой была меньше на 16-20%. Кстати говоря, полный вес брони на «Микасе» достигал 4091 тонн (а это почти 30% от полного водоизмещения корабля).
Силовая установка корабля
При конструировании была использована двухвальная схема. «Сердцем» корабля были трехцилиндровые паровые установки производства компании «Виккерс». Особенностью этого механизма было использование энергии «тройного расширения» пара, за счет чего удавалось экономить топливо и добиваться максимальной дальности хода на одной заправке. Ход поршня был более одного метра!
Скорость вращения валов в режиме крейсерского хода достигала 125 об/мин. Для выработки пара использовались 25 котлов Бельвиля, выдерживавших максимальное давление пара 21 кг/см². Как и само машинное отделение, их компоненты изготавливались компанией «Виккерс».
Общая поверхность котлов достигала 3,5 тыс. м2, причем общий размер колосниковых решеток доходил до 118,54 м2. Диаметр обеих дымовых труб превышал четыре метра! Проектная мощность каждой силовой установки равнялась 16000 л/с, что позволяло достигать крейсерской скорости в 18 узлов. Разумеется, только при условии не изношенных машин и своевременного обслуживания механизмов. Особое внимание инженеры уделили гребным винтам, изготовленным из марганцевой бронзы.
Помогут увидеть, как был сконструирован броненосец Mikasa, чертежи корабля, которые вы найдете на страницах этой статьи.
Запасы топлива
Запасы угля на корабле хранились в двух огромных бункерах, проходящих по периметру обоих бортов, расположенных параллельно машинным отделениям. Причем высота их была такая, что танкеры с углем немного возвышались над главной палубой: сделано это было специально, для обеспечения лучшей защищенности. Как правило, на борт загружали 700 тонн угля, его максимальный запас составлял 1,5 тыс. тонн.
На скорости десять узлов корабль мог преодолеть 4600 морских миль, на крейсерском ходу (16 узлов) максимальное расстояние равнялось 1900 морских миль. При прохождении государственных испытаний команда смогла «раскочегарить» корабль до 16,5 тыс. л/с при рекордной скорости в 18,45 узла.
Прочее бортовое оборудование
На борту имелось три паровых генератора, которые могли вырабатывать постоянный ток напряжением 80 В, суммарная их мощность достигала 144 кВт. По тем временам это были очень хорошие показатели.
На борту также было установлено три становых якоря Мартина. Помимо этого, для облегчения тактического отслеживания боевой информации служило шесть прожекторов. При этом два из них располагались на марсах, а еще четыре – на кормовом и носовых мостиках.
Чтобы обеспечить свой флагман надежной связью, Япония (как и во всех предшествующих случаях) заключила контракт с итальянской компанией «Маркони». Радиоантенна натягивалась между фоком и грот-мачтой. Дальности связи хватало примерно на 180 морских миль.
Для спасения экипажа при торпедировании предусматривалось 15 плавательных средств различного размера.
Боевое применение, Порт-Артур
8.02.1904 (по новому стилю – 26 января) эскадренный броненосец «Микаса» подошел к острову Круглый, находящемуся в непосредственной близости от Порт-Артура. В пять часов вечера именно на флагманских мачтах были вывешены флажки, содержание которых гласило: «Идите в атаку по заранее назначенному плану. Желаю удачи». Девятого февраля «Микаса» (в составе эскадры из восьми броненосцев) подошел непосредственно к Порт-Артуру и вступил в бой с русским флотом.
В 11 утра был открыт огонь главным калибром, причем наши корабли находились на расстоянии 46,5 кабельтов от него. Спустя несколько секунд флагман поддержали огнем остальные корабли японцев, вскоре по ним стали бить русские броненосцы и береговые батареи.
Уже в 11.16 было зафиксировано прямое попадание в «Микасу» 254-мм снарядом. Оно привело к повреждению грота и разрушению (частичному) кормового мостика. Ранено семь человек. Через несколько минут – снова попадание, и снова пострадала грот-мачта. Не менее трех раз осколками рвалось боевое знамя, которое практически сразу вешали на место. В 11.45 адмирал Того, командир броненосца, приказывает эскадре отходить.
В тот момент броненосец «Микаса», повреждения которого не представляли прямой опасности, вполне мог продолжать бой. Того отвел корабли из-за меткой стрельбы береговой батареи, снаряды которой, даже при однократном попадании, вполне могли отправить судно на дно.
В тот день сколь-нибудь значимый успех не сопутствовал ни одной из сторон сражения. В дальнейшем же и «Микаса» особо значимых деяний не совершил, но зато его минные катера сумели несколько раз сильно повредить некоторые русские броненосцы.
Цусима
Бой длился более суток. За это время японский броненосец «Микаса» получил около 40 попаданий (и это – только наиболее существенные). Большая часть из них приходилась на 305-мм снаряды. Наиболее невезучим оказалось третье казематное 152-мм орудие. В его крышу угодил 305-мм русский снаряд. В результате погибло около девяти человек. Судну очень повезло, что не детонировал боекомплект.
Через два часа в то же самое место (!) попал 152-мм снаряд. На этот раз погибло еще два матроса, но взрыва, как и в прошлом случае, по счастливой случайности удалось избежать. Прочие повреждения привели к выходу нескольких орудий из строя, в паре мест начали опасно расходиться броневые плиты корпуса.
Но куда хуже закончилась стоянка 11 сентября на базе в Сасебо. И поныне не установлены причины, из-за которых детонировала большая часть бортового боезапаса. Броненосец «Микаса» (фото которого есть в статье) быстро пошел ко дну. Спасла его сравнительно небольшая глубина, но даже в таких условиях только четвертая попытка подъема завершилась успехом. Сразу погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, впоследствии также оказавшиеся смертельными.
Огромную дыру в борту заделали, и уже через 11 месяцев корабль снова был в строю. Впрочем, для окончательной ликвидации последствий катастрофы понадобилось еще два года. В годы Первой Мировой войны корабль патрулировал побережье Японии, участвовал в интервенции, стоял на рейде в бухте Владивостока.
Окончательно из состава флота корабль был исключен в 1923 году. Кстати, любой желающий и поныне может посмотреть на судно «Микаса» (броненосец). Где находится этот корабль в настоящее время? Он стоит в Йокосуке.
Кстати говоря, процедура превращения броненосца в музей сама по себе доставила инженерам немало проблем. Сперва пришлось откопать огромный сухой док, заполнить его водой… А затем завести в него судно и полностью этот док осушить. Корабль и поныне стоит, вкопанный по ватерлинию, как будто бы полностью готовый к новому походу.
Его образ широко используется в искусстве. Так, предложить вам броненосец «Микаса» из бумаги вам сможет практически каждый сувенирный магазин. Кроме того, корабль можно увидеть во многих компьютерных играх, его упоминания часто встречаются в литературе.
Вместо завершения
Итак, насколько удачен оказался броненосец Микаса? Модель его имеет английское происхождение, но этот уроженец Туманного Альбиона оказался на диво приспособлен к японским условиям.
Кстати говоря, именно Англия, по сути, оказалась в выигрыше от постройки данного корабля. Во-первых, страна получила возможность занять рабочих на верфях. Во-вторых (что немаловажно), практически все «сопутствующие товары» наподобие пороха японцы также купили в Великобритании.
Но куда важнее была практика: английские специалисты досконально изучали успехи японцев в Русско-Японской войне, делали выводы, составляли прогнозы, решали, как им лучше модернизировать собственный флот. И это – без вступления в сражения!
Так насколько же хорош был броненосец «Микаса»? Оценка проекта довольно высока. Специалисты отмечают хорошее и равномерное бронирование корпуса, неплохую вооруженность, отличное качественное оснащение корабля. Особенно высоко оценивается качество броневой стали: если бы не ее свойства, то в 1905 году корабль наверняка бы не выдержал сорока прямых попаданий.
Кроме того, броненосец «Микаса» (чертежи это подтверждают) имел впечатляющую боевую живучесть. Она была достигнута за счет рационального расположения водонепроницаемых отсеков.
А какие у проекта были недостатки? Их также было немало. Во-первых, мы уже указывали на склонность корабля к «зарыванию» даже при невысокой волне. Во-вторых, изначально японские адмиралы хотели получить корабль с крейсерской скоростью до 25 узлов, но в реальности броненосец смог разогнаться только до 18 узлов.